БИЛЕТ №4. Российские исторические школы и их представители

Российские исторические школы и их представители.

Первыми письменными источниками по истории нашей страны являются летописи. С образованием Российского государства с центром в Москве появилась потребность определить его место среди других стран. Предпринимается попытка обосновать происхождение самодержавия, доказать его незыблемость и вечность. Обоснование сильной государственной и монаршей власти потребовалось и в период образования империи при Петре I. Он прямо заявил о необходимости знать Российскую историю.

Василий Татищев в своем труде предпринимает попытку создания обобщающей работы по истории России. Он рассматривает политическое развитие России под углом борьбы монархии с аристократией, доказывая пользу монархии. История Татищева содержит обзор событий от скифских времен до правления Ивана Грозного.

В эпоху Петра I происходит осмысление истории России, как истории государства Российского.

Крупнейшим представителем русской исторической школы является русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). Свой главный труд он посвятил истории России. Концепция Карамзина следующая: «Россия громадная страна, «мира половина», и потому государственным строем ее должна быть монархия. Успехи самодержавия, по Карамзину, определяли благосостояние Руси, периоды упадка самодержавного режима были чреваты для страны бедами. История, по мнению Карамзина, должна учить и царей.

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879). Самым значительным по содержанию и обилию использованных источников является его труд «История России с древнейших времен», где рассматривается развитие российского государства от Рюрика до Екатерины II. С. М. Соловьев считал государственность основной силой общественного процесса, необходимой формой существования народа. Однако успехи в развитии государства он не приписывал царю и самодержавию. В отличие от предшественников Соловьев придавал значение в истории природе, географической среде. Объясняя каждое явление в истории внутренними причинами, Соловьев показал все явления во взаимосвязи с другими, стремился «показать связь между событиями, показать как новое проистекало из старого…» В соответствии со своей концепции он выделял четыре крупных раздела: 1) Господство родового строя – от Рюрика до Андрея Боголюбского. 2) От Андрея Боголюбского до начала XVII в. 3) Вступление России в систему европейских государств. 4) Новый период России – от середины XVIII в. до великих реформ 1860-х годов.

Последователем идей Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Ключевский первый среди российских историков отошел от периодизации по царствованиям монархов. По Ключевскому – история делится на периоды: Днепровский, Верхневолжский, Московский, Всероссийский. Высшим достижением национального и морального единства народа, по мнению Ключевского, является государство как орган бесклассовый и общенародный, защищающий национальные интересы.

Распространение марксизма в конце XIX в. вызвало волну новой интерпретации фактов русской истории. Марксистская концепция отечественной истории была создана большевиком Михаилом Николаевичем Покровским (1868-1932). Покровский считается родоначальником школы советских историков. Вся история была разбита на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. В основе их смены лежит противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений, разрешение которого приводит к изменению способа производства.

Лев Николаевич Гумилев создал новое направление науки – этнологию, лежащую на стыке нескольких отраслей знаний: истории, этнографии, психологии и биологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: