Международное экологическое право. Основные принципы международного сотрудничества в области охраны

Основные принципы международного сотрудничества в области охраны

окружающей среды нашли отражение и нормативное закрепление прежде всего в

Основном законе нашей страны — Конституции Российской Федерации, а также в

основополагающем в данной сфере законодательном акте — Федеральном законе «Об

охране окружающей среды», в статье 81 которого «Принципы международного

сотрудничества в области охраны окружающей среды» говорится: в области охраны

окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами

международного права и международными договорами Российской Федерации в области

охраны окружающей среды.

Международное право охраны окружающей природной среды — это система норм

права, содержащихся в международных договорах, соглашениях, конвенциях, решениях

международных организаций, регулирующих использование и охрану природных

объектов и благоприятную окружающую среду. Следует подчеркнуть, что к правовой

системе Российской Федерации относятся не все существующие международные договора, а

только те, в которых участвует Российская Федерация. Следовательно, источниками

международного экологического права является такая совокупность правовых норм, часть из

которых признана государством и является обязательной,

а другая – не имеет обязательной силы.

Предметом международного права охраны окружающей природной средыявляются

экологические отношения по поводу таких природных объектов, использование и

охрана которых требует согласованных действий сопредельных государств или всего

мирового сообщества, — Мировой океан, воздушный бассейн, Космос, Антарктида,

мигрирующие животные и др.

Источниками международного права охраны окружающей природной среды являются

международные договоры, конвенции, резолюции и решения международных

организаций, конференций и др.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками международного права

охраны окружающей природной среды, могут быть классифицированы по различным

основаниям, но особый интерес представляет классификация их по природным объектам,

отношениям по поводу использования и охраны которых они регулируют. По этому

основанию могут быть выделены международные договоры, соглашения, конвенции,

касающиеся природных комплексов отдельных регионов — Антарктики, Арктики,

Африки и др.; использования и охраны флоры и фауны; воды; атмосферного воздуха,

озонового слоя и др.

Многие международные соглашения и конвенции ранее были подписаны СССР и

вытекающие из них права и обязанности в настоящее время возлагаются на Российскую

Федерацию как правопреемника Советского Союза. Многие международные соглашения

и конвенции подписаны уже самой Российской Федерацией. Такова, например, одна из

важнейших современных конвенций — Конвенция о биологическом разнообразии,

подписанная в Рио-де-Жанейро 13 июня 1992 г. и ратифицированная в 1995 г.,

имеющая важное значение для рационального использования и охраны животного и

растительного мира.

В настоящее время наибольшую озабоченность вызывает проблема глобального

потепления. В преамбуле к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Нью-Йорк, 9

мая 1992 г.) отмечено, что изменение климата Земли и его неблагоприятные последствия

являются предметом общей озабоченности человечества. Цель Рамочной конвенции ООН об

изменении климата - добиться во исполнение соответствующих положений Конвенции

стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не

допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой

уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем

к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и

обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе. Для чего

стороны должны осуществлять ряд мер, в том числе предоставлять национальный кадастр

антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов,

не регулируемых Монреальским протоколом (Монреальский протокол по веществам,

разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г. с последующими изменениями), в той

степени, в какой позволяют их возможности, используя сопоставимые методологии, которые

будут предложены и согласованы на Конференции сторон.

Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Киото, 11

декабря 1997 г.) устанавливает обязательства сторон по повышению эффективности

использования энергии в соответствующих секторах национальной экономики. Статья 3

Киотского протокола устанавливает, что стороны по отдельности или совместно создают

условия, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов, перечисленных в

приложении к Киотскому протоколу, в эквиваленте диоксида углерода не превышали

установленных для них количеств, рассчитанных во исполнение их определенных

количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов, зафиксированных в

приложении к Киотскому протоколу, и в соответствии с положениями настоящей статьи, в

целях сокращения их общих выбросов таких газов по меньшей мере на 5% по сравнению с

уровнями 1990 г. в период действия обязательств с 2008 г. по 2012 г. Российская Федерация

ратифицировала Киотский протокол Федеральным законом от 4 ноября 2004 г. N 128-ФЗ.

Протокол определяет для каждой из подписавших его Сторон обязательства по

количественным показателям сокращений эмиссии парниковых газов в атмосферу в первый

период его действия - с 2008 по 2012 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: