В исторических исследованиях о Великом княжестве Литовском и Русском прослеживается тенденция рассматривать историю Великого княжества Литовского и Русского в сравнении и сопоставлении с историей Великого княжества Московского.
Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.
В христианской историографии отмечается, что тенденции складывания нового варианта русской государственности на южных и западных землях бывшей Киевской державы были сломлены с офици-альным признанием католичества в Литве.
Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
Историки-материалисты в литературе при сравнении средневековых Литвы и Москвы делают упор на формационном развитии общества (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое). Феодальные отношения в Московском государстве отставали в развитии от феодальных отношений в Литве. Русские земли литовские князья завоевали.
|
|
Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.
Выдвигается идея добровольного союза Литвы и западно-русских земель. Сторонники теории полагают, что Великое княжество Московское (а до этого — Владимирско-Суздальское) и Великое княжество Литовское и Русское выступали с одинаковой программой — программой объединения всей русской земли. Высказывается сожаление по поводу лидерства Москвы, а не Литвы в централизатор-ских процессах, усматривается демократический потенциал в государственном устройстве Литовского княжества, а в политике московских князей, напротив,— истоки тоталитаризма.
Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация.
Л.Н. Гумилев (1912—1992) создание Литовско-Русского государства связывает с пассионарным толчком XIII века, одновременно затронувшим Северо-Восточную Русь. Положение Литвы по сравнению с Владимирским княжеством было весьма выигрышным, но ее преимущества в соперничестве с Владимиром и Москвой за лидерство в объединительном процессе не были реализованы прежде всего потому, что руководство русской православной церкви ―предпочло иметь дело с Москвой, которая показала себя опорой митрополичьего престола‖.