Законность и правопорядок в современном обществе 8 страница

Экологическое право имеет внутреннюю структуру и включает такие институты и отношения, как отношения собственности на природные ресурсы, право природопользования, организации государственного управления в сфере взаимодействия общества и природы, экономическое нормирование, экспертизу, лицензирование, юридическую ответственность и др.

В системе источников экологического права ведущее место занимает Конституция РФ, в которой есть много норм общего характера, которые имеют отношение к регулированию вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Ст.9 Конституции установила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Основы экологического права заложены Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Он определил задачи всего природоохранительного законодательства Российской Федерации. Развитие экологического законодательства осуществлено в ряде Федеральных законов: «Об экологической экспертизе», «О континентальном шельфе», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.

Значительный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. Оно включает Федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ.

Президент РФ издает указы по вопросам экологического права. Например, это Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Правительство РФ принимает акты, регулирующие экологические отношения в случае, если ему это право дано законом или указом Президента РФ или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство РФ функции.

Разновидностью источников экологического права являются акты министерств и ведомств (например, Положение о порядке выдачи лицензий на проведение обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель).

Регулирование экологических правоотношений осуществляется актами субъектов РФ, например Земельным кодексом Республики Карелия, Экологическим кодексом Башкортостана и др.

Органы местного самоуправления издают нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов и т.п.

Таким образом, российское экологическое право представляет собой сложный комплекс правовых норм, предназначенных для регулирования экологических отношений, содержащийся в разных нормативно-правовых актах, издаваемых на трех уровнях: федеральном, субъектов РФ и местного самоуправления.

Экологическое законодательство и право основываются на следующих принципах:

- предотвращения вреда окружающей среде в процессе социально-экономического развития;

- охраны жизни и здоровья человека;

- обеспечения рационального использования природных ресурсов;

- устойчивого экологически обоснованного экономического и социального развития;

- сохранения и защиты экологического равновесия в природе;

- свободного доступа к экологической информации.

10.2. Субъекты и объекты экологического права

Субъектами экологических правоотношений могут быть граждане, юридические лица, публичные субъекты.

Граждане имеют право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Это право обеспечивается мероприятиями по предотвращению экологически вредной деятельности, специальным государственным страхованием граждан и иными мерами. Законодательством установлены следующие обязанности граждан: принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать нормы природоохранного законодательства и другие меры.

Участие юридических лиц в экологических правоотношениях предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранительных мероприятий. Так, при размещении предприятий обеспечиваются выполнение экологических требований, проведение государственных и общественных экологических экспертиз.

Государство в лице его уполномоченных органов обеспечивает разработку и осуществление экологической политики и экологических программ, правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, выдает лицензии на комплексное природопользование и выполняет иные властные полномочия.

Объектами экологических правоотношений являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля и ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы и др.

В зависимости от характера объектов, их места в экологической системе и юрисдикции выделяют глобальные, региональные и локальные объекты. К категории глобальных относятся объекты, имеющие общемировое значение (например, озоновый слой). Экосистемы того или иного региона страны относятся к группе региональных объектов (например, бассейн Волги). Локальные объекты имеют местное значение (например, поверхностные воды малых рек).

Национальное законодательство выделяет объекты, подлежащие особой охране: государственные заповедники, государственные природные заказники, национально-природные парки и памятники природы.

10.3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Экологическое правонарушение – это виновное противоправное деяние, наносящее вред окружающей среде и здоровью человека, совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом или ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Это отношения могут касаться собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Данные правонарушения являются основанием для эколого-правовой ответственности, которая представляет собой обязанность претерпевания определенных лишений личного или материального характера в соответствии с санкцией нарушенной нормы. Законодательством за экологические правонарушения установлена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Дисциплинарная ответственность устанавливается за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей в тех случаях, когда нарушения являются одновременно дисциплинарными проступками. Эта ответственность применяется администрацией предприятий, учреждений и организаций в отношении своих работников, допустивших экологические правонарушения.

Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный вред, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. В частности, материальную ответственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Административная ответственность закреплена ст.75 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Конкретные составы экологических проступков установлены главой 8 КоАП «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования». Административная ответственность предусмотрена за нарушение законодательства об экологической экспертизе, за сокрытие или искажение экологической экспертизы и др. Административные санкции выражаются в штрафах.

Уголовная ответственность наступает за наиболее общественно опасные деяния, посягающие на экологическую безопасность общества. Так, УК РФ установлены следующие составы экологических преступлений: умышленное уничтожение лесов путем поджога, незаконное занятие рыбным промыслом и т.д.

Все составы преступлений, сформулированные в УК РФ, с точки зрения выполняемых ими функций можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смешанные и дополнительные.

Специальные экологические составы сосредоточены в главе 26 «Экологические преступления» УК РФ. Она помещена в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:

- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

- нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

- загрязнение вод;

- незаконная охота и другие составы.

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:

1) штраф (его размер зависит от характера совершенного преступления и колеблется от 200 до 700 МРОТ);

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

3) обязательные работы до 240 часов;

4) исправительные работы до 2 лет;

5) ограничение свободы;

6) арест до 3 месяцев (предусмотрен за загрязнение вод);

7) лишение свободы на определенный срок (например, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ – до 5 лет).

Гражданско-правовая ответственность состоит в возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Вред возмещается добровольно или принудительно – по решению суда или арбитражного суда по иску потерпевшей стороны. С согласия сторон вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств.

Контрольные вопросы

1. Как научно обосновать сочетание экологических и экономических интересов общества и личности?

2. Каковы источники экологического права РФ?

3. В чем состоят государственные гарантии прав граждан РФ в области экологии?

4. Какие меры воздействия применяются к организациям, осуществляющим загрязнение окружающей среды?

5. Что представляет собой государственная экологическая экспертиза?

11. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

11.1. Тесты для итоговой аттестации

1. Юридическому мировоззрению свойственно:

а) осознанно враждебное отношение к праву

б) безразличное отношение к праву

в) признание права важнейшей социальной ценностью

г) тесное увязывание права с религиозной доктриной общества

2. Ученые, считающие, что право – продукт деятельности государства, понимают его:

а) в неюридическом смысле

б) в юридическом смысле

в) в обоих смыслах

г) с религиозной позиции

3. Правотворческая деятельность государства характеризует способ образования права, при котором:

а) государство закрепляет социальные нормы первобытного общества в нормативных актах

б) компетентное лицо на основе социальных норм первобытного общества выносит юридически значимое решение, становящееся прецедентом

в) государство разрабатывает правовые нормы и фиксирует их в законодательных актах

г) возможно все перечисленное


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: