Сущность понятия «организация». Организация как социальная система

Организация как социальная система

ПОНЯТИЕ «СИСТЕМЫ» И «ОРГАНИЗАЦИИ»

Сущность понятия «организация»

В самом общем смысле организация – это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Понятие организации трактуется в следующих направлениях:

- организация как совокупность юридических и правовых форм (ООО, ЗАО, государство);

- организация как искусственное объединение людей, занимающих определенное место в обществе, и предназначенное для выполнения заданных функций; организация возникает тогда, когда достижения каких-либо целей признается возможным через достижения индивидуальных целей, возможно через достижение общих целей.

Выводы: во всех определениях организации присутствуют - цель, деятельность, субъекты деятельности (люди), элементы внешней и внутренней среды.

Понятие «организация» несколько шире понятия «система», т.к. представляет собой не только состояние порядка, но и процессы по упорядочению. Отличие организации от системы заключается наличием в организациях как искусственных образованиях свойства упорядоченности, иерархичности.

Признаки системы:

- множество элементов;

- наличие связей между ними;

- целостность и единство элементов;

- структура и иерархичность;

- относительная самостоятельность.

Свойства систем:

- стремление сохранить свою структуру;

- потребность в управлении;

- сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем.

Каждая система имеет входное воздействие, конечные результаты и обратную связь.

Организация как система состоит из 5 основных компонентов:

- цель – конктретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь группа, работая вместе. Цели в организации разнообразны. Цели подразделений (подсистем) несхожи, но они не должны вступать в противоречие, а призваны вносить конкретный вклад в реализацию общих целей системы;

- задачи – это предписанная работа, либо серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в установленные сроки. Задачи делятся на 3 категории: работа с людьми, работа с предметами труда, работа с информацией. Задачи включают в себя использование конкретных технологий;

- структура управления – это логическое взаимоотношение уровней управления и подразделений в организации. Основой для формирования структуры выступает разделение труда и сферы контроля. Для всех организаций присуще горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Вертикальное разделение труда – это иерархия управленческих уровней;

- технология – последовательность технологических операций на производстве;

- люди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: