Двухсложные размеры

СОДЕРЖАНИЕ

1. Выписка из ГОС стандарта

2. Пояснительная записка

3. Тематическое планирование

4. Содержание курса лекций

5. Основной список литературы

6. Дополнительный список литературы

7. Методические рекомендации для СРС

8. Контрольные вопросы к зачету

9. Темы контрольных и бакалавриатских работ

10. Глоссарий

11. Тесты

12. Рецензия на УМК

13. Электронный вариант УМК

ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

Пояснительная записка

Программа курса «Литературоведение» призвана обеспечить повторение материала, усвоенного студентами на младших курсах, а также обеспечить расширение теоретических знаний, которые позволят улучшить качество анализа художественного текста.

Задачи курса определяются как современным уровнем развития литературоведения, так и современными требованиями, зафиксированными в школьной программе и в заданиях к ЕГЭ.

Главная цель курса «Литературоведение» – сориентировать студента – будущего учителя, в круге материала и проблем, которые окажутся в центре его внимания в процессе педагогической деятельности.

Лекционный курс выстроен по родовому и жанровому принципу, т.е. учитывает законы анализа художественного произведения, исходящие из глубинных основ эпоса (рассказа, повести, романа), лирики и драмы (комедии, драмы, трагедии).

Курс лекций, исходя из указанного принципа, составлен из 3-х частей: сначала изучается эпическое произведение (фабульно-сюжетные отношения, субъектные сферы, структура жанровых моделей), затем лирическое (эмпирическая и философская составляющие стихотворения, лирический сюжет, особенности русского стихосложения) и, наконец, драматического (жанровые особенности конфликта, развитие драматического сюжета).

Формой отчетности является зачет, который состоит из нескольких частей. Студенты проходят тестирование, предоставляют творческую работу, в которой демонстрируются навыки анализа художественного текста, сдают конспекты научных работ (отрывков из монографий, статей).

Курс «Литературоведение» читается в течение 7-го семестра, в процессе чтения лекций предполагается тестирование и проведение микроконтрольных работ, итоги которых влияют на итоговый зачет.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ П/П Темы Всего часов в трудоемк. В том числе аудиторных срс
Всего Лекц. Семинары
Литературоведение
1. Введение в курс         —  
2. История русской литературоведческой мысли.         —  
3. Мифологическое, эпическое, романное художественное сознание.        
4. Фабула и сюжет как важнейшие категории литературоведения.         —  
5. Понятие о хронотопе.         —  
6. Субъектные сферы в прозаическом произведении.         —  
7. Поэтика малых жанров эпоса.        
8. Поэтика жанра романа.        
9. Особенности рода лирики.         —  
  Русское стихосложение         —  
  Субъект речи в лирике как форма выражения авторского сознания.        
  Происхождение и функционирование тропов.        
  Приёмы анализа лирического произведения.         —  
  Теория комедии и драмы        
  Теория трагедии        
  Теория читателя         —  
  Итоговая лекция. Художественный метод.        
Всего:        

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

ЛЕКЦИИ.

Тема 1. Введение в курс. (2 часа).

Общее понятие о родовых и жанровых законах. Учение Аристотеля о «подражательных искусствах». Аристотель об «основной задаче» поэзии («говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться»). Древнегреческий философ о «частях трагедии». Виды эпопеи: «простая», «сплетенная», «нравоописательная». «Единство изображения» в трагедии.

Г.Э. Лессинг о природе словесного образа: о «невещественности» словесной ткани, позволяющей образам «находиться одному подле другого в чрезвычайном количестве и разнообразии». Лессинг о «временн о м начале словесной образности», «художественной идее», и ее интерпретации и оценке, данной автором.

Н. Буало и его «Поэтическое искусство». Буало о драматическом роде, его жанровых законах, эстетических категориях.

Учение Г.В.Ф. Гегеля о родах и жанрах литературы. Гегель о «красоте и истине», о «целостности мира и целостности произведения». Гегелевское противостояние «изначально поэтического состояния мира» и «прозой житейских отношений».

Тема 2. История русской литературоведческой мысли. (2 часа).

Нормативная поэтика М.В. Ломоносова, эстетика классицизма, ее национальные особенности. Канонизация «высоких» и «низких» жанров. Ломоносов и русское стихосложение.

Реформа русского стиха и деятельность Тредиаковского (слогоисчислительный и стопный принципы).

Русские теоретики литературы конца XVIII – начала XIX вв. И. Рижский и его «Опыт риторики». И. Рижский о жанре рассказа (изображение «предмета» в «воображении читателей и слушателей»). «Краткий курс словесности, приспособленный к прозаическим произведениям» В. Плаксина. Система жанров («полная жизнь» в романе, «одна эпоха или несколько сцен и случаев из жизни» в повести, «остроумная мысль» в рассказе).

В.Г. Белинский – теоретик литературы. Жанрология Белинского; учение о «вертикальном» делении литературы (классика, беллетристика, массовая литература). Белинский о «характерах и обстоятельствах».

А.Н. Веселовский и его «Историческая поэтика». Веселовский о художественном методе.

Русские формалисты и литературно-общественная ситуация в России начала XXв. В.Б. Шкловский – теоретик сюжета (причины повторяемости сюжетных мотивов, соотношение сюжета и фабулы). Б.М. Эйхенбаум «О прозе» и «О поэзии». «Морфологический» метод Эйхенбаума. Аспекты «исторического поведения» теоретика литературы. Ю.Н. Тынянов о пародии, пародическом использовании и стилизации.

Вклад, внесенный в отечественное литературоведение такими учеными, как Г.А. Гуковский, Л.Я. Гинзбург, О.М. Фрейденберг, В.Я. Пропп, Б.В. Томашевский, В.М. Жирмунский, Д.С. Лихачев, Т.И. Сильман.

Учение М.М. Бахтина о романе. М.Л. Гаспаров о лирике. С.С. Аверинцев о типах художественного сознания.

Ю.М. Лотман и тартусская литературоведческая школа. Понятие о семиотике: знак как материальный предмет, выступающий как представитель и заместитель другого, «преднаходимого» предмета. Знаковые системы, которые служат для получения, хранения и обогащения информации.

Тема 3. Мифологическое, эпическое, романное художественное сознание. (2 часа).

Миф как синтетическое явление, объединяющее художественные, научные, религиозные, бытовые данности. Миф как связь «всего» и «всего»: человека и природы, материального и духовного, профанного и сакрального. Метафора, сравнение, эпитет как формы отражения мироощущения древнего человека. Формы присутствия природы в литературном произведении. «Внепейзажные» и «пейзажные» образы природы. Понятие об архетипе. Положения мифологической школы.

Эпическое художественное сознание и время его бытования. Эпос ранних стадий искусства (эпопеи античности, французские песни о подвигах, скандинавские саги, русские былины и исторические песни). Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность и как художественное сознание. Мироощущение эпического героя и способы его изображения. Эпический герой, государство и «частная» жизнь.

Романное художественное сознание и время его возникновения. Человек как «последнее средство жизни». Роман как современная эпопея «частной жизни». Романный герой в сравнении с эпическим и мифологическим. Интеллектуальная и физическая активность как необходимые качества романного героя. «След» эпического и мифологического сознаний в современном романе.

Тема 4. Фабула и сюжет как важнейшие категории литературоведения. (2 часа).

Понятие о фабуле как о «цепочке» событий, расположенных в правильной хронологической последовательности. Фабула как первичная абстракция от действительности. Причины бытования «вечных» фабул. Фабула «покинутого ребенка», «сироты», «ожившего мертвеца». Учение В.Я. Проппа о фабульных схемах.

Понятие о сюжете. «Сюжет» как система событий, в которой развиваются характеры и конфликт. Сюжетные события могут быть расположены по воле автора, т.е. в неправильной хронологической последовательности. Сюжет – вторичная абстракция от действительности.

Литературные произведения, в которых не совпадают фабульные и сюжетные схемы. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Сюжетная схема – «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Фабульная схема: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Различные версии несовпадения (фабульной и сюжетной) очередности повестей в романе.

«Солнечный удар» И.А. Бунина. Последовательность фабульных событий, последовательность сюжетных событий. Причины несовпадения: авторское отношение к «внешнему» и «внутреннему» событию.

Пример совпадения (или частичного совпадения) фабульных и сюжетных событий. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Момент несовпадения: ретроспективное воспроизведение событий постаревшим Петром Андреевичем Гриневым истории своей юности. Момент совпадения: события, протекавшие в момент пугачевщины изложены без искажения хронологии. Причины такой литературной ситуации: автор выстраивает структуру, напоминающую о природе русского национального менталитета.

Тема 5. Понятие о хронотопе. (2 часа).

Хронотоп (пространствовремя) как важнейшая категория литературоведения. Хронотоп в физике, лингвистике, бытовой жизни, искусстве. Условная природа хронотопа относительно искусства.

Представления о пространстве и времени в античности, цикличность и предопределенность как залог гармоничности древнегреческого и древнеримского искусства. Изображение пространственных и временных образов в средние века: принцип симультанности, плоскостное изображение, обратная перспектива. Категории пространства и времени в эпоху Возрождения: культ тела, изучение анатомии, правильная перспектива.

Пространственные и временные образы в эпоху классицизма, сентиментализма, романтизма. Условность хронотопа в искусстве указанных художественных методов.

Искусство реализма и изображение пространственно-временных образов. Хронотоп в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (первая сцена охоты).

Виды хронотопа (хронотоп порога, дома, встречи, охоты и т.д.).

Приметы изображения хронотопа в произведениях современной литературы.

Как меняются художественные подходы в условиях достижений технического прогресса (век больших скоростей, освоения космоса, ядерных катастроф и т.д.).

Тема 6. Субъектные сферы в прозаическом произведении. (2 часа).

Понятие об авторе биографическом (термин Б.О. Кормана). Нужно ли изучать биографию автора художественного произведения? Биографический метод анализа художественного произведения. Наивное читательское восприятие текста.

Автор концепированный как творческая энергия, создающая текст художественного произведения. Принципиальное отличие автора биографического от автора концепированного. Понятие о концепированном читателе как творческой энергии, воспринимающей текст художественного произведения.

Субъектные сферы прозаического произведения. Субъект речи как способ выражения авторского сознания.

Понятие об авторе-повествователе. Читается первая страница «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Вычленяются признаки автора-повествователя в тексте гоголевского произведения: нейтральная позиция, повествование от третьего лица. Причины введения именно этой формы повествования в данном произведении. Автор концепированный еще не может (на первых страницах) дать исчерпывающую характеричтику главному герою – Чичикову. Подробное описание дельца-подлеца появится лишь в последней главе «Мертвых душ».

Читается один из очерков «Записок охотника» И.С. Тургенева, Например, из «Бежина луга». Выясняется, что в этом произведении субъектом речи является рассказчик. Его отличительные признаки: повествование приобретает субъективную окраску, оно ведется от первого лица, в силу чего повышается эмоциональный тон произведения.

При чтении отрывка из «Левши» Н.С. Лескова или «Аристократки» М.М. Зощенко выясняется, что субъект речи иной – герой говорит нелитературным языком, в его речи изобилуют просторечия, что указывает на его демократическое происхождение. Понятие о двунаправленном и однонаправленном сказе. Причины появления (активизации) сказовой формы повествования в истории литературы. Общественные кризисы порождают сказовую форму повествования как форму выражения авторской позиции: стремление исследовать жизнь народа в эпохи исторических потрясений. Рассказчик в сказе является не только субъектом речи, но и объектом пристального внимания автора и читателя.

Тема 7. Поэтика малых жанров эпоса. (2 часа).

Анекдот как самый краткий жанр эпоса. Жанровые признаки анекдота: центростремительная структура, стремление к использованию одного события, острота событийной ситуации. Понятие об историческом анекдоте. Категория комического в анекдоте как факультативная.

Жанровые признаки рассказа. Различие между рассказом и новеллой (усиление сюжета автора и сюжета героя). Рассказ может строиться на каком-то одном случае и исчерпывается в одномоментной ситуации ее раскрытия. Для рассказа свойственны резкие изменения событийной, психологической, повествовательно-интонационной ситуаций.

Жанровыми особенностями рассказа являются: интерес к факту, заострение противоречий, ситуация испытания героев, заострение противоречий, малый объем текста, однородность речевого стиля.

Повесть как жанр занимает срединное положение между романом и рассказом. Ей присуще стремление вывести к тому, чтобы вывести всех героев на одну пространственную плоскость и чтобы для них время предстало в цикличном завершении. Путь героев в повести не может быть непредсказуемым, извилистым, а ситуация психологически запутанной. Герои повести «выстраиваются» в одной сюжетной плоскости, всех их объединяет какое-то одно дело. Повесть имеет линейную композицию. Существует мнение, что жанр повести бытует только в русской литературе.

Тема 8. Поэтика жанра романа. (2 часа).

Роман является экстенсивным жанром, его природа центробежна. Объединяющим центром романа является главный герой. Романная структура стремится к свободному распространению, к тому, чтобы достигнуть единства через разъединение.

Г.Гегель назвал роман «эпосом частной жизни», указывая на двойственную природу романа. С одной стороны, роман сохраняет в себе признаки древнего эпоса (общественно значимую тематику, интерес к историческим событиям, широту социального полотна), с другой стороны, в отличие от эпоса, в романе описана частная жизнь человека, чего не знало ни эпическое, ни мифологическое сознание). Герой романа может выбирать между личными интересами и общественной деятельностью (князь Андрей).

В отличие от рассказа и повести роман не имеет ярковыраженного финала, его сюжетная концовка открыта, т.к. роман является единственным жанром, претендующим на то, чтобы быть аналогом самой действителтности.

М.М. Бахтин – теоретик романа. Бахтин о романе как жанре нового времени. Роман как проявление эпохи становления личности. Отличие античного, средневекового, возрожденческого, классицистического, сентименталистского, романтического романа от романа «нового» времени. Бахтин о полифоническом романе.

Тема 9. Особенности рода лирика. (2 часа).

В лирике на первое место выходит изображение единичного состояния человеческого «я» (переживания): эмоционально окрашенные размышления, впечатления, чувства, внерациональные ощущения. В лирике система художественных средств подчинена раскрытию движений человеческой души.

Лирика, по наблюдениям Л.Я. Гинзбург, с одной стороны, является самым субъективным из всех родов литературы, с другой стороны, она, как никакой другой род устремлена к общему, к изображению душевной жизни вообще.

Лирика не замыкается в сфере внутренней жизни человека. Она является отражением и внешней жизни, так появляются философские, пейзажные, гражданские стихотворения.

Лирике в подавляющем количестве случаев бессюжетна (с точки зрения эпоса). Однако можно назвать и образцы «сюжетной» лирики, например, некрасовской.

Тем не менее, даже в некрасовских «событийных» стихотворениях на первом месте не событие, а переживание этого события.

Лирика существует главным образом в малых формах, хотя история литературы знает и такой жанр, как лирическая поэма.

На жанры (оду, элегию, мадригал, эпиграмму, рондо, сонет) лирика делилась в XVII-XVIII вв. Сейчас можно говорить о тематическом делении лирики на жанры (лирика дружбы, любви, природы, философская, гражданская лирика).

Тема 10. Русское стихосложение. (2 часа).

Двухсложные размеры

ЯмбИ в а н /- ׀ /

Н е и ск у ш а й м е н я б е з н у жд ы

В о звр а т о м н е жн о ст и тв о е й:

Р а з о ч а р о в а нн о м у ч у жд ы

Вс е о б о льщ е нь я пр е жн и х дн е й!

(Баратынский Е.А. «Разуверение» 1821)

- ׀ - ׀- ׀- ׀-

- ׀ - ׀- ׀- ׀

- ׀ - ׀- ׀- ׀-

- ׀ - ׀- ׀- ׀

8 6 4 2

Хорей – В а ня / ׀- /

В д у шн о м в о зд у х а м о лч а нь е,

К а к пр е дч у вств и е гр о з ы,

Ж а рч е р о з бл а г о у х а нь е,

Зв о нч е г о л о с стр е к о з ы

(Тютчев Ф.И. «В душном воздуха…» 1836)

׀- ׀- ׀ - ׀-

׀- ׀- ׀ - ׀

׀- ׀- ׀ - ׀-

׀- ׀- ׀ - ׀

1 3 5 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: