Революционные концепции права в Советской России

Д. И. Курский: Концепция нового, революционного, пролетарского права как средства осуществления диктатуры пролетариата. Право – это выражение интересов пролетариата. Нет места для признания и защиты прав и свобод индивида. Деятельность «революционных народных судов» - новыйо источник правотворчества. Революционное право- это «пролетарское коммунистическое право». Старое государство заменили Советами; на смену крепостной и кабальной семье приходит семья свободная и насаждается общественное воспитание детей; частная собственность заменена собственностью пролетарского государства на все орудия производства».

П. И. Стучка Право – порядок общественных отношений. Начала правопонимани я: 1) классовый характер всякого права; 2) революционно-диалектический метод (вместо формальной юридической логики); 3) материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки (вместо объяснения правовых отношений из закона или правовых идей). «советское право» есть «пролетарское право».

Е. Б. Пашуканис Действительным правом - было буржуазное право, которое необходимо преодолетьЕго правовой нигилизм был теоретическим следствием разделяемых им идей и положений марксистского учения о переходе от капитализма к коммунизму. Сближая форму права и форму товара, генетически выводил право из меновых отношений товаровладельцев. Поэтому его теория права получила название меновой.

Всякое юридическое отношение есть отношение между субъектами. «Субъект – это атом юридической теории, простейший, неразложимый далее элемент».

Если генезис правовой формы начинается в отношениях обмена, то наиболее полная реализация ее представлена в суде и судебном процессе. Развитие в обществе товарно-денежных отношений создает необходимые условия для утверждения правовой формы как в частных, так и в публичных отношениях.

М. А. Рейснер Психологическая концепция классового права.

Получилось не интуитивное право вообще, которое могло там и здесь давать индивидуальные формы, приспособленные к известным общественным условиям, а самое настоящее классовое право, которое в виде права интуитивного вырабатывалось вне каких бы то ни было официальных рамок в рядах угнетенной и эксплуатируемой массы.

Право, как идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равенство и связанную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента: 1- волевую сторону или одностороннее «субъективное право»; 2- нахождение общей правовой почвы и создание при помощи соглашения двустороннего «объективного права.

Его классовое перетолкование интуитивного права фактически отвергает основание и суть психологического правопонимания вообще – индивида с его правовой психикой, правовыми притязаниями, эмоциями и т.д. И на примере рейснеровской концепции классовости права хорошо видно, как классовость убивает право.

Право как форма общественного сознания. Такой подход к праву в 20-х гг. развивал И. П. Разумовский. При этом он отмечал, что «вопросы права и связи его с экономической структурой общества, послужившие, как известно, в свое время отправным пунктом для всех дальнейших теоретических построений Маркса, это – основные вопросы марксистской социологии, это лучший пробный камень для проверки и подтверждения основных предпосылок марксистской диалектической методологии».

Разумовский: Общее определение права как идеологического способа и порядка опосредования материальных отношений в классовом обществе: «Порядок общественных отношений, в конечном счете отношений между классами, поскольку он отображается в общественном сознании, исторически неизбежно абстрагируется, отдифференцировывается для этого сознания от своих материальных условий и, объективируясь для него, получает дальнейшее сложное идеологическое развитие в системах "норм"».

Вышинский: «Право – совокупность правил поведения, установленных гос-нной властью, как властью господствующего в обществе класса, а также санкционированных госуд-ной властью обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке при помощи госуд-ного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу».

«Право – совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственнойвластью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу».

С точки зрения традиционного критерия различения и соотношения «права и закона» – в его основе лежит отождествление «права» и «законодательства» («действующего», «позитивного» права, обобщенно – «закона»).

С. Ф. Кечекьян: понимание права как единства правовой нормы и правоотношения или как единства правовой нормы, правоотношения и правосознания (Я. Ф. Миколенко).

Это представляется как реализация и результат действия «правовой нормы», производные от нее формы и проявления права. «Расширение» здесь «узких» мест сути дела не меняло.

(были эти теории как противовес узкому пониманию права).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: