Основные черты постструктурализма

1. Для постструктурализма характерно внимание к проблемам текстологического плана. Культура понимается как совокупность текстов. Деррида отвергает принятое в лингвистике представление о первичности звуковой речи перед письменной. Он усматривает в этом порок, свойственный всей предшествующей философии (первичность "логоса" - одновременно как закона и слова). Деррида выдвигает идею о первичности письменности как материальных "следов", служащих опорой для языковых знаков.

Деррида выдвинул принцип деконструкции, исключающий всякую возможность установления для текста какого-либо единственного и устойчивого смысла (значения). Любой текст создаётся на основе других, уже созданных текстов. Те, в свою очередь, создаются на основе существовавших ранее текстов. Таким образом, культура предстаёт как бесконечный и безграничный текст. Текст приобретает самодовлеющее значение и самостоятельный смысл, отличный от того, который имел в виду автор. При этом и сам автор теряется где-то в прошлом. Так что текст становится автономным и анонимным. Р. Барт ввёл понятие "смерти автора". Текст сам по себе настолько важен, что автором вообще можно пренебречь, он сделал своё дело - создал материал для дальнейшей интерпретации. В постструктурализме познание сводится к пониманию и истолкованию текстов. Поскольку каждый истолковывает текст по-своему, то провозглашается плюрализм человеческих истин, относительный характер наших знаний.

2. Характерной чертой постструктурализма является негативизм. Всё, что раньше считалось устоявшимся, надёжным, определённым: человек, разум, философия, наука, прогресс, культура - объявляются теперь несостоятельным и неопределённым. Всё превращается в слова, рассуждения и тексты, которые можно интерпретировать, понимать, но на которые нельзя опереться в познании и практической деятельности.

3. В постструктурализме происходит отказ от понятия "прогресс" в познании и культурной жизни. Понятие прогресса заменяется понятием роста или "распространения", образно выраженном в термине "ризома".

Ризома - это беспорядочное распространение, не имеющее какого-либо превалирующего направления, регулярности. Именно ризома, служит основным образом современной культуры, с её отрицанием упорядоченности, синхронности, регулярности, системности.

4. В постструктурализме происходит отказ от способа мышления посредством оппозиций, характерного для структурализма. В частности, исчезает противопоставление высокого и низкого, массового и элитарного в культуре. Стирается чёткая граница между разными уровнями и формами культуры. Исчезает и оппозиция "центр - периферия", что означает утрату центрального положения Запада как традиционного ядра современной культуры.

5. Для постструктурализма характерно стирание пространственных и временных границ, внимание к прошлому, подражание старым стилям.

42. Методология современного литературоведения. Отечественное литературоведение развивалось под флагом социологического метода. До сих пор его инерция сказывается на школьном и вузовском образовании. Изучается прежде всего эпическое творчество, а лирика и драма побоку. Бахтин, Лихачев, Гаспаров, Виноградов стоят особняком в литературоведении. Социологический метод отталкивается от культурно-исторической школы И. Тена, послужившей для него основой. Основной признак – историзм. Без истории рассмотрение пр-я невозможно. Другие подходы или редуцируются, или игнорируются. Современное литературоведение располагает всеми достижениями предшествующих этапов. 1. Техникой структурного анализа пр-я. 2. Аппарат описания поэтического мира писателя. Современное литер-ние развивается под знаком методологического релятивизма, относительности, т.е. все одинаково важно, нет ни одной ведущей методологической школы. Все подходы нужно учесть. В позднее советское время было осознано, что социологизм не только не работает. Поэтому появилась школа Лотмана, Успенского. Ситуацию в современном литер-нии можно обозначить как просвещенный эклектизм (смешение) - Жолковский. С одной стороны просвещение, с др – эклектика. Для совр. Литературоведов ед-во текста мыслится не только в одном тексте, внутри, но и во вне. Текст спроецировано на мн-во контекстов – плюрализм прочтения пр-я, необходимость подключения к этому арнализу разных контекстов. Текст д.б. спроецирован, чтобы максимально глубоко его прочитать, раобраться в нем. Контексты:

1. Конкретный подтекст, с которым пр-е играет, на которое ориентировано. Поддекст м.б. явным и скрытым «Памятник Пушкина» - восходит Горацию «Мельпомене», потом отталкиваются державин и Ломоносов, потом только Пушкин. Белая гвардия – опыт капитанской дочки Пушкина, друце Белая церковь.

2. Жанр, которым написано пр-е, который автор писатель пытается осмыслить Ахматова Приморский сонет, Родная земля. Жанр сонета каждый раз переосмысляется. Поэма Медный всадник имеет подзаголовок пет.повесть. кролики и удавы – философская сказка, аллегория, повесть, но это сов-но новый жанр. Понимание новаторской природы вынесено в подзаголовок

3. Вся система инвариантных для авторов мотивов – повторяющиеся, сквозные мотивы, которые подвергаются изменениям. Мотив непрозрачности ч-ка, мотив об-ва, толпы, мотив тайного знания, пошлости. Л. Андреев – мотив бездны, отчаяния, в которых ок-ся ч-к. Лермонтов – мотив богоборчества, протеста, одиночества. Система, контекст всех мотивов изменяется в конкр. пр-ии.

4. Современный социокультурный контекст, в котором текст формируется. Время становления фашизма, революция, гр.в-на, коллективизация ит.д. Булгаков, Бабель, Пильняк, Платонов, Фадеев, Донские рассказы, тихий дон, поднятая целина – вариант утопии.

5. Глубинные архетипы подоплека глубинная, мифологическая, психологическая. Сфера бессознательного – коллективное и индивидуальное бессознательное. Архетип белой вороны Озеро облако башня. Желание праздника – топос. Пр-е Платонова «Фро» – миф о душе психее.

6. Биография писателя, биогр. текст тв-ва писателя. Это конкретная редакция общего текста жизнь и тв-ва писателя. Мысль семейная в тв-ве Толстого значимая, его волновали отн-я с женой. Рассказ Тургенева МУМУ – помещица-крепостница – мать тургенеа – Варвара петровна. маргприта – жена Булгакова - Елена Сергеевна.

Эти сочетания учитывают контексты. Зависит от предмета, цели исследователя. Контекст подсказывается самим материалом. Система мотивов, персонажей, иногда это деталь. Это зависит от эрудиции, подготовленности писателя, исследовательского опыта. Учет всех возможных контекстов – задача исследователя.

Интертекстуальный подход – автор сам не знает, какие авторы воспроизведены в его пр-ии.

Современный интеллектуальный поиск свободен от идеологии. Советское литер-ия – идеологическое, например.

Литвед-е стремится быть равноправным с худ. тв-ом. Язык лит-ры и литературоведения спорят др.с др. многие труды явл. и худ, и литературоведч. Работами и наоборот: книга А.Синявского Прогулки с Пушкиным. Шалковский – нрсб (неразборчиво – сокращ.) б.Акунин Писатель и самоубийство. Это м.использовать при хар-ке постмодернизма. Вайн и генес «Русская кухня в изгнании», Штейн Метефизика русской литературы, природа и мир – тайник вселенной.

Книга поэта Бориса Кедрова «Поэтический космос». – вольное литературоведение. Современные литературовды: Лихачев, Федотов, Чернец, Литерман, Манн, Хализев (спец по драме), Гаспаров, Бройтман (специалист по исторической поэтике), Гинзбург (авторитет в области лирики.)

К концу века усиливается высокая степень реминисценции. Пачатантра – начало сравнительного литературоведения.Веселовский. Фрезер – Золотая ветвь. (мифологическая школа, мифологическая критика 20 века. Здесь акцент на ритуале. Буслаев, пропп, лотман стр-ра поэтического текста, биография Пушкина, адресованная школьникам. Потебня. Тен, Лансон, Ренан – жизнь иисуса.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: