Государство и право в философских концепциях религиозных мыслителей русского зарубежья

С.Н. Булгаков (1871–1944) Взаимоотношения церкви и государства рассматривает совокупно с их взаимоотношениями с индивидом и богом.Произошло разлучение церкви и государства, к взаимной выгоде обоих, и вместо прежнего союза наступило отторжение церкви от государства в различных его видах. Но отделение не предполагает полного отчуждения. «Принимая юридическое отделение от области кесаря, от гос-ва как свое освобождение, (церковь) отнюдь не отказывается от задачи оказывать влияние на всю жизнь гос-ств, с проникновением во все его поры, отделение остается только внешним, но не внутренним».

Формула справедливости: каждому – свое - «сфера его исключительного права и господства». Естественное право есть «правовое и социальное долженствование. Критика права и социальных институтов есть неотъемлемая и неустранимая потребность человека, без этого остановилась бы и замерла общественная жизнь».

Естественное право как идеальная и абсолютная норма для оценки положительного права сводится к нескольким морально-правовым аксиомам: 1) равенства людей как нравственные личности; человеческое достоинство, святейшее из званий человека, равняет всех между собой; 2) человек для человека должен представлять собой абсолютную ценность; человеческая личность есть нечто непроницаемое и самодовлеющее, микрокосм. Идея равенства людей необходимо включает в себя идею свободы как норму человеческих отношений и идеал общественного устройства. Право есть свобода, обусловленная равенством. Понятие личности, свободы и равенства составляют сущность так называемого естественного права.

Н А Бердяев (1874–1948) В русской истории: пять разных России» – Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую, советскую Россию. Характерно обстоятельство, что анархизм как теория и практика был созданием русских, а анархическая идеология была создана высшим слоем русского дворянства. Зло и грех всякой власти русские чувствуют сильнее, чем западные люди. Противоречие между русской анархичностью и любовью к вольности и русской покорностью государству, согласием народа служить образованию огромной империи. Русский раскол – основное явление русской истории. На почве раскола образовались анархические течения. Русский коммунизм в Советской России - извращением русской мессианской идеи.

«Все политическое устройство этого мира,– писал он,– рассчитано на среднего, ординарного, массового человека, в котором нет ничего творческого. На этом основаны гос-во, объективная мораль, революции и контрреволюции. Революция неизбежна. Но всякое гос-во и всякая революция, всякая орган-ция власти подпадает господству князя мира сего».

Высказывал свое глубокое сомнение в возможности существования «христианского государства» по той причине, что само христианство лишь «оправдывает и освящает государство» и государственная власть сама по себе явление порядка «природного, а не благодатного». Долговечную ценность представляют собой в этой связи церковь (она призвана «охранять образ человека» от демонов природы), государство (оно «защищает образ человека от звериных стихий» и от «переходящей все пределы злой воли»), право (оно «охраняет свободу человека от злой воли людей и всего общества»), зако н (он изобличает грех, ставит ему пределы, «делает возможным минимум свободы в греховной человеческой жизни»).

И А Ильин (1883–1954: авторитет положительного права и создающей его власти покоится на общественном договоре («на общественном сговоре»), на признанных полномочиях законодателя, на «внушительном воздействии приказа и угрозы», и «прежде всего» на духовной правоте, или, что то же самое, на «содержательной верности издаваемых повелений и норм». В отличие от всякой физической силы гос-нная власть есть волевая сила,т.е. способ ее действия есть по самой своей внутренней природе генетический, и притом духовный. Власть есть сила воли.

Властвующий д олжен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвование похоже на тонкий, художественно складывающийся процесс общения более могущественной воли с более слабой волей.

Гос-ная власть должна принадлежать и применяться только на основе правового полномочия; она д/б единой; она должна осуществляться лучшими людьми; политические программы могут включать в себя меры, которые преследуют общий интерес. Эти меры д/б внеклассовыми и даже сверхклассовыми, равным образом избегая включения частного, личного интереса; гос-нная власть принципиально связана с распределяющей с праведливостью, но она имеет право и обязанность отступать от нее тогда и только тогда, когда этого требует «поддержание национально-духовного бытия народа».

Справедливость в ее правовом воплощении не сводится лишь к равенству фактическому; она состоит в «беспристрастном, предметном учете, признании и отражении каждого индивидуального субъекта во всех его существенных свойствах и основательных притязаниях». Частная собственность есть естественное право человека.

Правовое государство в отличие от тоталитарного – этого исторического и политического факта XX в. – основывается всецело на признании человеческой личности – духовной, свободной, правомочной, управляющей собою в душе и в делах, т.е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив, покоится на террористическом внушении. Сама сущность тоталитаризма - в объеме управления- всеохватывающий. Режим держится не законами, а партийными указами, распоряжениями, инструкциями.

Идеальная форма для России - единовластие, монархия (религиозного и национально укрепленного, единовластия чести, верности и служения, т.е. монархии)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: