Ожидаемые результаты и эффекты реализации концепции

Реализация концепции обеспечивает следующие результаты для основных благополучателей:

Дети и молодежь:

· воспринимают сферу дополнительного образования как значимое пространство для саморазвития, самообразования и самореализации;

· ориентируются в ресурсах дополнительного образования, доступных как на территории проживания, так и вне ее (в том числе через сеть Интернет);

· имеют возможности выбора программ дополнительного образования на основе собственных интересов и увлечений;

· имеют возможность использовать ресурсы городской среды (парки, площадки, помещения) для реализации групповой досугово-образовательной деятельности;

· мотивированы к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и другие) и получению дальнейшего профильного профессионального образования;

· мотивированы к участию в сложных интеллектуальных и культурных формах досуга.

Устройство программ дополнительного образования обеспечивает возможность для детей и подростков пробно использовать различные виды и формы деятельности, а также обеспечивает максимальную мобильность (параллельное освоение, переход между программами) в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в программы дополнительного образования, условия реализации которых соответствуют их потребностям и возможностям.

Система территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом ориентирована на учет интересов детей и молодежи: создаются открытые пространства для различных форм, выделяются помещения для организации дополнительного образования, клубной деятельности, проведения мероприятий.

Семья:

· родители рассматривают участие своих детей в дополнительном образовании как необходимое условие их полноценного развития, профессиональной ориентации и социализации;

· имеют доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и программах дополнительного образования, включая рекомендации по выбору, исходя из территории проживания, возраста, интересов и особенностей ребенка;

· родители осуществляют совместно с детьми при поддержке консультантов (тьюторов) ответственное планирование индивидуальных траекторий дополнительного образования;

· семьям с низкими доходами предоставляются различные формы поддержки в доступе к программам дополнительного образования (льготы по оплате, «индивидуальные сертификаты», компенсация родительской платы, пригласительные билеты и абонементы на программы, установка компьютерной техники и программного обеспечения и другое).

Во всех сегментах дополнительного образования обеспечиваются возможности для совместных семейных (дети и родители) занятий и практик.

Общество.

В общественном сознании сформирован ценностный статус сферы дополнительного образования детей, составляющими которого являются:

· «пространство для саморазвития и самореализации»;

· «механизм развития человеческого потенциала»,

· «среда воспитания научной, культурной, инженерной и политической элиты страны»,

· «среда предоставления равных возможностей и действующих социальных лифтов»;

· «среда сохранения и передачи лучших традиций образцов культуры»;

· «инновационная площадка, инкубатор форм образования будущего»;

· «сфера эффективных частных инвестиций».

Бизнес.

Сфера дополнительного образования детей воспринимается представителями социально ориентированного бизнеса в качестве приоритетной области благотворительной деятельности и пожертвований.

Система дополнительного образования детей рассматривается бизнесом как инструмент поиска и отбора одаренных и талантливых личностей с целью последующей подготовки уникальных инженерных, конструкторских и научных кадров в интересах передовых отраслей отечественной промышленности.

Поддержка программ образования, досуга и отдыха детей сотрудников рассматривается как важное направление политики в сфере социального и кадрового развития организаций и предприятий.

В результате реализации концепции будут получены следующие эффекты:

Организационно-педагогические эффекты:

· организационное развитие всех образовательных институтов в направлении образовательных моделей, обеспечивающих более высокую интеграцию обучения, воспитания, личностного развития и социализации;

· создание новых возможностей для воспитания, личностного развития и успешной социализации за счёт интенсивной социально-культурной жизни, а также эффективного использования социокультурного потенциала в образовательном процессе;

· стимулирование педагогических и управленческих кадров системы дополнительного и неформального образования к повышению своего профессионального мастерства, освоению современных интерактивных образовательных технологий, развитию своих педагогических и коммуникативных компетентностей;

· появление подростковых и молодёжных объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального продукта посредством дополнительного образования детей.

Социальные эффекты:

· уменьшение рисков, связанных с социальной напряжённостью, за счёт сформированных в системе дополнительного и неформального образования духовно-нравственных качеств молодёжи, повышения её общекультурного уровня, толерантности и коммуникативной компетентности;

· повышение удовлетворённости молодого поколения качеством своей жизни за счёт возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного и неформального образования;

· обеспечение межпоколенческой солидарности, воспроизводство традиций и норм общественной жизни;

· сокращение преступности среди несовершеннолетних;

· снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма и наркомании.

Социально-экономические эффекты:

· повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счёт получения более высокого качества социальных результатов образования;

· дополнительная инвестиционная привлекательность страны за счёт повышения уровня человеческого капитала;

· повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений в федеральном и международном масштабе на основе высокого уровня образования, развития их личностных качеств и сформированных социально значимых компетенций.

Приложение 1. Дополнительное образование как институт взросления

Традиционно проблематика возраста и возрастных особенностей в контексте образования понимается как проблематика готовности человека по мере взросления к социализации, усвоению культурных эталонов идентификации, ценностей и социальных норм, а также к восприятию определённых типов знаний и выполнению определённых типов действий.

На всех возрастных этапах развитие личности и ее центрального компонента – ценностно-смысловой и мотивационной сферы – происходит в ходе разворачивающихся многообразных деятельностей, которыеменяют не только внешнюю действительность,но и сам субъект деятельности и систему его отношений с миром и другими людьми.

Дошкольный возраст (3-6 лет):

Основные психологические новообразования:

возникновение основополагающих познавательных представлений: о различии живого и неживого и способов взаимодействия с ними, о социальном мире, в котором живут и действуют разные люди – со своими мыслями, желаниями, намерениями и переживаниями, о себе как включенном в этот мир, действующем в нем и способном изменяться – расти и обучаться новому;

первые этические инстанции (начальные представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правде и обмане);

личное осознание, внутренняя регуляция поведения (произвольность), начальные уровни интеллектуального и эмоционального предвосхищения последствий своих поступков, соподчинение мотивов;

осознанное сотрудничество с взрослыми и сверстниками;

развитие функций речи и мышления;

воображение;

сюжетно-ролевые игры;

художественное творчество (рисование, лепка и так далее).

Основные формы деятельности в контексте образования:

познание: исследование предметного мира, наблюдение и экспериментирование; освоение правил поведения в разных контекстах ближайшего социального окружения; освоение собственных физических возможностей и границ;

общение: свободное установление отношений со сверстниками, в развитой форме ‑ формирование правил отношений;

игра: индивидуальная сюжетно-ролевая игра на основе образцов, заданных ближайшим социальным окружением; коллективная сюжетно-ролевая игра, в развитой форме ‑ сюжетно-ролевая игра на основе конвенционально установленных правил;

творчество: конструирование реальных и воображаемых объектов, в том числе как предметов для игры; изображение реальных и воображаемых сюжетов и ситуаций;

труд: формирование установок к продуктивной деятельности и к освоению различных технологий.

Возрастные задачи:

закрепление представлений о себе как об «автономном» человеке; первоначальное знакомство с миром как с пространством собственного нахождения и объектом освоения;

развитие воображения как способности творения новых образов, которых не дает непосредственное чувственное восприятие;

овладение произвольностью в сюжетно-ролевой игре и контекстно-заданных нормах поведения;

освоение принципов, адекватных возрасту форм и способов конструкторской и художественной деятельности.

Образовательная задача: выстроить пространства действительно автономного от взрослых существования и действования; сформировать у ребёнка первый образ «Я»; сформировать принципы первоначальной систематизации знаний о мире и закрепления представлений о нём.

Образовательный процесс условно разделяется на три составляющих части:

специально организованное обучение в форме занятий;

совместная взросло-детская деятельность: конструирование, совместное создание художественного продукта, игра, в которой правила удерживаются взрослым;

свободная самостоятельная деятельность детей: игра, конструирование, художественное творчество.

Гармоничное сочетание этих форм позволяет педагогу с одной стороны осуществлять обучение детей, расширяя их представление об окружающем мире и формируя основные навыки социального поведения, обогащая процессы их развития, а с другой стороны — организовать для детей культурное пространство идентификации с идеалами и ценностями общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: