Наука и религиозные представления

Развитие науки. Кроме художественной литературы в Казахстане в ХШ-начале XV вв. продолжает развиваться и наука. Наибольшее развитие, как и раньше, получают языкознание и история. Во второй половине XIII в. жил и творил известный ученый Хусам ад-Дин Хамили Барчынлыги. Он родился в городе Барчын-лыкенте, в низовьях Сырдарьи. Свои произведения Хусам ад-Дин писал на трех языках - кыпчакском, арабском и персидском.

Из исторических трактатов наиболее известен труд Жамала Карши "Мулхакат ас-Сурах". Карши родился в Жетысу, в городе Алмалыке, путешествовал по Дешт-и-Кыпчаку и Мавераннахру. Его книга написана на арабском языке и содержит сведения о городах Алмалыке, Кашгаре, Дженте, Барчынлыкенте, о местных династиях, правителях, известных ученых. В Египте в XIV в. был написан научный трактат "Хулуса". Хотя автор и неизвестен, однако достоверно, что он был кыпчаком. Работа написана на арабском языке, основное содержание ее - описание военного искусства кыпчакских мамлюков Египта. Такого же содержания был и трактат "Мания ал Гузия".

В связи с широким выходом кыпчаков на международную арену и потребностью изучения тюркских языков, в частности, кыпчакского, как на территории Улуг Улуса, так и в Египте и Сибири, возникает множество филологических трудов, посвященных кыпчакам и их языку. Мы уже говорили о "Кодексе Куманикус", "Терджуман турки уа араб", книгах Абу-Хайяма, Жамал ал-Дина ат-Турки, Бейлика Ал-Кыпчаки.

Религия. Религиозные представления ХШ-начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система-тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии - христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIV вв. среди жителей Крыма распространяется католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона Сартак, был крещен.

С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно Озбек хана. Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Кудай (христианский бог) были синонимами и выступали в одном лице. Не потерял значение и культ предков - аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевника.

Для пропаганды ислама в Казахстане возникли религиозные суфийские ордена - яссавия и накшбандия. Писались специальные трактаты на кыпчакском языке, своеобразные богословские исследования. Так, в 1430 г. был написан труд "Китаб Мукаддима", поясняющий и комментирующий положения Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы поведения и религиозное право - шариат подробно описывались в книге "Китаб ад-Дагва", вышедшей в Египте в 1421 г. Эти книги были предназначены для знакомства кыпчаков с исламом, более широкого внедрения идеи мусульманства среди населения Улуг Улуса. Однако в сознании кочевых масс господствующее место занимали традиционные религиозные представления.

Таким образом, мы видим, что XIII-XIV вв. были временем наибольшего расцвета как материальной, так и духовной культуры населения Казахстана. Централизованное государство создало благоприятные условия для развития письменной литературы и науки, продолжают развиваться традиционные жанры устного творчества. В целом в этот период сложились основы материальной и духовной культуры казахов.

№36 Устав о сибирских казахах 1822г.

В начале XIX в. стало четко вырисовываться огромное стратегическое значение Казахстана, расположенного между Россией, среднеазиатскими ханствами и Китаем. Для дальнейшего продвижения в Азию России требовалось укрепиться, прежде всего, в казахских степях. Активизация колониальной политики объяснялась также экономическими интересами растущей русской буржуазии. Казахстан привлекал русских купцов как источник животноводческого сырья и рынок сбыта промышленных товаров, неконкурентоспособных на западном рынке.
Пользуясь арестом Арынгазы и смертью Уали хана, колониальная администрация решила перейти в наступление на степь. Опираясь на часть султанов, преданных русским властям, царизм создал в Северном и Западном Казахстане новую систему управления, основанную на "Уставе о сибирских киргизах" и "Уставе об оренбургских киргизах".
Устав о сибирских киргизах 1822 г. Этот документ был разработан в 1822 г. под руководством М. Сперанского. После разделения Сибири на две части (1822 г.) территория Казахской степи была причислена к Западной Сибири, главное управление которой до 1839 г. находилось в Тобольске, с 1839 г. - в Омске.
По Уставу, Область сибирских киргизов разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за р. Иртыш. С 1822 г. по 1838 г. было образовано 7 округов -Каркаралинский, Кокчетавский, Аягузский, Акмолинский, Бая-наульский, Кушмурунский, Кокпектинский. Во главе округов стояли окружные приказы "дуан", где сосредоточивались администрация, полиция, суд. Приказы возглавляли ага-султаны, при них работали четыре заседателя, два русских чиновника, назначаемых губернатором и два казаха, выбираемых на два года почетными биями, старшинами. Старший султан избирался по положениям Устава на собрании султанов на три года. Ему присваивалось на время службы звание майора. Успешно выдержавшие три выбора могли претендовать на диплом дворянина.
В округ входило от 15 до 20 волостей. Во главе волостей стояли волостные султаны, правда, за неимением их во многих родах на эту должность выбирали представителей "черной кости". По своему положению они приравнивались к чиновникам 12 класса, их власть была исполнительного характера, выполнение приказов и постановлений дуана и исполнение судебных приговоров.
Каждая волость составлялась из 10-12 аулов. Аульные старшины избирались каждые три года, утверждались окружным приказом. Каждый из таких административных аулов объединял от 50 до 70 юрт-шаныраков. При организации округов и волостей учитывалось родовое деление, с этим сочетались и территориальные признаки. Каждый округ получал определенную территорию.
По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные дела изымались из ведения бийского суда. Но даже при рассмотрении менее важных вопросов решения суда биев могли быть обжалованы в окружные приказы. Устав ввел налоговую систему - каждое хозяйство должно платить правительству ясак в размере одной головы со 100 голов скота. В это число не входят верблюды - основное вьючное животное, необходимое для развития торговли. Первые пять лет казахи, принявшие Устав, освобождались от налогов. Документом предусматривались и другие виды повинностей - охрана караванов, гужевая повинность, почта, наблюдения за путями сообщения.
"Устав о сибирских киргизах" должен был содействовать гражданской и военной колонизации Северо-Центрального Казахстана, закреплению казахских аулов на определенной территории, организации нового политико-административного управления, что способствовало завершению присоединения Казахстана к России.
Проведение в жизнь положений этих документов означало колониальное закабаление Казахстана, что, естественно, вызвало взрыв негодования в степи. Начались локальные выступления, которые впоследствии слились в освободительную войну против России.

№ 37 Устав об оренбурских казахах 1824г.

В начале XIX в. стало четко вырисовываться огромное стратегическое значение Казахстана, расположенного между Россией, среднеазиатскими ханствами и Китаем. Для дальнейшего продвижения в Азию России требовалось укрепиться, прежде всего, в казахских степях. Активизация колониальной политики объяснялась также экономическими интересами растущей русской буржуазии. Казахстан привлекал русских купцов как источник животноводческого сырья и рынок сбыта промышленных товаров, неконкурентоспособных на западном рынке.
Пользуясь арестом Арынгазы и смертью Уали хана, колониальная администрация решила перейти в наступление на степь. Опираясь на часть султанов, преданных русским властям, царизм создал в Северном и Западном Казахстане новую систему управления, основанную на "Уставе о сибирских киргизах" и "Уставе об оренбургских киргизах".
"Устав об оренбургских киргизах 1824 г.". Разработанный в 1822 г. Оренбургским генерал-губернатором П. Эссеном проект аналогичного устава для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом в 1824 г. В этой связи сразу же было принято решение об отмене ханской власти. Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен там на постоянное жительство с жалованием в 150 рублей серебром в месяц. Ему присвоено звание "первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии".
Младший жуз был разделен на три части: западную - из родов байулы; среднюю - жетыру и отчасти алимулы: восточную - из алимулы, а также кипчаков и аргынов. Султаны-правители, поставленые во главе частей, по сути являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии, куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления.
При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях. Как султаны-правители, так и их помощники ставились из среды сословия султанов.
Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались Оренбургским генерал-губернатором по рекомендации пограничной комиссии. Здесь не было выборной системы.
Проведение в жизнь положений этих документов означало колониальное закабаление Казахстана, что, естественно, вызвало взрыв негодования в степи. Начались локальные выступления, которые впоследствии слились в освободительную войну против России.

№ 38 Восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-38гг)

Восстание казахов Бокеевского ханства. Постоянные притеснения царских чиновников и их прислужников-родственников Жангир хана привели к нарастанию стихийного возмущения казахов Бокеевского ханства, вылившееся в 1837 г. в вооруженное восстание, возглавленное батыром Исатаем Тайманулы, Махамбетом Отемисулы и султаном Каипкали Есимулы.
Крупные силы повстанцев несколькими отрядами стали приближаться к ставке Жангира, по пути уничтожая дома ханских чиновников. Осенью началась осада ханской ставки. Из русских крепостей, из Астрахани, Уральска и Оренбурга вышли войска для подавления восстания. 30 октября Исатай был вынужден снять осаду и отступить. Однако оторваться от преследования ему не удалось. 15 ноября в урочище Тас тобе произошло сражение с карателями, закончившееся поражением казахов.
В декабре Исатай и Махамбет с небольшим отрядом прорвались через пограничную линию и ушли на территорию Младшего жуза. Связавшись с Жоламаном и Каипкали, они начали собирать новую армию. Весной 1838 г. на маслихате Младшего жуза было решено заключить союз с Хивой и объявить войну "газават" против России. К концу 1838 г. казахские отряды насчитывали около 2 тысяч человек.
Придавая большое значение военным приготовлениям Каипкали, Исатая и Махамбета, боясь их объединения с Кенесары, царское правительство выделило специальные войска во главе с подполковником Геке. Последнее сражение состоялось в районе Илецкой защиты. Султану Каипкали удалось уйти от преследователей, а Исатай погиб. Многие батыры после этого присоединились к Жоламану и Кенесары, а Махамбет отправился в Хиву и стал совместно с Каипкали готовить новое восстание в Бокеевском ханстве.
Таким образом, на первом этапе в 1824-1832 гг. народно-освободительная война носит характер локальных военных выступлений. В Младшем жузе они были возглавлены Жоламаном Тленшиулы, в Бокеевском ханстве - Исатаем и Махамбетом, в Среднем жузе - султаном Саржаном Касымулы. И только с приходом к руководству движением султана Кенесары Касымулы разрозненные силы казахов объединяются, и война входит в новый этап.

№39 Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова (1837-1847гг.).

Как руководитель казахских отрядов Кенесары выступил на арену лишь после убийства его отца и брата-Став во главе национально-освободительного движения, Кенесары отказывается от политики своих братьев, искавших опору в "единоверных" среднеазиатских ханствах. Он решает вести борьбу на два фронта - против царской России и среднеазиатских ханств, в первую очередь, против Коканда, поработившего часть казахского народа. Собственно вооруженному выступлению предшествовал ряд попыток убрать систему укреплений на землях Среднего жуза письмами, адресованными сибирским властям, но они оставались без ответа.

Успехи казахской армии. Летом 1837 г. был разгромлен карательный отряд Чирикова и под властью Кенесары оказались территории Акмолинского, Кокчетавского, Каркаралинского и Баян-аульского округов. В начале 1838 г. разрозненные отряды казахов объединяются под властью Кенесары. Весной он направляет посольство западно-сибирскому губернатору Горчакову со специальным письмом-протестом против политики российских властей.

Отряды казахов разгромили отряд войскового старшины Симонова, аулы ага-султана Конуркульджи Кудаймендина, напали на Аманкарагайский приказ. Летом 1838 г. войска Кенесары сосредоточились у Акмолинской крепости. 7 августа после ожесточенного штурма крепость была взята, все ее укрепления срыты, а постройки сожжены. После этого в течение осени казахи продолжали партизанскую борьбу. Тогда же отряды Кенесары начинают переходить в районы рек Торгай и Ыргыз с целью объединиться с отрядами Младшего жуза, возглавляемыми Жоламан батыром.

С конца 1838 г. районы Торгая и Ыргыза становятся основной базой казахских отрядов, а войско Кенесары объединяет большинство родов Среднего и Младшего жузов. Колониальная администрация заключает перемирие с казахами. В 1840 г. Кенесары получил амнистию, были возвращены из плена его родственники, прекрашены карательные походы русских войск в степь, начались переговоры между казахами и русским правительством.

Восстановление Казахского государства. С 1840 г. начинается новый этап освободительной войны, связанный с возрождением казахской государственностй. Подготовленные совещания представителей казахских родов завершились в сентябре 1841 г. избранием Кенесары ханом восстановленного казахского государства. Хан Кенесары провел ряд административных и судебных реформ, направленных на усиление централизации власти и создание прочного тыла для продолжения борьбы. При хане работал совещательный ханский совет, в который входили его сподвижники. Были организованы ведомства, отвечающие за сбор налогов, военную подготовку, дипломатическую переписку.

Реформировал хан и свою армию. При нем появилась у казахов артиллерия, казахи начали осваивать пеший строй. От пленных и беглых солдата офицеров Кенесары перенимал основы русской тактики. Он впервые ввел знаки отличия и систему награждения отличившихся воинов. Хану удалось создать дисциплинированное, хорошо обученное, мобильное конное войско, насчитывающее до 20 тысяч человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: