Составить словарь основных понятий (терминов) для описания содержательной стороны литературного произведения.
Контрольная работа: литературоведческий диктант.
Все примеры приводить из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
Занятие № 6.
Тема 10. Картина мира литературного произведения
Вопросы для обсуждения
1. Художественное произведение как система.
Чернец. 153 – 176 (краткий конспект для проверки). Можно ориентироваться на следующие вопросы.
Онтология художественного произведения: компоненты заглавия и их функции: название произведения; имя автора; жанровый подзаголовок; связь произведения с другими произведениями: типологические свойства произведения; «чужое» (готовое) слово; двойная рамка (внешняя и внутренняя); единство произведения, его обусловленность личностью автора.
Аксиологический подход к проблеме единства художественного произведения. Что определяет оценку художественности (целостности) произведения на протяжении истории литературы? Историческая изменчивость представления о целостности литературного произведения.
2. Анализ формы и интерпретация содержания литературного произведения
Потебня. С. 170 – 173.
Потебня 173
Скафтымов 173 – 178.
Скафтымов. 181 – 185.
Бушмин. 185 – 189.
Гуковский. 181 – 185
Лихачев 194 – 198, 198 – 199.
3. Картина мира в литературном произведении, ее особенности.
Лихачев. С. 194 – 198. Конспект.
Задание
Письменная контрольная работа по одному из вопросов в кн.: Есин. С. 34.
Занятие № 7.
Тема 11. Герой – персонаж – характер в литературном произведении
Вопросы для обсуждения
1. Персонаж: его определение
Чернец. 345.
Поспелов. С. 158.
2. Типология персонажей. Действующие лица. Персонаж и герой.
Поспелов. 159.
Чернец. 245 – 247.
3. Структура героя: герой и характер; герой и тип.
Белецкий. 274 – 280.
Чернец. 247 – 250.
4. Психологизм
Поспелов. 161 – 165.
Чернец. 313 – 328.
5. Статические и динамические характеристики персонажа
1) Портрет; Есин. 76 – 79.
2) Имя;
3) Поступки (взаимоотношения с другими персонажами): см. Сюжет
4) Чернец (Поведение персонажа). С. 261 – 278.
5) Речь (формы и стиль речи). Поспелов. 165 – 167.
6) Художественные детали. См. Предметно-вещный мир произведения
6. Автор и герой: См. Автор
7. Система персонажей.
Поспелов. С. 169 – 161.
Чернец. 252 – 260.
Задания
Доклад: «Структура литературного героя» по книге: Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979. С. 89 – 149.
Составить план доклада.
Дома: Дать письменную характеристику одного из персонажей рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».
Занятие № 8.