Направления трассы

При выборе направления трассы необходимо учитывать требования защиты окружающей среды. Постройка дороги вносит большие изменения в экологическое равновесие природы и хозяйственную жизнь района ее проложения.

Изъятие земель под постройку дороги и нарушение границ угодий может нарушить рациональную систему севооборотов и принести большой экономический ущерб с/х.

Проложение дороги по ценным плодородным землям опасно тем, что сметаемая ветром пыль с дорог низших категорий снижает урожайность на прилегающих полях. При сгорании добавок к бензину выделяются опасные для здоровья соединения свинца, которые оседают на придорожной полосе и накапливаются в почве, могут попадать в пищу с с/х продуктами.

Смываемые дождями с проезжей части масла и продукты износа шин и особенно применяемые для борьбы с гололедом гидроскопические соли угнетают растительность придорожной полосы и попадают в водотоки, вызывают их загрязнение. Это необходимо учитывать при проложении дорог вблизи водоемов и в пределах водоохранных зон.

При проложении трассы дороги следует обходить лесные массивы, обходить трассой заповедники и заказники, зоны отнесенные к памятникам природы и культуры. Проектирование дорог вдоль рек, озер и др. водоемов желательно осуществлять за пределами водоохранных зон.

Не продумано проводимые при постройке дороги земляные работы могут нарушить красоту природных ландшафтов, расположенными в неудачных местах грунтовыми карьерами и резервами, обнаженными склонами при устройстве земляного полотна.

При невозможности избежания этих работ следует прибегать к маскировке неудачных обезображенных строительством мест посадками растительности.

Дорога привлекает к себе большое количество людей. Поэтому при ее проектировании следует предусматривать возможности обозрения открывающихся природных ландшафтов и достопримечательных мест.

При проходе дороги вблизи от населенных пунктов автомобильное движение является источником загрязнения воздуха отработанными газами двигателей, шума и вибрации, которые распространяются до прилегающих к дорогам строений, отражаются на здоровье и работоспособности населения.

Наиболее рациональный способ предотвращения влияния транспортного шума - проложение дороги на таком расстоянии от застройки, при котором он не превышает допускаемых норм. При невозможности этого автомобильные магистрали с интенсивным движением располагают в выемках и тоннелях, устанавливают вдоль дороги звукопоглощающие земляные валы. Идея всех защитных мероприятий - создание за ними звуковой тени или поглощение звука. Для надлежащего экранирования высота барьера должна быть не менее 4 - 4,5 м. Природные насаждения относительно малоэффективны и снижают шум в среднем на 0,15 дБ, а на 1 м ширины дороги.

Учет требований охраны природы при проектировании дорог не должны ограничиваться только мерами по ее защите. Продуманная постройка дороги может существенно улучшить местность осушения болот созданием водохранилищ, закреплением песков, повышением устойчивости склонов, предохранение почв от эрозии.

Таким образом, в разделе изложены требования охраны окружающей среды, которые необходимо учитывать при выборе направления трассы.

Приложение А

(справочное)

Расчет дорожной одежды нежесткого типа

Результаты расчета

Район проектирования: Тюменская область

Название объекта: автомобильная дорога на Болотное

(1 вариант)

Категория дороги - 2.

Дорожно-климатическая зона - II-2

Схема увлажнения рабочего слоя - 2

Расстояние от уровня грунтовых вод до низа дорожной одежды - 1,10 м

Тип дорожной одежды - капитальный

Тип нагрузки: А11.5

давление на покрытие, P - 0,60 МПа

расчетный диаметр следа колеса, D - 40,00 см

Требуемый уровень надежности - 0,95

Коэффициент прочности - 1,20

Глубина промерзания грунта в районе проектирования - 1,60 м

Расчетные нагрузки

Группа расчетной нагрузки - A11.5

Диаметр штампа расчетного колеса - 40,000 см

Приведенная интенсивность на год службы T=15 - 685,025 авт/сут

Приведенная интенсивность на срок службы дорожной одежды T= 15 - 685,025 авт/сут

Расчетное количество дней в году - 150

Суммарное расчетное число приложений расчетной нагрузки - 1168030,904

Конструкция дорожной одежды

1: h=7,00 см - "Асфальтобетон горячий плотный тип А на вязком битуме БНД и БН марки: 90/130 E=2400 МПа"

2: h=11,00 см - "Асфальтобетон горячий пористый крупнозернистый на вязком битуме БНД и БН марки: 90/130 E=1400 МПа"

3: h=46,00 см - "Щебень фр. 40-80 мм трудноуплотн. (гранитн) с заклин фракционированным мелким щебнем E=350 МПа"

4: h=40,00 см - "Песчаные основания песок средней крупности содержание пылевато-глинистой фракции: 5%"

5: h=0,00 см - "Грунт суглинок тяжелый"

Расчетные характеристики материалов слоев

Слой 1: Gamma=2400,00, E1=2400,00, E2=1200,00, E3=3600,00, M=5,00, Alpha=5,40, R0=9,50

Слой 2: Gamma=2300,00, E1=1400,00, E2=800,00, E3=2200,00, M=4,00, Alpha=6,30, R0=7,80

Слой 3: Gamma=1800,00, E=350,00

Слой 4: Gamma=1950,00, E=120,00, C=0,00200, C_стат=0,00500, Phi=26,00, Phi_стат=33,00

Слой 5: W=0,761, E=32,89, C=0,00355, C_стат=0,01411, Phi=3,67, Phi_стат=14,55

Расчет по упругому прогибу

Минимальный требуемый модуль упругости - 282,87 МПа

E5 = 32,89 Мпа

E4-5 = 68,70

E3-5 = 183,68

E2-5 = 275,90

E1-5 = 368,51

Общий расчетный модуль упругости - 368,51 МПа

Коэффициент прочности - 1,303

Требуемый коэффициент прочности - 1,200

Прочность обеспечена

Расчет по сдвигу

Давление от колеса на покрытие - 0,600 МПа

Расчет для слоя "Грунт суглинок тяжелый"

E5 = 32,89

Толщина слоев - 104,0 см

Средний модуль упругости верхних слоев - 366,35 МПа

Общий модуль упругости нижних слоев - 32,89 МПа

Угол внутреннего трения, градусы - 3,67

Действующее активное напряжение сдвига - 0,00880 МПа

Kd = 1,0

Средняя плотность - 1950,96 кг/куб.м

Предельное активное напряжение сдвига - 0,00882 МПа

Требуемый коэффициент прочности - 1,000

Коэффициент прочности - 1,003

Расчет для слоя "Песчаные основания песок средней крупности содержание пылевато-глинистой фракции: 5%"

E5 = 32,89

E4-5 = 68,70 МПа

Толщина слоев - 64,0 см

Средний модуль упругости верхних слоев - 520,31 МПа

Общий модуль упругости нижних слоев - 68,70 МПа

Угол внутреннего трения, градусы - 26,00

Действующее активное напряжение сдвига - 0,01060 МПа

Kd = 2,0

Средняя плотность - 1951,56 кг/куб.м

Предельное активное напряжение сдвига - 0,02022 МПа

Требуемый коэффициент прочности - 1,000

Коэффициент прочности - 1,907

Прочность обеспечена

Расчет на растяжение при изгибе

Давление от колеса на покрытие - 0,600 МПа

Группа расчетной нагрузки - A11.5

Диаметр штампа расчетного колеса - 40,000 см

Средний модуль упругости верхних слоев - 2744,44 МПа

E5 = 32,89

E4-5 = 68,70

E3-5 = 183,68

Общий модуль упругости нижних слоев - 183,68 МПа

Толщина слоев асфальтобетона - 18,0 см

Растягивающее напряжение в верхнем монолитном слое - 0,967 МПа

Прочность материала при многокр растяж при изгибе - 0,991 МПа

Требуемый коэффициент прочности - 1,000

Коэффициент прочности - 1,025

Прочность обеспечена

Проверка морозоустойчивости

Грунт суглинок тяжелый

Номер грунта по пучинистости - 3

Допустимая величина морозного пучения - 4,0 см

Коэф. учит. влияние глубины залегания УГВ - 0,75

Коэф. завис. от степени уплотнения грунта - 1,00

Коэф. учит. влияние гранулометрич. состава - 1,30

Коэф. учит. влияние нагрузки от собств. веса - 0,90

Коэф. завис. от расчетной влажности грунта - 1,16

Средняя величина морозного пучения - 3,8 см

Требуемая толщина дорожной одежды - 99,5 см

Фактическая толщина дорожной одежды - 104,0 см

Морозоустойчивость обеспечена

Результаты расчета

Район проектирования: Тюменская обл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: