Любая разновидность экономического анализа отличается особенностями организации процесса анализа. Анализ хозяйственной деятельности предприятия для обеспечения его оперативности и действенности нуждается в четкой организации. При проведении АХД на предприятиях может использоваться одна из трех основных организационных форм: централизованная, децентрализованная и смешанная. Выбор той или иной формы организации анализа зависит как от масштаба предприятия, так и от уровня постановки аналитической работы.
Централизованная форма организации анализа подразумевает сосредоточение всех функций и обязанностей по проведению анализа в руках одного специалиста или специально выделенного подразделения. Роль других специалистов или служб сводится к подготовке для анализа исходных данных и во внедрении разработанных по результатам анализа мероприятий. Использование централизованной формы правомерно в основном на малых предприятиях, где всю экономическую работу выполняет бухгалтер или экономист предприятия. На средних и крупных предприятиях излишняя централизация может приводить к оторванности специалистов, занимающихся анализом, от реалий производства, к неправильной или поверхностной интерпретации получаемой ими информации. Увеличивается также вероятность искажений информации при обмене ею между аналитической и другими службами. Централизованная форма организации не создает на предприятии атмосферы заинтересованности в результатах анализа. Разработанные аналитиками без участия большинства специалистов предприятия мероприятия могут встречать в среде этих специалистов критику и неприятие, что существенно снижает действенность анализа. Кроме того, централизованная форма проведения анализа – более затратная, чем другие. Это связано и с затратами на передачу и хранение информации, и с необходимостью выделения в штатном расписании специалистов, которые занимались бы только анализом (в то время как при других формах анализ проводят специалисты, совмещающие это с другими обязанностями).
|
|
При децентрализованной форме анализ отдельных участков производства и хозяйственных процессов осуществляется непосредственно специалистами этих участков в числе других их обязанностей. Это – наиболее дешевая форма проведения анализа, так как при ней отсутствуют затраты на содержание аналитической службы, затраты, связанные с информационным обменом между аналитической и другими службами. Однако при децентрализованной форме, даже если каждый отдельно взятый специалист способен квалифицированно решать задачи анализа, связанные с работой его участка, провести обобщение получаемых результатов, в комплексе оценить состояние и тенденции развития предприятия некому. А без этого невозможно обеспечить интенсификацию и повышение эффективности деятельности всего предприятия как единой системы. Как правило, при децентрализованной форме организации анализа приходится также сталкиваться с недостаточной аналитической подготовкой отдельных специалистов, особенно технических.
|
|
Можно сказать, что использование децентрализованной формы организации анализа отражает низкий уровень постановки аналитической работы на предприятии.
Наиболее оптимальной формой организации аналитической работы для средних и крупных предприятий является так называемая смешанная форма. Она подразумевает наличие в системе управления предприятием службы, возглавляющей аналитическую работу, а также активное участие в проведении анализа всех экономических и технических служб. Применение смешанной формы позволяет реализовать достоинства централизованной и децентрализованной форм организации анализа, исключив при этом их недостатки. Только совместными усилиями специалистов, обладающих разносторонними знаниями и опытом, возможно комплексное решение проблем предприятия. Ниже приведена примерная схема служб предприятия с учетом их взаимодействий при смешанной форме организации анализа (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Схема взаимодействия служб предприятия
при смешанной форме организации анализа
Рассмотрим по этой схеме распределение функций и задач анализа хозяйственной деятельности между отдельными службами.
Головным подразделением по аналитической работе является планово-экономической отдел. В его функции входит:
– планирование анализа;
– организация и координирование аналитической работы;
– распределение обязанностей и задач между исполнителями и контроль за их выполнением;
– методическое обеспечение аналитической работы, повышение квалификации специалистов, занимающихся анализом;
– информационное обеспечение всех участников аналитической работы;
– обобщение результатов анализа, комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности;
– контроль за внедрением практических мероприятий по результатам анализа.
Производственный отдел проводит анализ продукции по объему, ассортименту и качеству, исследует ритмичность производства продукции, расходование материальных ресурсов, технический и организационный уровень производства.
Отдел главного механика и энергетика анализирует техническое состояние и использование машин и оборудования, проводит анализ эксплуатации и ремонтов основных средств, рациональности потребления энергоресурсов, технического уровня производства и степени использования производственной мощности предприятия.
Отдел технического контроля проводит анализ качества сырья и готовой продукции, брака и рекламаций потребителей, соблюдения технологической дисциплины.
Отдел снабжения исследует уровень и состояние материально-техни-ческого обеспечения производства, использование материальных ресурсов, проводит анализ складских запасов, транспортно-заготовительных расходов и т. д.
Отдел сбыта проводит анализ складских запасов готовой продукции, анализ отгрузки продукции и выполнения предприятием договорных обязательств по поставкам продукции.
Отдел маркетинга изучает рынки ресурсов и рынки сбыта продукции, проводит анализ конкурентоспособности продукции, формирует ценовую политику предприятия.
Отдел труда и заработной платы анализирует уровень организации труда на предприятии и его обеспеченность трудовыми ресурсами, проводит анализ производительности труда, использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы.
|
|
Бухгалтерия анализирует выполнение сметы затрат на производство и себестоимость продукции, прибыль и ее использование, финансовое состояние и, в частности, платежеспособность предприятия.
Финансовый отдел проводит анализ источников финансирования деятельности предприятия, анализ процесса формирования капитала предприятия и эффективности его использования, исследует финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятия.
Цеховые службы, руководители бригад, производственных цехов и участков участвуют в формировании информационной базы анализа, осуществляют практические мероприятия, разработанные в ходе анализа. Они могут также предлагать мероприятия по повышению эффективности работы вверенных им участков производства.
Такая совместная работа по проведению АХД позволяет обеспечить его комплексность и, главное, – более квалифицированно и глубоко изучить хозяйственную деятельность, ее результаты, полнее выявить неиспользованные резервы.
Большая роль в проведении АХД отводится трудовым коллективам и акционерам. Им даны достаточно широкие полномочия в планировании социального и экономического развития, в обеспечении контроля за рациональным использованием материальных ресурсов, в укреплении трудовой дисциплины, внедрении достижений науки и техники, улучшении условий и охраны труда и т. д.
Для повышения эффективности и действенности анализа хозяйственной деятельности целесообразно создавать на предприятиях экспертные советы с участием представителей собственников и высшего руководства и включать эти советы в систему аналитической работы.
Анализ состояния экономики предприятия проводится также вышестоящими органами управления. Специалисты этих органов могут изучать отдельные вопросы или проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия.
6.3. Особенности внутреннего и внешнего анализа
хозяйственной деятельности
|
|
По субъектам (исполнителям и пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ хозяйственной деятельности. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т. д. Подробная характеристика внешних и внутренних субъектов АХД была дана в 1-й главе. С определенной долей условности можно сформулировать основные различия между этими видами аналитической работы (см. табл. 6.2), хотя на практике они нередко пересекаются.
Таблица 6.2