Монополия на изготовление национальной валюты. Гос. собственность, бюджет. 5 страница

44. Понятие, предмет информационной безопасности. Ее место в национальной, региональной и профессиональной безопасности.
Информационная безопасность - по законодательству РФ - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
Информационная безопасность имеет три основные составляющие: -1- конфиденциальность - защита чувствительной информации от несанкционированного доступа; -2- целостность - защита точности и полноты информации и программного обеспечения; -3- доступность - обеспечение доступности информации и основных услуг для пользователя в нужное для него время.
В соответствии с предписаниями Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» целями защиты информационной сферы являются (ст. 20):
- предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
- предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
- защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
- сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
- обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения
Укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности РФ в числе важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяются также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое.
Информационная безопасность определяется как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. А информационная сфера (среда) - это сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации (ст. 2. Федерального закона от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене").
5 октября 1999 г. на совещании членов Совета Безопасности Российской Федерации новой редакции Концепции национальной безопасности направление информационной безопасности было выделено как самостоятельное.
Это обстоятельство подтвердило необходимость отдельной углубленной проработки проблем обеспечения информационной безопасности. Такая проработка была реализована в проекте соответствующей Доктрины, который был разработан в рамках Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности.

Проект Доктрины информационной безопасности Российской Федерации прошел сложную и многоступенчатую процедуру обсуждения в средствах массовой информации, на парламентских слушаниях и заседании экспертного совета одного из подкомитетов Комитета по безопасности Государственной Думы.
В этом документе сформулирована определенная на уровне высшего руководства страны система взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности.
В Доктрине сформулированы три основные группы целей государственной политики в области информационной безопасности.
Первая из них связана с соблюдением конституционных прав и свобод граждан в области духовной жизни и информационной деятельности, обеспечением духовного обновления России.
Эта группа включает в себя реализацию свободы средств массовой информации и запрещения цензуры, обеспечение прав граждан на личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, охрану интеллектуальной собственности, недопущение пропаганды и агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. В то же время должны быть обеспечены ограничения на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.
Вторая группа целей связана с проблемами развития отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечения выхода отечественной продукции на мировые рынки. В современных условиях только на этой основе можно решить проблему создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники.
Третья группа целей связана с обеспечением безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как развернутых, так и создаваемых на территории России, а также с обеспечением накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.
За последние годы в Российской Федерации реализован определенный комплекс практических мер по укреплению информационной безопасности страны.
Так, начато формирование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности. В настоящее время она включает в себя более 80 законов и свыше 200 других нормативных правовых актов.
Развернуты работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти.
Созданы государственные системы защиты государственной тайны и информации, системы лицензирования деятельности организаций в области защиты информации и системы сертификации средств защиты информации.
Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует современным потребностям общества и государства.
Узким местом является недостаточная проработка региональных проблем информационной безопасности, отсутствие необходимой координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, государственных и негосударственных организаций в этой области. Следует отметить, что первыми это ощутили и осознали сами регионы, а некоторые из них в последнее время стали предпринимать определенные практические шаги в этом направлении.
Так, например, в Санкт-Петербурге при региональном Совете Безопасности создана и успешно функционирует Межведомственная комиссия по информационной безопасности.
Представляется, что региональная политика обеспечения информационной безопасности должна формироваться исходя из принципов разделения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, порядка регулирования отношений в областях, отнесенных к предметам совместного ведения, а также выполнения федерального законодательства, регулирующего вопросы обеспечения безопасности России. Эти принципы определены в Конституции Российской Федерации.
Анализ современного состояния информационной безопасности субъектов Федерации позволяет выделить несколько основных проблем, требующих своего решения на региональном уровне.
Это, прежде всего, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина на информационную деятельность. Указанная сфера деятельности относится к ведению Федерации и одновременно – к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Это обстоятельство позволяет субъектам Российской Федерации, учитывая региональную специфику, своими законами и другими нормативными актами расширять и конкретизировать права и свободы человека по сравнению с тем, как они определены Конституцией и федеральным законодательством. В частности, на региональном уровне могут регулироваться вопросы противодействия монополизации и недобросовестной конкуренции в информационной сфере, противодействия пропаганде или агитации, возбуждающей социальную рознь, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного превосходства.
Другой большой проблемой является развитие регионального информационного рынка. Значительная часть информационных ресурсов, создаваемых за счет регионального бюджета, в соответствии с Законом «Об информации, информатизации и защите информации», находится в ведении региональной власти, и регулирование отношений в этой области целиком и полностью относится к компетенции субъектов Российской Федерации. Имеющиеся примеры противоправного распространения на региональных информационных рынках баз данных местных телефонных станций (включая адреса и телефоны режимных организаций), персональных данных, а также сведений, собираемых налоговыми органами, ГАИ, паспортными столами – указывают на необходимость организационно-правового регулирования деятельности этих рынков. В этой связи требует внимания проблема обеспечения безопасности региональных информационных ресурсов и профилактики правонарушений в информационной сфере, которая во все большей степени становится ареной соперничества государств, криминальных группировок и противоправных посягательств со стороны отдельных лиц.
Решение выделенных проблем предполагает создание целостной региональной системы обеспечения информационной безопасности, которая должна выявлять угрозы жизненно важным интересам субъекта Федерации в информационной сфере и защищать эти интересы, а также обеспечивать взаимодействие региона с федеральной властью, межрегиональное взаимодействие, координацию деятельности государственных и негосударственных структур, действующих на территории региона.
Для решения проблемы согласования федеральной и региональной политики важным является налаживание нормального рабочего взаимодействия между аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации и межведомственными органами, создаваемыми субъектами.
В рамках этого взаимодействия могут быть решены такие задачи как оценка состояния информационной безопасности региона, подготовка доктринальных документов в области обеспечения региональной информационной безопасности, развитие региональной нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности.
Единство федеральной и региональной политики в области информационной безопасности, ее формирование с учетом специфики субъектов Федерации при безусловном соблюдении федерального законодательства являются основополагающим фундаментом обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также неотъемлемой составляющей национальной безопасности нашего государства.


45. Национальные и корпоративные интересы в информационной сфере и их правовое обеспечение

Нац. интер.. Интересы гос-ва в инф. сфере закл. в создании условий для гармон. развит. росс. инфор. инфраструктуры, для реализ. конст. прав и свобод чел. и гражд. в обл. получ. инф. и пользования ею в целях обесп. незыблемости конст. строя, суверенитета и терр. целостности РФ, полит., экон. и соц. стабильности, в безусловном обесп. законности и правопорядка, развитии равноправ. и взаимовыг. междунар. сотрудн..
4 осн. составл. нац. интРФ в инф. сфере: 1) соблюд. констит. прав и свобод чел. и гражд. в обл. получ. инф. и пользования ею; 2) инф. обесп. гос. полит. РФ; 3) развитие совр. инф. техн.; 4) защита инф. ресурсов от несанкционир. доступа.
Эти сост. наход. под защитой, за них отвеч.: Инст. масс. инф., Инст. документир. инф., Инст. интеллек. собств., Инст. гос. тайны, Инст. коммерч. тайны, Инст. персон. данных, др. виды норм тайны, Нормы УК РФ, Нормы КоАП, Нормы ГК РФ.
Прав. регулир. инф. безоп. формир. на базе инф. правоотн., охватывающих все направл. деят-ти субъектов инф. сферы. Они охватывают все обл. инф. сферы, всех субъектов и объектов правоотн..
Корпорат. интер. Инф. обществ. отнош. бывают инд. и корпоративн.. Корпоратив. инф. им. опред. круг субъектов, кот. заинтерес. в ней. В перв. очередь это акционеры корпорации. Корпор. инф. - общедоступ. инф. о деят-ти общ-ва, акциях и др. ценных бумагах общ-ва и сделках с ними, раскрытие кот. направлено на обеспеч. интер. всех участников корпорации. Статус корпорат. инф. опред. ее содержание, прав. охрану и порядок ее предоставления. АО, осуществляющие публич. размещ. акций, обязаны раскрывать инф. о деят-ти АО в публич. порядке (путем публикаций в СМИ).
Инф., предоставляемая акционерам, может касаться как самого АО (п.4ст.11 Закона «Об акционерных обществах»), так и иных лиц, когда акционер, владеющий более чем 1% голосующих акций АО, на основании п.3ст. 8 Закона «О рынке ценных бумаг» требует от держателя реестра предоставл. инф-ии об имени (наимен.) зарегистрир. в реестре владельцев и о кол-ве, категории и номин. стоимости принадлеж. им ценных бумаг.

46. Правовое регулирование в области защиты информации и государственной тайны

Сущ. открыт. инф-ия своб. доступа и инф. огранич. доступа, самое жёсткое огранич. им. гос. тайна. Правов. базис инст. гос. тайны составл. инф. прав. норма, сод. в ст. 29 Конст. РФ: «Каждый им. право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять инф. любым закон. спос.. Перечень сведений, сост. гос. тайну, опред. фед. зак.». Прав. осн. этого инст. сост. также законы РФ «О безопасности», «О гос. тайне», ФЗ «Об инф., информатиз. и защите информации», указы и распоряж. Президента РФ, постановления и распоряж. Правительства РФ, регулир. отн. в обл. защиты гос. тайны.
Баз. зак. инст. гос. тайны явл. Закон РФ «О гос. тайне», кот. регулир. отн., возник. в связи с отнесением сведений к гос. тайне, их рассекреч. и защитой в интер. обеспеч. безоп. РФ.
Законодатель так опред. понятие гос. тайны: «гос. тайной явл. защищаемые гос-вом сведения и обл. его военной, внешнеполит., эконом., разведыват., контрразведыват. и оперативно-розыск. деят-ти, распространение кот. может нанести ущерб безоп. РФ» (ст. 2 Закона РФ «О гос. тайне»).
Носители сведений, сост. гос. тайну, — матер. объекты, в т.ч. физ. поля, в кот. свед., сост. гос. тайну, находят свое отображ. в виде симв., образов, сигналов, техн. реш. и процессов.

Система защиты гос. тайны — сов-ть органов защиты гос. тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составл. гос. тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Допуск к гос. тайне — процедура оформл. права граждан на доступ к сведениям, сост. гос. тайну, а предприятий, учреждений и орг-ий — на проведение работ c использ. таких свед..

Доступ к свед., сост. гос. тайну, — санкционированное полномочным должност. лицом ознакомление конкретного лица со свед., сост. гос. тайну.

Гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степ. секрет. свед., содерж. в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводит. документации на него.

Средства защиты информации — технич., криптографич., программн. и др. средства, предназнач. для защиты свед., сост. гос. тайну, средства, в кот. они реализ., а также средства контроля эффект. защиты инф..

Перечень свед., сост. гос. тайну, — сов-ть категорий свед., в соотв. с кот. свед. относятся к гос.й тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, устан. фед. законодат..

Отнесение свед. к гос. тайне и их засекреч. - введение в предусмотренном Законом «О гос. тайне» порядке для свед., сост. государственную тайну, огранич. на их распрост. и на доступ к их носителям.

Рассекреч. свед. и их носителей — снятие ранее введенных в предусмотр. Законом «О гос. тайне» порядке огранич. на распростр. свед., сост. гос. тайну, и на доступ к их носителям.
Для гос. тайны устанавл. особ. прав. режим, суть кот. закл. в жестком огранич. доступа к такой инф., надежной защите ее от несанкционир. доступа и четком опред. круга лиц, кот. предоставл. доступ к такой инф..

Режим гос. тайны должен опред. и устанавл.: -инф., кот. относ. к гос. тайне, и инф., кот. не может быть отнес. к гос. тайне; -порядок отнес. инф. к гос. тайне (порядок засекреч. свед., сост. гос. тайну); порядок рассекреч. гос. тайны; особ. порядок допуска (или доступа) к гос. тайне; порядок передачи свед., сост. гос. тайну; -порядок обесп. защиты гос. тайны; -ответств. за наруш. режима гос. тайны.

47. Законодательство в сфере обеспечения информационное безопасности

Источники инф. права: междунар. прав. акты, ратифицированные РФ, Конст. РФ, фед. конст. законы и фед. законы; норматив. указы През. РФ, норматив. постановл. Правит. РФ, нормат. прав. акты фед. органов исполн. власти, конст. (уставы) и законы субъектов РФ, НПА орг. исп. власти суб. РФ.

Юрид. нормы, регулир. предмет инф. права, закреплены в источниках адм., гражд., труд., уголов. и др. отраслей росс. права. Так, юр. ответств. за соверш. противоправн. деяний в инф. сфере установл. положениями КоАП РФ, ТК РФ, ГК РФ, УК РФ.

Инф. безоп. - аспект или ракурс изуч. и формир. сист. информ. права, подготовки и совершенств. норм и НПА этой отрасли.
Структ. правов. регулир. отн. в обл. информ. безоп. повторяет структ. самого информ. законодательства, акцентируя внимание на вопросах защищ. объектов прав. регулир., исходя из треб. инф. безоп..
Основн. направл. защиты инф. сферы:
1. Защита интер. личн,, общ-ва, гос. от воздейств. вред., опасн., недоброкач. инф.: Инст. масс. информ., Инст. документированной инф., Нормы УК РФ, Нормы КоАП РСФСР.
2. Защита инф., информ. ресурсов и информ. систем от неправомер. возд. постор. лиц: Инст. документир. инф., Инст. гос. тайны, Инст. коммерч. тайны, Инст. перс. данных, др. виды тайн, Нормы УК РФ, Нормы КоАП РСФСР, Нормы ГК РФ.
3. Защита информ. прав и своб.: Институты интеллект. собств., Инст. документир. инф., Нормы УК РФ, Нормы КоАП РСФСР,Нормы ГК РФ.
Прав. регулир. инф. безоп. и формир. на базе инф. правоотн., охватывающих все направл. деят-ти суб. инф. сферы. Они охватывают все обл. инф. сферы, всех суб. и об. правоотн.
Объекты правоотн. в обл. инф. безоп. — это духовность, нравственность и интеллект. личн. и общ-ва, права и своб. личн. в инф. сфере; демократич. строй, знания и духов. цен. общ-ва; конст. строй, суверенитет и терр. целостность гос-ва.

Субъектами правоотн. в обл. инф. безоп. выступ. личн., гос-во, органы законодат., исп. и суд. властей, система обесп. безоп., Совет Безопасности РФ, граждане.

48. Понятие, задачи и принципы уголовного права

Уг. право - сов-ть закрепл. вУК РФ норм, регулир. отн. между физ. лицом, совершившим преступл., и орг. гос. власти. Уг. пр. опред. основания, принципы и усл. уг. ответств., виды преступления и наказания, назначаемые за их совершение.
Согласно ч.2ст.1 УК РФ осн. уг. пр. явл. УК РФ, кот. основывается на Конст. РФ и общепризн. принц. и нормах междунар. права. Принимаемые уг. законы не должны противореч. Конст. РФ и общепризн. принц. и нормам междунар. права.
Задачи уг. пр. указаны в ч.1ст.2 УК РФ (задачи закона): охрана прав и своб. чел. и гражд. (приоритет. значение), собственности, обществ. порядка и обществ. безоп., окруж. среды, конст. строя РФ, обесп. мира и безоп. человечества, а также предупреждение прсеступлений (превентивная задача). Суть превентивн. задачи сост. в целенаправл. предупредит. влиянии уг. закона и практики его применения на лиц, уже совершивших преступл. (подсудимых и осуждённых) или лиц, ещё не совершивших, но предрасположенных к соверш. преступл..
Принципы уг. пр.. принцип - осн. положение, которым необх. руководствоваться в практ. деят-ти. Принципы уг. пр. служ. осной для законодат. и правоприменит. деят-ти в сфере борьбы с преступн.. В УК РФ есть 5 принц. (ст. 3-7): 1) принцип законности (ст.3 УК РФ): критерии преступности деяния, а также ответств. за его совершение должна устанавл. только УК РФ. Применение угол. закона по аналогии не допуск.; 2) принцип рав-ва граждан перед законо (ст.4 УК РФ): лица, совершившие преступл., равны перед законом и подлеж. угол. ответств. независимо от пола, расы, национ., языка, происх., имущ. и должн. полож., места жит., отн. к религии, убежд., принадл. к общ. объединениям и др. обстоят.; 3) принцип вины (ст.5 УК РФ): лицо подлеж. уг. ответств. только за те обществ. опас. действия (бездействие) и наступивш. общ. опас. последствия, в отн. которых установлена его вина; 4) принцип справедл. (ст.6 УК РФ): наказание и иные меры уг.-прав. хар-ра, применяемые к лицу, совершившему преступл., должны быть справедл., соответвовать хар-ру и степ. общ. опасн. преступл., обстоятельствам его соверш. и личн. виновного; никто не может дважды нести уг. ответств. за одно и то же преступл.; 5) принцип гуманизма (ст.7 УК РФ): уг. законодательство РФ обеспечивает безоп. чел., наказание и иные меры уг.-прав. хар-ра, применяемые к лицу, совершившему преступл., не могут иметь своей целью причинение физ. страданий или унижение чел. достоинства.
Наруш. принц. явл. самостоят. правонарушением, влекущим отмену актов (приговор, постановление, определение), в кот. они допущены.

49. Источники уголовного права. Общая характеристика Уголовного Кодекса РФ.
В уголовном праве принято выделять «материальные» и «формальные» источники норм уголовного права. Материальные источники — это материал, который кладется в основу уголовно-правовых предписаний: социальная практика в широком смысле слова, а также положения Конституции РФ и международно-правовые обязательства РФ. Формальным источником, отражающим способ выражения и закрепления (форму) уголовно-правовых норм, выступает уголовный закон.
Формальные источники права представляют собой внешний образ, в котором выступают правовые нормы в реальной действительности. Если материальные источники характеризуют содержание уголовно-правовых норм, то формальные — их форму. Единственным источником уголовного права является уголовный закон. Данный вывод вытекает прежде всего из содержания ч. 1 ст. 1 УК РФ: «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс». Об этом же свидетельствует ст. 3 УК РФ: «Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом».
Уголовный закон — это принятый высшим представительным органом Российской Федерации (Государственной Думой) нормативный правовой акт, который устанавливает основание уголовной ответственности, исчерпывающе определяет круг преступлений, виды наказаний за них, а также регламентирует остальные институты уголовного права, обеспечивающие уголовно- правовое регулирование.
Учитывая, что все уголовные законы должны включаться в УК, т.е. осуществлена их полная кодификация, можно заключить, что совокупность нормативных предписаний, сосредоточенных в УК, и составляет российское уголовное законодательство. Следовательно, исходя из буквального содержания ст. 1 УК, оно состоит исключительно из одного кодифицированного законодательного акта и не допускает возможности одновременного (параллельного) с нормами Кодекса действия других уголовных законов. Следовательно, понятия «Уголовный кодекс РФ» и «уголовное законодательство РФ» должны рассматриваться как полностью совпадающие, т.е. тождественные. Элементами российского уголовного законодательства как самостоятельной правовой отрасли какие-либо иные помимо УК уголовные законы быть не могут.
Конечно, такие важные для уголовно-правового регулирования источники, как Конституция РФ, международные правовые принципы и нормы, международные соглашения, решения Конституционного Суда РФ, участвуют в уголовно-правовом регулировании только в рамках, установленных УК, в связи с предусмотренными в нем запретами и иными нормами, конкретизируя содержание последних. Самостоятельное, автономное от нормативного материала, кодифицированного в УК, действие содержащихся в этих источниках уголовно-правовых норм исключено.
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) — основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации - России.
Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, подписан Президентом 13 июня 1996 года и вступил в силу с 1 января 1997 года, сменив Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, применявшийся до тех пор.
Принятый в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации сменил Уголовный кодекс РСФСР 1960 года. Среди наиболее существенных изменений можно назвать достаточно полное отражение в нём новых экономических и политических реалий российского общества, переход к приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов государства, усиление ответственности за наиболее тяжкие преступления и снижение ответственности за преступления небольшой тяжести, совершённые впервые, новые основания освобождения от уголовной ответственности и другие нововведения, призванные усилить профилактический потенциал уголовного закона.
Значительно изменена была Особенная часть: введено около 70 новых составов преступлений, декриминализовано более 80 составов, ранее предусматривавшихся УК России; в диспозиции и санкции практически всех статей, которые перешли из УК РСФСР в УК России, были внесены изменения.
Структура Уголовного кодекса
Кодекс представляет собой кодифицированный нормативный акт (кодекс), отличающийся внутренним единством и состоящий из двух частей (Общей и Особенной).
Общая част
ь включает 6 разделов, 16 глав и статьи 1 — 104³. Её нормы определяют общие принципы и положения уголовного права, пределы действия уголовного закона во времени и в пространстве, понятие и категории преступлений, лиц, подлежащих уголовной ответственности, понятие вины, её форм и видов, положения, касающиеся неоконченной преступной деятельности, соучастия в преступлении, наказания, его видов, целей и порядка назначения, случаи, когда лицо может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, понятие и содержание иных мер уголовно-правового характера.
Особенная часть
кодекса состоит из шести разделов, девятнадцати глав и статей 105—360, и описывает составы конкретных преступлений, а также перечисляет санкции (виды и размеры наказаний) за их совершение. Система Особенной части УК России отражает приоритеты уголовно-правовой охраны: на первое место в ней ставятся преступления против личности, и только затем преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества.

50.Понятие и признаки преступления. Виды преступлений. Состав преступлений.
В соответствии с действующим уголовным кодексом (ст. 8 УК РФ) основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки преступления, предусмотренного УК РФ. Для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо установить, что в совершённом им деянии имеется состав того или иного преступления.
Для правильного, единообразного применения уголовно-правовых норм законодатель даёт достаточно чёткое определение понятия преступления. Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК под угрозой наказания. Содержащиеся в этом определении признаки преступления позволяют отличить его от других видов правонарушений (административных, дисциплинарных, гражданско-правовых, трудовых и т.п.).
К числу признаков преступления относятся:
• Совершение деяния в форме действия или бездействия. Действие — это активное поведение лица, в результате которого нарушается норма уголовного права. Бездействие: лицо обязано было поступить определённым образом, но оно не поступает, в результате чего наступают общественно вредные последствия.
• Общественная опасность поступка (деяния), т.е. его способность причинять либо содержать угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям (здоровью или жизни человека, собственности, общественной безопасности, конституционному строю и т.п.). Если совершённое деяние в силу его малозначительности не представляет общественной опасности, оно преступлением не признаётся (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Характер общественной опасности, определяемый значимостью охраняемых отношений, и степень общественной опасности, определяемая величиной причинённого ущерба (вреда), способом совершения и другими признаками, у разных преступлений различны.
• Уголовная противоправность (преступность) деяния, т.е. запрещённость его уголовным законом.
• Виновное совершение деяния (действие или бездействие). Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Виновность (вина) — это психическое отношение человека к совершённому им деянию и последствия этого деяния. Это отношение характеризуется тем, что лицо осознаёт общественную опасность совершаемого им деяния и наступивших вследствие него общественно опасных последствий. Преступление может совершено как умышленно, так и по неосторожности. Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом. Преступление признаётся совершённым с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Преступление признаётся совершённым с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично. Преступлением, совершённым по неосторожности, признаётся преступление, совершённое по легкомыслию или небрежности. Преступление признаётся совершённым по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Преступление признаётся совершённым по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия) или не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Деяние признаётся также совершённым невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузками.
• Уголовная наказуемость деяния — совершённый лицом поступок будет признан преступлением, если за его совершение уголовным законом предусмотрено соответствующее уголовное наказание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: