Основные принципы международного сотрудничества в области охраны
окружающей среды нашли отражение и нормативное закрепление прежде всего в
Основном законе нашей страны — Конституции Российской Федерации, а также в
основополагающем в данной сфере законодательном акте — Федеральном законе «Об
охране окружающей среды», в статье 81 которого «Принципы международного
сотрудничества в области охраны окружающей среды» говорится: в области охраны
окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации в области
охраны окружающей среды.
Международное право охраны окружающей природной среды — это система норм
права, содержащихся в международных договорах, соглашениях, конвенциях, решениях
международных организаций, регулирующих использование и охрану природных
объектов и благоприятную окружающую среду. Следует подчеркнуть, что к правовой
системе Российской Федерации относятся не все существующие международные договора, а
|
|
только те, в которых участвует Российская Федерация. Следовательно, источниками
международного экологического права является такая совокупность правовых норм, часть из
которых признана государством и является обязательной,
а другая – не имеет обязательной силы.
Предметом международного права охраны окружающей природной средыявляются
экологические отношения по поводу таких природных объектов, использование и
охрана которых требует согласованных действий сопредельных государств или всего
мирового сообщества, — Мировой океан, воздушный бассейн, Космос, Антарктида,
мигрирующие животные и др.
Источниками международного права охраны окружающей природной среды являются
международные договоры, конвенции, резолюции и решения международных
организаций, конференций и др.
Нормативные правовые акты, являющиеся источниками международного права
охраны окружающей природной среды, могут быть классифицированы по различным
основаниям, но особый интерес представляет классификация их по природным объектам,
отношениям по поводу использования и охраны которых они регулируют. По этому
основанию могут быть выделены международные договоры, соглашения, конвенции,
касающиеся природных комплексов отдельных регионов — Антарктики, Арктики,
Африки и др.; использования и охраны флоры и фауны; воды; атмосферного воздуха,
озонового слоя и др.
Многие международные соглашения и конвенции ранее были подписаны СССР и
вытекающие из них права и обязанности в настоящее время возлагаются на Российскую
|
|
Федерацию как правопреемника Советского Союза. Многие международные соглашения
и конвенции подписаны уже самой Российской Федерацией. Такова, например, одна из
важнейших современных конвенций — Конвенция о биологическом разнообразии,
подписанная в Рио-де-Жанейро 13 июня 1992 г. и ратифицированная в 1995 г.,
имеющая важное значение для рационального использования и охраны животного и
растительного мира.
В настоящее время наибольшую озабоченность вызывает проблема глобального
потепления. В преамбуле к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Нью-Йорк, 9
мая 1992 г.) отмечено, что изменение климата Земли и его неблагоприятные последствия
являются предметом общей озабоченности человечества. Цель Рамочной конвенции ООН об
изменении климата - добиться во исполнение соответствующих положений Конвенции
стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не
допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой
уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем
к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и
обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе. Для чего
стороны должны осуществлять ряд мер, в том числе предоставлять национальный кадастр
антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов,
не регулируемых Монреальским протоколом (Монреальский протокол по веществам,
разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г. с последующими изменениями), в той
степени, в какой позволяют их возможности, используя сопоставимые методологии, которые
будут предложены и согласованы на Конференции сторон.
Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Киото, 11
декабря 1997 г.) устанавливает обязательства сторон по повышению эффективности
использования энергии в соответствующих секторах национальной экономики. Статья 3
Киотского протокола устанавливает, что стороны по отдельности или совместно создают
условия, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов, перечисленных в
приложении к Киотскому протоколу, в эквиваленте диоксида углерода не превышали
установленных для них количеств, рассчитанных во исполнение их определенных
количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов, зафиксированных в
приложении к Киотскому протоколу, и в соответствии с положениями настоящей статьи, в
целях сокращения их общих выбросов таких газов по меньшей мере на 5% по сравнению с
уровнями 1990 г. в период действия обязательств с 2008 г. по 2012 г. Российская Федерация
ратифицировала Киотский протокол Федеральным законом от 4 ноября 2004 г. N 128-ФЗ.
Протокол определяет для каждой из подписавших его Сторон обязательства по
количественным показателям сокращений эмиссии парниковых газов в атмосферу в первый
период его действия - с 2008 по 2012 гг.