Скоро Турочак и мы с Володей покинем наших друзей

Обедаем в 6 км от Турочака, на излучине Бии. Мы немного постирались, садимся в лодку, в последний раз гребем. Здесь я совершаю важный ритуал - пускаю по течению свою гитару. Моя многострадальная доставила нам много радостей, но сильно пострадала от дождей и других невзгод. Пусть плывет! Показался город районного масштаба, высаживаемся, тепло прощаемся с ребятами и шагаем на аэродром. Это недалеко. Нам везет: ввиду хорошей погоды и наличию пассажиров организовали дополнительный рейс. После двух часов ожидания мы в АН-2 и взлетаем. Сзади нас в дымке видны горные цепи Алтая, под ними горы сменяются холмами, сплошной лес начинают прорезать дороги, появляются и увеличиваются прямоугольники полей. Справа видна Бия, она извивается, как змея. Не удивительно поэтому, что расстояние от Турочака до Бийска по прямой 95 км, а машиной 190км. Поэтому, наверное, и нет разницы в стоимости билетов: и самолетом и автобусом она равна 4 рубля. Но автобусом 10 часов, а самолетом 45 минут. Летим, горы отступили, под нами широкие совхозные поля, фермы, стада, дороги. Видно, как сближаются две сестры: Бия и Катунь. Вот уже наш «кукурузник» бежит по аэродрому. Шагаем к трамваю, пьем с наслаждение квас. Наш путь на турбазу. Приходим туда уже в сумерки. Нам опять повезло: встретили ребят из нашей группы, которые поехали машиной. Нам организовали ночлег, поужинали, и, как боги, спим в чистой постели.

Встал рано, мчусь на почту, а затем за билетами. Взял смешанные железнодорожно-авиа билеты: вечером поездом в Новосибирск, а затем с аэропорта Толмачево в родной Питер. День перед отъездом посвящен отдыху, фруктам и помидорам, а также Бие: вволю купаемся. Едва не прозевали последний автобус с турбазы на вокзал. Немного грустно, что заканчивается такое насыщенное путешествие. С нами в купе два инженера из Москвы, рассказывают новости за последний месяц.

Весело ужинаем. Утром нас будят рано - Новосибирск.

У вагона нас встречает девушка из аэропорта. С комфортом едем в Толмачево. Здесь нас ждет ТУ-104Б. Через 5 часов мы дома.

Мой высочайший перевал

Этот поход был необычный по ряду причин.

Во-первых, я впервые вёл группу по сложной горной «тройке» (алтайская «тройка» была проще), а на Кавказе до этого водил только «единички». Во-вторых, группа формировалась из молодых ребят. Это мой сын Андрей и его друзья: Володя Савин, Игорь Будник, Кирилл Ивашкин и Галя Зотикова. И еще я пригласил моего старого приятеля и коллегу по работе Толю Каткова.

А в-третьих, маршрут выбран довольно сложный. Он предусматривает прохождение 5 перевалов. Из них два очень сложные, категории 2-А. Это Южно-Каракайский и Домбай. Остальные - Западно-Каракайский и Джаловчат категории 1-Б. и лишь Нижний Аксаут категории 1-А. Скажу сразу, что сложности этих перевалов и целый ряд приключений на пути держали нас все время в напряжении. Но обо всем по порядку.

Наконец, мы едем. Все закупили, собрали, что нужно. Снаряжены мы неплохо: у каждого кошки, ледорубы, есть 3 веревки, 9 карабинов, 3 скальных крюка, обвязки, котлы, примуса и т.д. В вагоне жарко, но зато настроение отличное. Как всегда в поезде плохо спится.

На другой день занимаемся распределением общественного груза и продуктов. Стартовый вес наших рюкзаков 24 кг. Это, в общем-то, немного! Едем, пьем чай, объедаемся помидорами и огурцами - последними цивилизованными радостями перед походом. Говорим немного, внутренне собираемся перед предстоящими трудностями.

Итак, мы в Невинномысской. Выгрузились. Кира и Галя побежали за билетами на автобус до Зеленчукской. Отъезд в 12-25. Невинномысская - относительно большой, «плоский» городок, раскинувшийся в степи, которую прорезает река Кубань. Здесь жарко, но терпимо. Багажные билеты с нас не потребовали, Поэтому едем всего за 2 рубля. Ветерок обдувает наши лица, в душе какой-то подъем. В Зеленчукской добыли бензин для примусов, отправили телеграмму о выходе на маршрут. Дальше едем местным автобусом вверх по долине реки Марух. К нашему удивлению почти под самый Марухский перевал строителями телескопа проложена неплохая дорога. Отсюда до обсерватории 53 км. Автобус нас провез всего 3 км, но нам повезло: нас взял молоковоз. Мы его облепили, как десантники танк. Шофер - очень приятный парень, провез нас 25 км и ничего не взял! Ночуем «у семи родников», недалеко от коша, к которому молоковоз приехал за молоком. Загрузившись, он напоил нас «от пуза» парным молоком. Хотя наши палатки и на склоне, но спать можно. Во время ужина нас посетил бык по кличке Буйвол и пытался нас прогнать, но мы устояли. Он не успокоился и в 2 часа ночи подошел прямо к палаткам, роет землю, гневно мычит, угрожает. Пришлось нам покинуть постели и отбежать в сторону (с чем черт не шутит!) Ночь была испорчена.

Дальше наш путь только пешком. Идем, жарко, трудно на подъеме со стартовым грузом около 25 кг. Вот мы у развилки дороги: на телескоп направо, а налево наш путь, в долину Маруха. Нам снова повезло: идет груженая машина. И вот наши рюкзаки с Игорем и Анатолием едут еще 15 км, а мы шагаем налегке. Вышли в широкую и очень красивую долину Маруха. Через 10 км дошли до фермы, где машина разгрузилась, а нас с рюкзаками шофер подбросил еще на 5 км. Это у фермы. Ее хозяева гостеприимно напоили нас айраном. Отсюда недалеко красивейшие «Сосновые ворота». Видим сверкающий водопад, красивые скалы, могучие сосны, прекрасную террасу у реки, где-то рядом пещеры. Располагаемся, ужинаем, поем песни. Место прекрасное. Решил сделать здесь полудневку.

Отоспались, тщательно уложили рюкзаки и вышли. И опять нам повезло. Нас подхватил молоковоз, который довез до озера Кара-Кель. Это уже в 12 км от Марухского перевала. По пути машина останавливалась у красивейшего места, которое называется «Чертова мельница». Здесь Марух пробил узкий каньон в скалах и обрушивается вниз стремительным водопадом. С1,2 Ребята захотели искупаться в озере. Вода обжигающая! А настрой самый мажорный. Купались голышом, чтоб не одевать потом мокрые трусики. Идем дальше. Проходим скальные ворота с очень узким, всего несколько метром каньоном. Выходим в цирк, за ним виднеется еще цирк. Впереди огромные моренные валы, между которыми ревет Марух. Стоянка. После ужина начался дождь. Наша палатка не пострадала, а вот у Киры, Гали и Андрея потоп - они поставили палатку в сухом поначалу ложе ручья, а дождь его наполнил.

С утра пасмурно, но вот выглянуло солнце. Идем вверх. На морене налетел дождь. Мокнем, но надо идти. Поднялись на следующую морену по пути к Северо-Марухскому леднику. Холодно. Мокро. Недалеко метеостанция. Она на левом берегу реки, под языком ледника. Решили зайти согреться. Хозяева оказались гостеприимными, в их домике-вагончике тепло. Мы общаемся с ними и основательно сушимся. Погода плохая, а метеорологи говорят, что и завтра тоже будет плохая. До часу ночи базарим. К хозяевам зашел зоотехник с пос. Марух. Очень интересный человек, с его слов князь по происхождению, рассказал много любопытного о местной жизни, о нравах и обычаях.

Утром в округе прекрасная погода. Поднимаемся на ледник. Идем не по описанию: не правым, а левым его берегом. С морены переходим на крутой снежник, и по нему выходим на перевал Западно-Каракайский, с левой стороны гребня. До нас здесь была четверка «стариков» из Армавира. Им в сумме 209 лет. Самый трудный здесь спуск. Очень крутая осыпь, скалки. Я шел первым. И вдруг слышу крик: «Камень!». Я быстро укрылся за скалкой, и мимо меня прокатился большой камень. Ух, пронесло! Спускались на Южно-Марухский ледник 2 часа. Я веду группу через ледник, шагаю осторожно, его поверхность укрыта снегом. И вдруг проваливаюсь, лечу в трещину, но что-то меня тормозит - это трещина сузилась, и меня заклинило! Я на глубине 6-8 м. Ребята бросают веревку, привязываюсь, и меня вытаскивают. Это случилось со мной первый раз, но больше не повторилось. В дальнейшем я избегал ходить по закрытому леднику без страховки, да и проявлял большую осторожность.

Двинулись дальше. В кошках поднимаемся на первую террасу, ставим палатки - ведь уже вечереет! Начался дождь, который шел всю ночь. Холодно, сыро. Дождь идет все утро и день, поэтому не вылезаем из палаток. Ночью мы подмокли.

Всю ночь шел снег, насыпало около 10 см. Нет! задерживаться здесь больше нельзя! Иначе останутся от нас сырые ледышки! Чуть снегопад поутих, вышли. Подъем на Южно-Каракайский перевал проходит по крутым снежникам, идем в кошках. То слева, то справа бергшрунды, трещины, разломы. Аккуратно их обходим, идем в связках. Рубим ступени поочередно с Андреем. Почти 3 часа тяжелой работы и, наконец, мы на перевале. Очень сильный ветер. Холодно. Не задерживаясь, начинаем спуск по левому узкому и очень крутому снежнику, его крутизна 45-50о. Спускаемся дюльфером, связав три веревки в два этапа. Таким образом, длина этого крутого снежника 150 м. Последним спускался, отвязав веревку, Андрей. Он страховался только ледорубом. Наш спуск длился три часа. Дальнейший спуск проходил по леднику и снежникам, по левой их стороне.

Впереди видны ледники перевалов Западный Аксаут и Центральный Аксаут, справа висячий Марухкайский ледник. Обходим трещины, идем очень осторожно. Наконец спустились на ледник Западный Аксаут. Левым берегом вытекающей из ледника речки бежим по камням вниз. Пошел дождь. Останавливаемся на ночлег на зеленой лужайке старой морены ледника Центральный Аксаут. Пришли мы совсем мокрые. Но к вечеру дождь прекратился. Настроение, несмотря на гнусную погоду, у народа бодрое. Я вспоминаю Алтай. Там все было гораздо проще, но люди испугались трудностей. И мне приятно, что мои спутники оказались «на высоте»! Ночью снова дождь и сильнейший ветер с ледника. Выдержал бы полиэтилен, которым от дождя дополнительно укрыты палатки! Спим на мокрых спальниках и пенопластовых ковриках, подстелив сухой полиэтилен.

С утра дождя нет. Делаем полудневку, чтобы просушится. До обеда все, в основном, подсохло, но затем начал накрапывать дождь. Придется подождать с выходом. Наш дальнейший маршрут - через перевал Нижний Аксаут на ледник Джалавчат. Но через этот перевал я уже ходил, поэтому предлагаю выйти на ледник с другой стороны: под перевалом Алибек. Идем вниз по течению речки Аксаут до переправы, которая представляет собой мостик, образованный двумя сваленными пихтами с проволочными перилами. Затем поднимаемся по крутой тропке над рекой Джалавчат по направлению к Зеленой гостинице - так называется излюбленное место стоянок туристов, идущих с Домбая через перевал Алибек на Запад, к Каракайским перевалам. Нашли место для ночлега, досушиваемся у костра. Вечер прошел приятно.

Встали рано. Сегодня надо попасть в Домбай! Тропа круто поднимается над рекой Джалавчат. Через полтора часа мы уже над Зеленой гостиницей. Отсюда очень красивый вид. Делаем снимки. Переваливаем через скалистый отрог, и мы у начала ледника Джалавчат. Он самый большой на Западном Кавказе, его длина больше 6 км. В кошках поднимаемся по нему, направляясь к «бараньим лбам», над которыми ледник Сунахет. Поднимаемся еще выше. Отсюда, как на ладони красивейший цирк Джалавчата. Отдохнув и перекусив, идем вверх, скалы кончаются, начинаются снежники, закрывающие ледник Сунахет. Круто, около 30о. Через два часа нудной работы мы на перевале Джалавчат. Перевал необычный. Слева - скальный гребень, справа - разорванный ледник, между ними тропка вниз на ледник Двуязычный. Оставляем в туре записку и вниз. Встречаем группу. Оказывается это ребята из Адмиралтейского завода, Земляки! Бежим вниз! Встречаем еще одну группу. Торопимся. И вот мы уже у альпинистских площадок, а вот и Турье озеро, бежим дальше, немного прошлись по лабиринтам 19 Алибекского ледника и у речушки Алибечка останавливаемся на ночлег. Говорят, что здесь палатки ставить запрещено, но к счастью нам спать никто не помешал.

Прекрасная погода. Не спеша, поднимаемся, сушимся, завтракаем, идем в Домбай. Дорога приятная, в тени деревьев. В 11-30 мы в этом горнолыжном курорте. Здесь все есть: и магазины, и гостиницы и развлечения для бездельников. Устраиваемся на ночь сначала в домике-вагончике гостиницы, но там очень неуютно, поэтому ребята договорились со стройотрядом студентов-политехников. Ночуем у них. Сходили в баню, погуляли, купили продуктов, глядишь, и дня уже нет! Мы с Толей - спать, а ребята пошли в бар гостиницы «Крокус». Говорят, приятно провели время: цветомузыка, коктейли, танцы, девочки. Завтра идем на последний перевал. Была бы погода!

Вышли, ждем в очереди у подъемника на Русскую поляну. Он поднимет нас выше на 115 м. Слезаем с кресел и мы на Поляне. Фотографируемся и в путь! Идти легко. Мы в окружении трав, цветов и гигантских зонтичных растений 3-х метровой высоты. За переправой через поток из Чучхурского ущелья перекусываем и отдыхаем. Начинается подъем по ущелью Северного Птыша. Андрей очень кашляет - простудил горло, разгрузили его. Через полтора часа подъема мы у Птышских ночевок. Здесь много альпинистов: у них восхождение на Домбай-Ульген и на Южный Птыш, а также самое трудное - по стене Домбай-Ульгена. Это - категория 5-Б. Становимся на ночлег необычно рано, надо отдохнуть, завтра очень трудный перевал! Узнаем печальную весть: при восхождении на Птыш погибла альпинистка. Завтра будут ее спускать. У Андрея ангина. Если к утру ему не будет лучше, то сделаем дневку. Пусть подлечится. Сидим у огонька примуса, пьем чай вволю. Атмосфера в группе доброжелательная, Все как-то внутренне собрались перед трудным, но последним перевалом. А он от ночевки просматривается хорошо. Вот только как Андрей!?

В 5 утра спросил о самочувствии Андрея. Говорит, горло болит, температура 37,1оС. Решаю - стоять. Досыпаем. Когда все встали, привел от альпинистов врача. Он говорит, что ничего страшного. Поим его лекарствами, сами отдыхаем. Кира, Володя и Игорь пошли в Домбай докупить продуктов, ввиду дневки. А день небывалый. Ни облачка! Стираем, спим, загораем. Делать нечего. Смотрим, как альпинисты транспортируют погибшую, На это у них уходит целый день. Вечером подошли две группы днепропетровцев. Возможно, завтра они с нами пойдут на перевал. Пришли наши ребята, принесли снизу дров. После ужина пошли с дровами в гости к днепропетровцам, пели песни. Андрею лучше, значит завтра вперед!

Подъем в 4-00. Опять палатка Андрея, Киры и Гали еле шевелится. В 6-00 выходим, кроме «копуш» - пусть догоняют! Через 200 м от стоянки подходим к снежнику, который параболой взвивается на перевал. Фирн очень крепкий, кошки держат нас прекрасно. Через час мы поднялись до половины пути. Но здесь крутизна возрастает: если внизу она была 20о, то здесь уже 30о. Идти все труднее и труднее. Еще полчаса движения и стало уж очень круто. А добрались только до «горла» - сужения снежного языка. Мы в 300 м от перевала, и с каждым шагом крутизна возрастает.с3,41,4 Нервничаю: не у всех ледорубы, двое - новички. Да и зарубится на таком плотном фирне проблематично! Идем по рантклюфту, который почти вплотную соприкасается со скалами. Но зато одной рукой можно цепляться за скалы. Остается еще 100 м, а крутизна уже 55-60о! Нам надо пройти ещё второе, верхнее «горло» снежника. Приходится траверсировать, тщательно страхуясь и вырубая ледорубом ступени. Честно говоря, страшно! Прохожу. До перевала остается около 30 м. Рублю ступени и выхожу к «горлу». На нем уже есть ступени, вырубленные альпинистами, которые с перевальной точки «берут» стену Домбай-Ульгена. Впереди нас на перевал вышла первая группа днепропетровцев. Хотя они и вышли раньше, но мы их догнали! Мои немного отставшие ребята идут со второй их группой. В 10-20 вышли на перевал! Ура! Мы возбуждены, довольны. Немного перекусываем, фотографируемся и по веревке спускаемся с почти отвесных скал, обрамляющих перевал с Юга. Впереди первая группа днепропетровцев. Мы на Южно-Домбайском леднике. Он весь в трещинах, бергшрундах*.

____________________________________________________

* Бергшрунд - трещина на верху ледника на стыке его плоской части и ледовых стен

Ищем безопасный путь вниз. Траверсируем, а на безопасных участках и глиссируем, сняв кошки. Идем, придерживаясь левой стороны ледника. А вот и последний трудный, неприятный кусок:

100 м крутого, до 30о ледника. Идем по чистому льду, рубим ступени. Андрей- пижон разделся, снял рубашку, брюки и на этом спуске сорвался и, конечно, ободрался - локти и колени. Кажется, основные трудности позади, ледник перешел в снежник, который сползает в цирк. Здесь начинается река Южный Птыш. Только в 18-00 перекусываем. Еще один неприятный кусок: обход по бараньим лбам, длинно 100 м небольшого каньона. Затем снова одеваем кошки и вниз. Здесь ущелье поворачивает на 60о вправо, на Запад. Очень жарко. А спускаться еще далеко и глубоко. К счастью спуск идет по снежному мосту, надежно перекрывшему реку на целых 5 км. Наконец, сужение перед кошем. На правом берегу появляется тропка и мы к великой радости снимаем кошки. С наслаждением идем по твердой земле без железок. 1 км тропы и мы у коша. Умываемся, пьем воду. Идем дальше до обрыва, где переправа через реку. На галечной отмели ставим палатки. Я очень устал. Ведь шли мы 14 часов! За день пройдено 18 км. Хорошо, что погода не подвела! Ужинаем, распиваем спирт в честь окончания маршрута. Вместе с днепропетровцами сидим до часу ночи у костра. Поем песни. Завтра последний бросок в Сухуми.

Утром выходим. В конце острова навешиваю перила, и наши группы переправляются на левый берег Ю. Птыша. Тропа хорошая, но сильно мешают идти заросли. Жарко. Шли до деревни Птыш 4,5 часа, а это 15 км. Узнаем, что автобусы из Чхалты (а это еще 6 км по дороге) отправляются в 9 и в 15, то есть мы опоздали.

На наше счастье ребята поймали такси, и мы все грузимся, едем. Ребята всю дорогу, до Сухумского вокзала поют песни. Мы прибыли. Идти никуда больше не надо. Перекусив тем, что продают в лотках, спим на вокзале, расстелив свои коврики. Очень устали, поэтому спится хорошо даже в самом неудобном положении.

Утром электричкой мы с Толей покидаем Сухуми. Едем в Пицунду, в наше традиционное третье ущелье. Ребята еще остаются, у них другие планы. Сегодня у нас насыщенный день: Приведение себя в порядок, почта, билеты, продукты, переход в 3-е ущелье и поселение. А завтра начнем просто отдыхать: купаться, загорать, снимать с себя колоссальной напряжение похода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: