Содержание лекционного курса. Тема 1. Общее представление о личности – 2 часа

Тема 1. Общее представление о личности – 2 часа.

Личность как феномен. Этимологические корни понятия «личность». Проблемы изучения личности. Многообразие подходов к определению и содержанию понятия личность. Соотношение понятий «личность», «человек», «индивид», «социальный индивид», «индивидуальность» и «субъект». Системное описание личности. Виды определений личности: динамическое, структурное и функциональное.

Тема 2. Становление личности в антропогенезе – 2 часа.

Организация первобытного и архаического сообществ. Архаические процедуры принятия ответственных решений. Социальные предпосылки возникновения личности. Появление лица как социального явления. Межличностные предпосылки для проявления личности. Личность как интериоризованные отношения. Осознание индивидуальности как нового вида социальной реальности.

Тема 3. Теоретическое описание личности – 2 часа.

Мотивационная динамика как основной личностный процесс. Смысловые динамические системы. Роль общения в становлении и развитии личности. Личностный рост и самоактуализация как виды деятельности. Установочные явления в личности. Структурно-динамическая организация личности. Смысловые образования в структуре личности. Кризисы личностного развития.

Тема 4. Онтогенетические предпосылки становления и развития личности – 1 час.

Соотношение понятий «становление», «формирование», «развитие» и «рост». Роль пренатального и перинатального опыта в становлении и развитии личности. Постнатальное развитие: предпосылки идентичности и индивидуальности, привязанность и доверие, становление социальной активности. Становление предпосылок субъектности в раннем детстве, их мотивационное и операциональное обеспечение. Становление и формирование характера.

Тема 5. Становление и развитие личности в онтогенезе – 3 часа.

Кризис первого рождения личности. Личностные новообразования дошкольного возраста. Феномен «горькой» конфеты. Социальные вызовы в младшем школьном возрасте. Личностные новообразования младших школьников. Кризис второго рождения личности. Поиски идентичности в подростковом возрасте. Социальные пробы и опыты подростков. Личностные новообразования юношеского возраста. Юношеское самоопределение.

Тема 6. Соотношение характера, личности и воли – 2 часа.

Общее представление о характере. Соотношение характера и темперамента. Мотивационные и инструментальные черты личности. Формирование характера, образование структур характера. Особенности формирования характера в детском возрасте. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера. Проблема «нормального» характера. Условия формирования акцентуации и психопатии. Личность и характер человека. Соотношение характера и личности. Методы исследования характера и личности.

Воля и личность. Произвольность как механизм социализации и индивидуализации. Воля и мотивационные процессы. Место воли в динамике личностного развития. Воля, «сила характера» и личностная сила. Целеполагание как инструментальное выражение направленности личности.

Тема 7. «Я-концепция» и проблема ее поддержания – 2 часа.

Понятие «Я-концепции». Понятие, структура и функции «Я-концепции» по Р. Бернсу. Модальности всех «Я». Образ «Я». Основные компоненты образа «Я». Самосознание и самооценка.

Общее представление о психологических защитах. Механизмы психологической защиты. Базовые защитные установки. Общее представление о копинг-стратегиях. Соотношение копинг-механизмов и механизмов психологической защиты. Копинг-поведение и копинг-стратегии. Представление о копинг-ресурсах Высшие личностные ресурсы. Процессы смыслообразования в системе жизнеобеспечения личности.

Тема 8. Личностный рост и личностная зрелость – 2 часа.

Понятие личностного роста. Критерии личностного роста. Жизненные выборы и личностное самоопределение. Роль личностных кризисов в личностном росте. Творческая сила личностных кризисов. Самоактуализация. Онтогенез зрелости: выбор путей самоактуализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: