Дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СД.Ф.10» «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»

Направление подготовки 050301 «Русский язык и литература»

Форма обучения очная

Курс 5, семестр 10

Форма отчетности – 10 семестр – экзамен.

Составитель:

доктор филол. наук, профессор

кафедры отечественной филологии

и журналистики Ю.П. Павлов

Армавир, 2014


Обоснование РПД

Рабочая программа дисциплины «СД.Ф.10» «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВОк обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 050301 «Русский язык и литература».

Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики от «_____» ___________ 2014 г., протокол № ___.

Составитель: д.филол.н., профессор Ю.М. Павлов.

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики

«____»_________________ 2014 г. протокол № ____

Заведующий кафедрой ______________/ Безруков А.А.


Пояснительная записка

Данная РПД разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050301 «Русский язык и литература».

Дисциплина «Литературоведение» дает представление о теории литературы как важнейшей отрасли литературоведения, изучающей законы развития литературы и специфику литературных родов, знакомит студентов с методологическими и теоретическими проблемами в области теории литературы, учит анализу литературно-художественных произведений.

«Литературоведение» должно помочь систематизировать и осмыслять студентами сведения по теории литературы – открытой научной дисциплине, базирующейся на многовековых литературных и философско-эстетических традициях и опыте современных художников слова и литературоведов. Задачи лежат в плоскости демонстрации актуальности и значимости всех без исключения разделов дисциплины, формирование которой началось с 4 в. до н.э.

Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания

дисциплины.

Теория литературы, наряду с блоком историко-литературных дисциплин, является одним из важнейших разделов литературоведения. Теоретико-литературное знание составляет необходимый базис любого литературоведческого исследования. Главная задача курса состоит в том, чтобы дать студентам представление о поэтике литературного произведения, особенностях его функционирования, основных этапах развития литературного процесса (в их внутренней взаимосвязи, причинно-следственной обусловленности), а также о важнейших вехах на пути становления самой филологической мысли.

Курс теории литературы является годовым. Первый семестр отводится на изучение основных разделов поэтики. Во втором преимущественное внимание уделяется теории литературного процесса, рассматриваются ведущие литературоведческие школы. Будущий учитель-словесник должен уметь грамотно анализировать художественное произведение. Соответствующее задание входит в билеты Государственного экзамена по литературе. Поэтому при подготовке к занятиям студентам, помимо знакомства с теорией вопроса, предлагается выполнить анализ одного из классических произведений русской словесности. В первом семестре проблеме литературоведческого анализа посвящено 5-е, итоговое практическое занятие. Во втором семестре предусмотрена промежуточная форма контроля (6 ч.) – письменный анализ текста из числа включенных в приложение к билетам Государственного экзамена.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

· владеть основными теоретико-литературными терминами,

· иметь четкие представления о структуре литературного произведения, уровнях его организации,

· знать общие закономерности развития литературного процесса, а также отличительные черты отдельных литературных течений и направлений,

· быть знакомыми с важнейшими литературоведческими школами (классическими и современными),

· владеть навыками анализа художественного произведения.

Место дисциплины в структуре ООП.

Относится к циклу специальных дисциплин (СД). Закладывает основу изучения дисциплин курса истории русской и зарубежной литератур


Основная литература:

  1. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. М., 2013.
  2. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2013.

Дополнительная литература:

  1. Академические школы в русском литературоведении. М., 1975.
  2. Аристотель. Об искусстве поэзии. [Поэтика]. М., 1961.
  3. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т.4. М., 1984.
  4. Аристотель. Об искусстве поэзии. [Поэтика]. М., 1961.
  5. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  6. Введение в литературоведение. Уч. пособие под ред. Вершининой Н.Л. М., 2005
  7. Вопросы методологии литературоведения. М.;Л., 1966.
  8. Гаспаров М.Л. Избранные статьи: О стихе. О стихах. О поэтах. М., 1995.
  9. Гегель. Эстетика: В 4-х т. М., 1971-1973.
  10. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. М., 2003.
  11. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.
  12. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.
  13. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
  14. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
  15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
  16. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  18. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
  19. Виноградов В.В. Вопросы марксистской поэтики. М., 1972.
  20. Возникновение русской науки о литературе. М, 1975.
  21. Вопросы методологии литературоведения. М.;Л., 1966.
  22. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
  23. Гаспаров М.Л. Избранные статьи: О стихе. О стихах. О поэтах. М., 1995.
  24. Гегель. Эстетика: В 4-х т. М., 1971-1973.
  25. Введение в литературоведение. Уч. пособие под ред. Вершининой Н.Л. М., 2005
  26. Вопросы методологии литературоведения. М.;Л., 1966.
  27. Гаспаров М.Л. Избранные статьи: О стихе. О стихах. О поэтах. М., 1995.
  28. Гегель. Эстетика: В 4-х т. М., 1971-1973.
  29. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. М., 2003.
  30. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.
  31. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.
  32. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.
  33. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.
  34. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.,1996.
  35. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
  36. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Лессинг Г.Э. Избранные произведения. М., 1953.
  37. Литературный энциклопедический словарь. М., 1990.
  38. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
  39. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 тт. Таллинн, 1992-1993.
  40. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.
  41. Потебня А.А. Мысль и язык: Из записок по теории словесности // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
  42. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины. М., 1996.
  43. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М., 1982.
  44. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.
  45. Хализев В.Е. Теория литературы: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1999.
  46. Хансен-Лёве А. Русский формализм. М., 2001
  47. Холшевников В. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972.
  48. Чередниченко В.И. Типология временных отношений в лирике. Тбилиси, 1986.
  49. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1973.
  50. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983.
  51. Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. М., 1983.
  52. Эрлих В. Русский формализм: история и теория. СПб., 1996.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Тематический план Лекции Прак- тические занятия Самост. работа
1. Литературоведения в системе гуманитарных наук.      
2. Художественная литература как вид искусства. Значение художественного образа в искусстве. Художественный вымысел.      
3. Художественная речь. Поэзия и проза. Тропы      
4. Литературное произведение как художественное целое. Содержание и форма. Сюжет, фабула, композиция. Время и пространство. Типология литературного субъекта.      
5. Основные категории стиховедения.      
6. Родовидовые особенности литературы.      
7. Литературный процесс и его категории. Литературные иерархии. Культурная традиция.      
8. Типы творчества. Литература и СМИ      
  Итого:      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: