Если говорить о личных достоинствах Али, которые подчеркнул в нем посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то о них сообщается немало

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал во время похода на Хайбар:"Сегодня я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланника и который любим Аллахом и Его посланником"[232].

‘Али (да будет доволен им Аллах) передаёт: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: "Любит тебя только верующий и ненавидит тебя только лицемер""[233].

Са‘д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Али: "Ты занимаешь при мне такое же положение, как Харун при Мусе, с той лишь разницей, что после меня не будет пророков"[234].

Зейд ибн Аркам (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "‘Али является покровителем для того, для кого я являюсь покровителем"[235].

А теперь обратимся к достоинствам ‘Али как члена семьи посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Зейд ибн Аркам передаёт: "Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) остановились у источника в Хумме[236], что находится между Меккой и Мединой, он встал и обратился к нам с проповедью. Он сказал: "Я оставлю вам две веские вещи, одна из которых значительнее другой!" И он упомянул о Коране и стал побуждать людей следовать ему, после чего сказал: "И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах! И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах!""

Зейда ибн Аркама спросили: "А кто является членом его семьи?" Он ответил: "Те, кому запретно брать закят. Члены семьи ‘Али, члены семьи Джа‘фара, члены семьи ‘Акыля и члены семьи аль-‘Аббаса". Зейда спросили: "Все они являются членами его семьи?" Он ответил: "Да"[237].

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: "Однажды утром, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), на котором был полосатый[238] плащ из чёрной шерсти, вышел из дома, к нему подошёл аль-Хасан ибн ‘Али, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) укрыл его своим плащом. Потом подошёл аль-Хусайн, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) укрыл и его. Потом подошла Фатыма, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) укрыл плащом и её. Потом подошёл ‘Али, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также укрыл его плащом, после чего сказал:

"Аллах желает только удалить от вас скверну, о члены семьи пророка, и очистить вас полностью" [239] "[240].

А теперь упомянем об общих достоинствах ‘Али.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Перестань трястись, о Ухуд, ибо на тебе только пророк, правдивейший (сыддик) и мученик"[241]. А на горе с ним в это время были Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, Тальха, аз-Зубайр и Са‘д (да будет доволен Аллах ими всеми).

Са‘ид ибн Зейд передаёт, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Десять человек будут в Раю. Абу Бакр будет в Раю, ‘Умар будет в Раю, Али будет в Раю, ‘Усман будет в Раю, Тальха будет в Раю, аз-Зубайр будет в Раю, Абу Убайда будет в Раю, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф будет в Раю, Са‘д будет в Раю и ваш товарищ будет в Раю"[242].

‘Абдуллах ибн Мас‘уд передаёт, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Лучшими из людей является моё поколение, затем - следующее за ним, затем - следующее за ним" [243].

А теперь обратимся к благородным поступкам и подвигам ‘Али, благодаря которым он выделялся среди остальных сподвижников.

‘Амр бин Абд вудд, решил сразиться с ‘Али ибн Абу Талиб, который сказал ему: "О ‘Амр. Ты дал обет, что если кто-либо из курайшитов обратится к тебе с двумя просьбами, то ты исполнишь одну из них?" Он ответил утвердительно. ‘Али сказал ему: "Первым делом, я призываю тебя к Аллаху, Его посланнику и исламу". Он ответил: "Мне это не нужно". ‘Али сказал: "Тогда я вызываю тебя на единоборство". ‘Амр ответил: "Зачем, о сын моего брата? Клянусь Аллахом, я не хочу тебя убивать". ‘Али сказал ему: "Но я, клянусь Аллахом, хочу тебя убить". Тогда ‘Амр разгневался, спрыгнул с коня, ударил мечом по ногам коня и кулаком по его морде и бросился на ‘Али. Они вступили в единоборство и ‘Али убил ‘Амра[244].

Он также участвовал в поединке с иудеем Мархабом в походе на Хайбар. Когда мусульмане подошли к Хайбару, появился их предводитель Мархаб, который принялся расхаживать перед нами, держа в руках меч и произнося такие стихи:

Уже узнал Хайбар, что я - Мархаб,

Боец, хорошо вооруженный и опытный

В войнах, когда они разгораются!

И ‘Али сказал:

Я - тот, кого мать назвала Хайдаром[245].

Подобен я страшному льву, что в лесах обитает,

И многих и многих из вас погублю я![246]

Глава вторая

Присяга ‘Али да будет доволен им Аллах!

Мухаммад ибн аль-Ханафиййа, сын ‘Али ибн Абу Талиба, передаёт: "‘Али пришёл в дом ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) после его убийства и запер за собой двери. Люди пришли, постучали в дверь и сказали: "Он убит, а людям необходим халиф, и мы не знаем более достойного претендента, чем ты"".

‘Али сказал в ответ: "Не желайте видеть меня халифом, ибо в качестве советника я принесу вам больше пользы, чем в качестве правителя". Однако люди сказали: "Нет, клянёмся Аллахом, мы не знаем более достойного кандидата, чем ты". ‘Али сказал: "Если вы непременно хотите, чтобы я стал халифом, то присяга мне не должна приноситься тайно. Я пойду в мечеть, и кто желает присягнуть мне, пусть сделает это там". И он отправился в мечеть, и люди присягнули ему там[247]".

Ему присягнули ансары и мухаджиры, которые в то время находились в Медине. Согласно другим сообщениям, некоторые сподвижники не стали присягать ему сразу, например: Са‘д ибн Абу Ваккас ‘Абдуллах ибн ‘Умар, Мухаммад ибн Масляма и некоторые другие. Однако согласно наиболее известной версии, ‘Али присягнули все. Что же касается Сада, Ибн ‘Умара и Мухаммада ибн Масляма, то они не стали участвовать в сражениях вместе с ним, но присягнули ему вместе со всеми.

‘Ауф ибн Абу Джамиля сказал: "Я был у аль-Хасана аль-Басри, а он был в Медине, когда убили ‘Усмана. Они заговорили о сподвижниках посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Ибн Джаушан аль-Гатафани сказал: "О Абу Са‘ид, над Абу Мусой смеялись из-за того, что он последовал за ‘Али". Аль-Хасан разгневался и воскликнул: "А за кем было следовать? Повелителя верующих подло убили, и люди устремились к лучшему из них и присягнули ему… А кому ещё было следовать?!" И он повторил эти слова много раз"[248].

Ахлю-с Сунна единодушны в том, что лучшим из сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после ‘Усмана ибн Аффана был ‘Али ибн Абу Талиб.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: "Ахмад ибн Ханбаль считал приверженцем нововведений человека, который не признавал, что ‘Али являлся самым достойным кандидатом на пост правителя после ‘Усмана. Он сказал, что такой человек более заблудший, чем осёл, и велел сторониться его и объявлять ему бойкот"[249].

Ахлю-ль-Сунна согласны в том, что лучшим из сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был Абу Бакр, а потом ‘Умар ибн аль-Хаттаб, а затем они разошлись во мнениях относительно ‘Усмана и ‘Али. Большинство утверждают, что ‘Усман был лучше, чем ‘Али. И они единодушны в том, что ‘Али - четвёртый из праведных халифов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: