Виды деятельности:
1 Практическая. В практической деятельности можно выделить одарённость в ремёслах, спортивную и организаторскую.
2 Теоретическая (познавательная). Познавательная деятельность – интеллектуальная, т. е. математическая, литературная, и т. д.
3 Художественно - эстетическая. Художественно - этическая деятельность: хореографическая, сценическая, литературно – поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость.
4 Коммуникативная. Коммуникативная деятельность – лидерская одарённость.
5 Духовно - ценностная. Духовно – ценностная деятельность: создание новых духовных ценностей.
Сферы психики, которые участвуют: интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно - волевая.
2) Степень сформированности одарённости.
Актуальная одарённость – это психическая характеристика ребёнка с наличными показателями психического развития, которые проявляются в более развитом уровне выполнения деятельности, по сравнению с возрастной и социальной нормой. Особую категорию актуально одарённых детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок – это такой ребенок, чьи результаты деятельности отвечают требованиям новизны и социальной значимости.
Обычно конкретный продукт деятельности такого ребенка оценивается экспертом по критериям профессионального мастерства и творчества.
Потенциальная одарённость – это психическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определённые психические возможности, (потенциал) для развития достижений в определённом виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в полной мере в данный момент.
Часто развитие этого потенциала сдерживается рядом причин:
- недостаточная мотивация
- низкий уровень само регуляции
- трудные семейные обстоятельства.
Выявление потенциальной одаренности требует серьезных диагностических методов.