Событие в художественном тексте. Сюжетное и бессюжетное повествование. Особенности построения сюжета: компоненты сюжета (завязка, ход действия, кульминация, развязка – если они есть), последовательность основных компонентов. Соотношение сюжета и фабулы. Сюжетные мотивы. Система мотивов. Типы сюжетов.
Тема 13–14. Художественное пространство и художественное время. Хронотоп
Пространственные особенности текста. Пространство и образ мира. Физическая точка зрения (пространственные планы: панорамное изображение, крупный план, подвижная – неподвижная картина мира, внешнее – внутреннее пространство и др.). Особенности пейзажа (интерьера). Типы пространства. Ценностное значение пространственных образов (пространственные образы как выражение непространственных отношений).
Временные особенности текста. Время действия и время рассказывания. Типы художественного времени, значение временных образов. Лексика с временным значением. Основные хронотопы текста. Пространство и время автора и героя, их принципиальное отличие.
|
|
Тема 15. Предметно-вещный мир литературного произведения
Категория вещи в художественном мире. Пейзаж, портрет, интерьер. Деталь и подробность. Историческая изменчивость предметного пространства литературы. Предметно-вещный мир и авторская индивидуальность писателя.
Тема 16. Субъектная организация литературного произведения
Автор и повествователь. Тип повествователя, его точка зрения. Повествование как сообщение о событиях и повествование как способ связи речевых компонентов текста. Соотношение физической, идеологической, психологической и ценностной точек зрения повествователя. Речь повествователя, приемы художественной изобразительности. «Чужое слово» в речи повествователя и героев, его функции.
Субъектная организация в прозаическом и поэтическом тексте. Лирический субъект, его типология.
Тема 17. Анализ эпического произведения
Чтение, анализ и интерпретация произведения. Роль читателя в процессе понимания литературного текста.
См. План анализа в планах лабораторных занятий.