(1903-1979)\
В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности.
По мнению А. Н. Леонтьева: "личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности".
Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку " именно деятельность субъекта является исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность".
Каковы же следствия этого принципиального положения?
Во-первых, А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивид и личность.
Если индивид - это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то
личность - тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей.
|
|
Теоретические постулаты А. Н. Леонтьева:
- положение о деятельности как единице психологического анализа личности
- положение о внешнем, действующем через внутренние условия.
Леонтьев полагает: если субъект обладает активностью, то тогда справедливо: "внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет".
Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения.
Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей.
Для психологической трактовки "иерархии деятельностей " А.Н. Леонтьев использует понятия "потребность", мотив", "эмоция", "значение" и "смысл".
По сути потребность замещается мотивом, так как "до своего первого удовлетворения потребность "не знает своего предмета"... и потому он "должен быть обнаружен.
А. Н. Леонтьев обращается к анализу категории эмоций. В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и "механизмом" ее движения.
Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.
Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям. Таким образом, место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие, вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.
|
|
Итак, существуют мотивы-стимулы, т.е. побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл.
Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов.
Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:
* широту связей человека с миром (посредством его деятельностей);
* степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);
* общую структуру этих связей, точнее мотивов-целей.
Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс "становления связной системы личностных смыслов".