Формы организации АХДП

Любая разновидность экономического анализа отличается особенностями организации процесса анализа. Анализ хозяйственной деятельности предприятия для обеспечения его оперативности и действенности нуждается в четкой организации. При проведении АХД на предприятиях может использоваться одна из трех основных организационных форм: централизованная, децентрализованная и смешанная. Выбор той или иной формы организации анализа зависит как от масштаба предприятия, так и от уровня постановки аналитической работы.

Централизованная форма организации анализа подразумевает сосредоточение всех функций и обязанностей по проведению анализа в руках одного специалиста или специально выделенного подразделения. Роль других специалистов или служб сводится к подготовке для анализа исходных данных и во внедрении разработанных по результатам анализа мероприятий. Использование централизованной формы правомерно в основном на малых предприятиях, где всю экономическую работу выполняет бухгалтер или экономист предприятия. На средних и крупных предприятиях излишняя централизация может приводить к оторванности специалистов, занимающихся анализом, от реалий производства, к неправильной или поверхностной интерпретации получаемой ими информации. Увеличивается также вероятность искажений информации при обмене ею между аналитической и другими службами. Централизованная форма организации не создает на предприятии атмосферы заинтересованности в результатах анализа. Разработанные аналитиками без участия большинства специалистов предприятия мероприятия могут встречать в среде этих специалистов критику и неприятие, что существенно снижает действенность анализа. Кроме того, централизованная форма проведения анализа – более затратная, чем другие. Это связано и с затратами на передачу и хранение информации, и с необходимостью выделения в штатном расписании специалистов, которые занимались бы только анализом (в то время как при других формах анализ проводят специалисты, совмещающие это с другими обязанностями).

При децентрализованной форме анализ отдельных участков производства и хозяйственных процессов осуществляется непосредственно специалистами этих участков в числе других их обязанностей. Это – наиболее дешевая форма проведения анализа, так как при ней отсутствуют затраты на содержание аналитической службы, затраты, связанные с информационным обменом между аналитической и другими службами. Однако при децентрализованной форме, даже если каждый отдельно взятый специалист способен квалифицированно решать задачи анализа, связанные с работой его участка, провести обобщение получаемых результатов, в комплексе оценить состояние и тенденции развития предприятия некому. А без этого невозможно обеспечить интенсификацию и повышение эффективности деятельности всего предприятия как единой системы. Как правило, при децентрализованной форме организации анализа приходится также сталкиваться с недостаточной аналитической подготовкой отдельных специалистов, особенно технических.

Можно сказать, что использование децентрализованной формы организации анализа отражает низкий уровень постановки аналитической работы на предприятии.

Наиболее оптимальной формой организации аналитической работы для средних и крупных предприятий является так называемая смешанная форма. Она подразумевает наличие в системе управления предприятием службы, возглавляющей аналитическую работу, а также активное участие в проведении анализа всех экономических и технических служб. Применение смешанной формы позволяет реализовать достоинства централизованной и децентрализованной форм организации анализа, исключив при этом их недостатки. Только совместными усилиями специалистов, обладающих разносторонними знаниями и опытом, возможно комплексное решение проблем предприятия. Ниже приведена примерная схема служб предприятия с учетом их взаимодействий при смешанной форме организации анализа (рис. 6.2).

 
 


Рис. 6.2. Схема взаимодействия служб предприятия
при смешанной форме организации анализа

Рассмотрим по этой схеме распределение функций и задач анализа хозяйственной деятельности между отдельными службами.

Головным подразделением по аналитической работе является планово-экономической отдел. В его функции входит:

– планирование анализа;

– организация и координирование аналитической работы;

– распределение обязанностей и задач между исполнителями и контроль за их выполнением;

– методическое обеспечение аналитической работы, повышение квалификации специалистов, занимающихся анализом;

– информационное обеспечение всех участников аналитической работы;

– обобщение результатов анализа, комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности;

– контроль за внедрением практических мероприятий по результатам анализа.

Производственный отдел проводит анализ продукции по объему, ассортименту и качеству, исследует ритмичность производства продукции, расходование материальных ресурсов, технический и организационный уровень производства.

Отдел главного механика и энергетика анализирует техническое состояние и использование машин и оборудования, проводит анализ эксплуатации и ремонтов основных средств, рациональности потребления энергоресурсов, технического уровня производства и степени использования производственной мощности предприятия.

Отдел технического контроля проводит анализ качества сырья и готовой продукции, брака и рекламаций потребителей, соблюдения технологической дисциплины.

Отдел снабжения исследует уровень и состояние материально-техни-ческого обеспечения производства, использование материальных ресурсов, проводит анализ складских запасов, транспортно-заготовительных расходов и т. д.

Отдел сбыта проводит анализ складских запасов готовой продукции, анализ отгрузки продукции и выполнения предприятием договорных обязательств по поставкам продукции.

Отдел маркетинга изучает рынки ресурсов и рынки сбыта продукции, проводит анализ конкурентоспособности продукции, формирует ценовую политику предприятия.

Отдел труда и заработной платы анализирует уровень организации труда на предприятии и его обеспеченность трудовыми ресурсами, проводит анализ производительности труда, использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы.

Бухгалтерия анализирует выполнение сметы затрат на производство и себестоимость продукции, прибыль и ее использование, финансовое состояние и, в частности, платежеспособность предприятия.

Финансовый отдел проводит анализ источников финансирования деятельности предприятия, анализ процесса формирования капитала предприятия и эффективности его использования, исследует финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятия.

Цеховые службы, руководители бригад, производственных цехов и участков участвуют в формировании информационной базы анализа, осуществляют практические мероприятия, разработанные в ходе анализа. Они могут также предлагать мероприятия по повышению эффективности работы вверенных им участков производства.

Такая совместная работа по проведению АХД позволяет обеспечить его комплексность и, главное, – более квалифицированно и глубоко изучить хозяйственную деятельность, ее результаты, полнее выявить неиспользованные резервы.

Большая роль в проведении АХД отводится трудовым коллективам и акционерам. Им даны достаточно широкие полномочия в планировании социального и экономического развития, в обеспечении контроля за рациональным использованием материальных ресурсов, в укреплении трудовой дисциплины, внедрении достижений науки и техники, улучшении условий и охраны труда и т. д.

Для повышения эффективности и действенности анализа хозяйственной деятельности целесообразно создавать на предприятиях экспертные советы с участием представителей собственников и высшего руководства и включать эти советы в систему аналитической работы.

Анализ состояния экономики предприятия проводится также вышестоящими органами управления. Специалисты этих органов могут изучать отдельные вопросы или проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия.

6.3. Особенности внутреннего и внешнего анализа
хозяйственной деятельности

По субъектам (исполнителям и пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ хозяйственной деятельности. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т. д. Подробная характеристика внешних и внутренних субъектов АХД была дана в 1-й главе. С определенной долей условности можно сформулировать основные различия между этими видами аналитической работы (см. табл. 6.2), хотя на практике они нередко пересекаются.

Таблица 6.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: