Руководство по принятию решения в ситуации морального выбора

© by Chris MacDonald, Ph.D. Department of Philosophy, Saint Mary's University, e-mail: chrismac@ethicsweb.ca 2002

Данное руководство не выступает готовой формулой и не гарантирует хорошего решения. Порядок пунктов также может изменяться от ситуации к ситуации.

1. Признание морального измерения ситуации.

Один из ключевых моментов – наличие конфликта между двумя или более моральными ценностями.

2. Каковы заинтересованные стороны? Каковы взаимоотношения между ними?

Нужно тщательно определить, кто заинтересован в решении. Часто сторон, интересы которых нужно принять во внимание, оказывается больше, чем кажется с первого взгляда. Посмотрите на отношения между сторонами: к вам, друг к другу. Не связаны ли с этими отношениями какие-либо особые обязанности или ожидания?

3. Какие ценности задействованы?

Тщательно поразмыслите над общими ценностями, судьба которых определяется вашим решением. Не имеет ли место вопрос о доверии или честности? Не следует ли принять во внимание личную автономию? Нет ли лица, которому можно навредить или помочь?

4. Взвесьте преимущества и издержки.

В широком смысле слова преимущества могут включать в себя производство благ - материальных, эмоциональных, финансовых, социальных и т.д. – для тех или иных сторон; удовлетворение их предпочтений. Бремя может подразумевать физическое или эмоциональное страдание той или иной стороны, финансовые издержки, а также игнорирование относящихся к случаю ценностей.

5. Посмотрите на аналогичные случаи.

Можно ли в данном случае рассмотреть решения, принятые в схожих ситуациях? Какие действия были предприняты? Было ли это решение хорошим? Чем эта ситуация похожа на рассматриваемую, чем отличается?

6. Обсудите проблему с другими лицами, имеющими отношение к данному случаю.

Если позволяет время, обсудите ваше решение со всеми теми людьми, кто заинтересован в нем. Соберите мнения и узнайте о принципах, в них содержащихся. Но помните о том, что при обсуждении люди ожидают сохранения конфиденциальности.

7. Соответствует ли решение правилам, установленным законом и этическими кодексами?

Если один из возможных выборов решения незаконен, следует серьезно подумать прежде, чем принимать его. На решение могут также влиять правила, установленные организациями, членами которых мы являемся. Например, большинство профессиональных организаций располагают этическими кодексами, цель которых – руководить индивидуумом в принятии решений. Бывают плохие законы, плохие правила, и их иногда следует нарушать. Но, как правило, с этической точки зрения важно обращать внимание на законы и правила.

8. Чувствуете ли Вы себя удобно, приняв подобное решение?

Иногда помочь определить, не упустили ли мы что-либо из виду, помогает «инстинктивная реакция». В этом отношении, можно задать такие вопросы: 1) Если я последую данному решению, удобно ли мне будет рассказать о нем моей семье, моему духовному отцу, моим учителям? 2) Хотел бы я, чтобы мое поведение послужило примером для подражания детям? 3) Принял бы мудрый, информированный и добродетельный человек такое же решение? 4) Смогу ли я жить дальше, приняв такое решение?

Приложение 2

«Школьные службы примирения»

«Школьные службы примирения» – это российская модель школьной медиации. В своей работе службы примирения опираются на стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

В школах возникает немало конфликтных ситуаций (драки, кражи, вымогательство, порча имущества, недопонимание между учителем и учеником, конфликты на почве слухов и т.д.). Подростки часто реагируют на подобные ситуации применением силы или бойкотом, а администрация - вызовом к директору, приглашением родителей, постановкой на учет или направлением в комиссию по делам несовершеннолетних. В лучшем случае происходит формальное примирение. Взрослые говорят, что виноваты в конфликте оба, поэтому все должны помириться и больше друг к другу не подходить.

Эти способы не позволяют детям самим найти решение конфликта и, значит, научиться решать их в будущем. Конфликт, скорее, вытесняется за пределы образовательного процесса, а обида и ненависть не проходят еще несколько лет. Но если подросток не чувствует себя в школе в полной безопасности, он не может сосредоточиться на образовательном процессе, поскольку жизнь превращается в череду стычек и «борьбу за выживание». И осваивает подросток именно те способы реагирования на конфликт, которые демонстрируют ровесники и взрослые на практике (а не на словах).

Школьная служба примирения предлагает участникам конфликта сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно (!) договориться о взаимоприемлемом способе решения конфликтной ситуации. Если подростки самостоятельно принимают решение, то, скорее всего, его выполнят. Поскольку взаимопониманию часто мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник или медиатор. Он подготовит подростков к встрече и поможет организовать конструктивный диалог. Встреча может происходить только при добровольном согласии участников. Если в рамках конфликтной ситуации кому-то был причинен вред, на встрече обязательно обсуждается вопрос о принятии обидчиком ответственности по заглаживанию вреда. То есть ответственность понимается не как понесенное наказание, а самостоятельное исправление всех негативных последствий своего поступка. Примирительная встреча может происходить только при добровольном согласии.

Таким образом, задача службы примирения – нивелировать силовые (со стороны детей) и административные (со стороны взрослых) реакции на конфликт и, в первую очередь, предложить самим сторонам решить проблему путем переговоров. В школьных службах примирения медиаторами становятся как взрослые, так и школьники, которые помогают ровесникам решать конфликты. Для школьников проведение медиации – возможность волонтерской работы (например, в рамках школьного самоуправления), а также способ научиться решать возникающие конфликты – навык, которого часто недостает в современной жизни (подробнее – на сайте www.sprc.ru).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: