Занятие № 1 Тема 6. Образная природа литературы. Художественный образ

Тема 2. Методические основы работы литературоведа

Вопросы для обсуждения

1. Типы научных изданий (информация).

1) Основы библиографического описания источников.

2) Справочная литература по литературоведению.

3) Словари (литературоведческих терминов, ЛЭС, биобиблиографические словари и справочники, биографические словари, псевдонимов, поэтический словарь, словари образов и мотивов, мифологический).

Задание: создать текст словарной статьи; описать структуру статьи из Словаря литературоведческих терминов и ЛЭС: персонаж – литературный герой.

4) Энциклопедии (КЛЭ, Лермонтовская, Пушкинская и другие по авторам, МНМ).

5) Летопись жизни и творчества.

6) Справочно-библиографические издания.

7) Критико-научная литература.

8) Научная: статья, сборник статей, монография, диссертация, комментарий.

9) Научно-популярная: статья в «толстом» журнале (периодике), вступительная статья, послесловие, монография (книга о…).

10) Научно-методическая (учебник – академические истории литературы, краткий курс, курс лекций и прочее, семинарий, учебное пособие, методические указания).

Задание

Составить аннотацию статьи: Литературный герой.

Составить тезисы статьи: Литературный герой

Занятие № 2.

Тема 5. Модусы художественности.

Задание

Конспект статьи В.И. Тюпы «Художественность» (Чернец. 463–482).

Подобрать примеры к каждому типу модуса художественности.

Коллоквиум. Сообщение по одному из разделов статьи: устный анализ одного произведения в рамках модуса художественности (на выбор).

Занятие № 3.

Тема 6. Образная природа литературы. Художественный образ

Задание

Составить тезисы, конспект статьи «Образ художественный» (Чернец. С. 209 – 219).

Придерживаться плана.

1) Автор и характеристика автора.

2) Тип статьи.

3) Тема статьи.

4) Цель.

5) Методы и последовательность достижения цели.

6) Адресат.

Вопросы для обсуждения

1. Образ как форма познания.

2. Различие понятия и художественного образа.

Контрольная работа «Специфика художественного образа»

Занятие № 4-5.

Тема 9. Содержание и форма художественного произведения

Вопросы для обсуждения

1. Содержание и форма как две стороны литературного произведения. Диалектика содержания и формы:

Гегель С. 67 – 71

Гегель. 138 – 140

Гегель. 202 – 204

Есин. С. 25 – 31

Бахтин. 204 – 205

Проверка конспектов (тезисы)

2. Понятие «содержательной формы», его смысл и границы.

Гачев, Кожинов. 205 – 208

Есин. 31 – 34

2. Содержательный аспект художественного произведения

Тематика, проблематика, идейно-эмоциональная оценка. Внешняя и внутренняя тема. Методика тематического анализа: ключевые слова, мотивы (Б.В. Томашевский), образы, авторские рассуждения. Рамочные компоненты текста, их функции. Типы проблематики. Художественная идея.

Тематика

Есин. С. 34 – 40.

Поспелов. 73 – 77.

И.А. Виноградов. 254 – 263.

Проблематика

Есин. С. 43 – 56.

Идейно-эмоциональная оценка

Есин. С. 58 – 64.

Пафос, его виды

Есин. 64 – 72.

Модусы художественности (коллоквиум)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: