Утром через пару часов ходьбы тропу перекрыли утесы. Решили переправляться и идти дальше правым берегом. 16

Идем хорошей, но порой теряющейся тропой. Стоп. Тропа упирается в утесы, спускаемся к воде. Разведка показала, что дальше идти правым берегом нельзя: утесы преграждают путь. Возвращаемся и видим упавшее дерево в три обхвата, образовавшее мост через Шавлу. По нему переходим, навесив перила. Окунулся с рюкзаком только Славка. Стоянка, варим уху из четырех хариусов. Дальше идем дичавшей тайгой, почти без троп. Начался подъем. Мы обходим глубокий каньон. С вершины тропы открылся чудесный вид. От нас убегают вверх горные козлы - им горные тропы нипочем! Устали. По медвежьей тропке спускаемся вниз.

У утеса прямо в мох ставим палатки, после ужина мгновенно засыпаем. Утром снова круто идем вверх, проходя по верху каньонов. На пути впадающая в Шавлу крупная река, наверное, это Сайлюген. Надо переправляться на правый берег, но переправы видим трудные. Организуем разведку. Выясняется, что речка-приток была А-чик. Вперед путь, практически, невозможен: скалы, каньоны. Пробуем различными способами переправится. Это удалось только к вечеру ниже А-чика. Дальше надо разведывать путь вверх по А-чику к Чибиту, который находится на Чуйском тракте. Там оставлена наша «заброска». Утром отправим на разведку Толю и Славу. Ночью пошел дождь. Когда проснулись, небо было в облаках и все вокруг нас было покрыто водяной пылью, но «не вешаем носа». Ребята уходят вверх по А-чику, остальным можно и поспать. Разведка вернулась в 14-00. Но хороших вестей не принесла. Правда ребята отошли недалеко, помешал дождь. Пройти, конечно, можно, но «медики» уже «наелись» и группу в полном составе на переход до Чибита не поднять. А поэтому придется возвращаться.

Решение об изменении маршрута - нелегкое решение. Я напряженно думал, что же не учтено или в чем моя, как руководителя ошибка. А она могла быть, так как я вел группу первый раз. Здесь, наверное, главное в том, кто же входит в группу. Как оказалось, мои оценки участников, о которых я писал выше, оправдались. Да, лучше здесь остановиться и повернуть назад, чем рисковать. 17

Итак, мы возвращаемся. На другой день встали очень рано и идем обратно только левым берегом Шавлы. Переправились на правый берег по натянутым нами перилам. Идем по Аргуту, уничтожая на ходу змей.

Идем допоздна. Останавливаемся у устья р. Сата-Куллар, прошли за день 35 км. На другой день в таком же быстром темпе идем по Аргуту. А вот и Катунь. Наконец дошли до парома, переправились. В Инегени купили кислого молока, его здесь называют чигень. Очень вкусно, напились до отвала. Слава купи недорого утку, представившись корреспондентом телевидения. Едим впервые свежее мясо. Сыты. На другой день без напряжения дошли до Ини. Здесь «медики» заявил, что они дальше не пойдут - они уже «наелись». Ну что ж, туда им и дорога! Значит дальше пойдут одни парни.

Итак, мы на Чуйском тракте. Везет нас лихой шофер, будто из песни о Кольке Снегиреве по автостопу, оказывается, он здесь действует! Чуйский тракт очень красив. Дорога петляет вдоль скал, опускается, поднимается, прижимается к бомам. Особенно красив Ак-бом (белый бом), там обелиск, посвященный боям в Гражданскую войну. Вот и Чибит. Заправляемся. Встретили туристов-земляков, они направляются уже домой. Еще 4 км и мы в Ак-таше. Отсюда начинается Улаганский тракт. Пообедали в столовой. Кормят здесь лучше, чем у нас дома! Получили на почте наши ящики с продуктами. Неожиданно Толя, затем и Слава заявили, что дальше не пойдут, мол - устали, натерли ноги…

Уговаривать их мы не стали. Ну, что ж! Дальше пойдем вдвоем с Володей. Это, пожалуй, и лучше! Сходили в баню, распределили и продали лишние продукты. Завтра почтовой машиной в Улаган.

Началась вторая половина похода. После завтрака собрались, едем. Дорога плохая. Путь через Улаганский перевал. Проехали красные от соединений ртути скалы мимо мертвого озера, где ничего живого нет. Недалеко отсюда, в Ак-таше ртутный рудник союзного значения, но знакомится с ним нам незачем. Холодно, идет дождь со снегом. На перевале снега нет, но недалеко видим снежные поля, ледники. Короткая остановка у традиционного дерева с ленточками и машина идет вниз. Постепенно теплеет. После моста через реку Кубарду через 10 км мы в Улагане. Здесь протекает основной приток реки Чолушман - Башкаус. Здесь эта река тихая, но ниже она течет по каньонам и путь вдоль Башкауса очень труден. Кстати, сплав по этой реке имеет высшую 6-ю категорию! Мы с Володей пойдем напрямик к Чолушману. Решили подъехать в той же почтовой машине к селу Балык-Туюл, что означает «рыбная река». Отсюда начинают путь плановые туристы 75 маршрута. Наш путь решили продолжить по их тропе.

И вот мы вышли, через 5 км встретили «плановиков», идущих в Балык-Туюл. Останавливаемся на ночевку рядом с ними. Их инструктор Коля рассказал, что через 18-20 км встретится тропа, ведущая прямо на Чолушман. Идя по ней, мы несколько удлиним свой путь, но зато сможем в полной мере полюбоваться красотами этой горной реки. Вечер провели с «плановиками», попели песни, обменялись впечатлениями: мы о Катуни, Аргуте и Шавле, а они о Телецком озере. Утром идем по тропе, которая проложена в тайге, идти приятно, тайга чистая. Через 4 км подошли к озеру, рядом кош. Снова пьем чигень. Дальше наш путь на невысокий перевал не выше 400 м. Встречается много бурундуков, и вообще тайга наполнена жизнью: много птиц и другой живности. За перевалом снова озеро, отдохнули и снова в путь. Встречаем уже третье озеро, у него останавливаемся на обед. Очень приятно расслабится после стрессов на Шавле и общения с пижонами. Двинулись. Через каждые 2 км видим указатели тропы на шестах для плановых туристов. Мы прошли уже, примерно, 20 км и засомневались, не прозевали ли тропу, уходящую вправо на Чолушман. Снимаем рюкзаки, идем вперед на разведку. Примерно через 3 км увидели большое, очень красивое озеро. Да, это наше озеро! Возвратились за рюкзаками. Здесь у нас ночевка и отдых. Занимаемся стиркой, готовим ужин, говорим о жизни. Очень довольны, что остались одни, без наших пижонов. Вечером к нам заехали два чабана. Они не советуют идти на Чолушман через тайгу, так как там много всякого зверя и почти нет троп, но мы все-таки пойдем! С наслаждением засыпаем.

Утром все было покрыто толстым слоем инея. Да, как хорошо, что у нас теплые спальные мешки! Мы сейчас находимся у истоков реки Оныш, притока р. Башкаус, на высоте 2300 м. Выходим в 11, так как сильная роса делала бы наш путь неприятным. У озера к нам подошло стадо яков. Эти полудикие животные очень красивы: У них на животе длинная, пушистая шерсть, они напоминают коров, но мельче и стройнее. По логу речушки, впадающей в озеро, поднимаемся на невысокий перевал. С него видим вдали хребет. На спуске встречаем много черники, черной смородины. Наедаемся до отвала. И только собрались идти дальше, как видим в 5 м от нас, в зарослях ягодных кустов огромного медведя. Он так увлекся сбором урожая, что нас не видит и направляет ветки кустов, густо обвешанные сочными гроздьями, прямо в пасть. Особого страха не было, но и самообладания мы не потеряли, и, стараясь не шуметь, удалились от него, особенно, не глядя, куда идем. В этой тайге множество звериных троп, почва покрыта толстым слоем мхов, спускаемся по логу, по нему течет ручей с чистейшей родниковой водой. Вокруг кедры, лиственницы. Идем левым склоном лога, через 7 км вышли к кошу. Там нас угостили чигенем и подарили маралий рог. Этот рог я тащил на себе весь остальной поход и сейчас он украшает квартиру, напоминая об Алтае. Оказывается горная цепь, которую мы видели с перевала, водораздел по ту сторону Чолушмана. Очень этому обрадовались. Значит, цель близка! По хорошей тропе через 2 км снова подходим к кошу, узнали дорогу и дальше! Идти надо, забирая все правее и правее. Но где-то мы просмотрели тропу, и пошли прямо, в результате тропа потерялась, а мы вышли на очень высокий (около 700 м) обрыв над Чолушманом. Траверсируем вправо этот склон, и, наконец, наши плутания позади - мы на хорошей, круто спускающейся вниз тропе. Идти трудно. Как только проезжают здесь на лошадях? Вышли на обрыв на верху каньона Чолушмана. Отсюда открылся чудесный пейзаж. Внизу течет изумрудная река. Такой красивой зеленой речки мы оба еще не видели. Слева виден замечательный водопад. Несколькими уступами вода скатывается с высоты 600 м. Фотографируем и спускаемся вниз. Спуск очень крутой. Как никак, а сбросить надо примерно 700 м, это не шутка! И вот мы внизу, разбиваем лагерь. Володя пытался ловить рыбу, но неудачно. Варим ужин, ложимся спать. Ночь теплая, не то, что наверху у озера. Разница в высоте 1000 м!