Организация как социальная система
ПОНЯТИЕ «СИСТЕМЫ» И «ОРГАНИЗАЦИИ»
Сущность понятия «организация»
В самом общем смысле организация – это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Понятие организации трактуется в следующих направлениях:
- организация как совокупность юридических и правовых форм (ООО, ЗАО, государство);
- организация как искусственное объединение людей, занимающих определенное место в обществе, и предназначенное для выполнения заданных функций; организация возникает тогда, когда достижения каких-либо целей признается возможным через достижения индивидуальных целей, возможно через достижение общих целей.
Выводы: во всех определениях организации присутствуют - цель, деятельность, субъекты деятельности (люди), элементы внешней и внутренней среды.
Понятие «организация» несколько шире понятия «система», т.к. представляет собой не только состояние порядка, но и процессы по упорядочению. Отличие организации от системы заключается наличием в организациях как искусственных образованиях свойства упорядоченности, иерархичности.
|
|
Признаки системы:
- множество элементов;
- наличие связей между ними;
- целостность и единство элементов;
- структура и иерархичность;
- относительная самостоятельность.
Свойства систем:
- стремление сохранить свою структуру;
- потребность в управлении;
- сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем.
Каждая система имеет входное воздействие, конечные результаты и обратную связь.
Организация как система состоит из 5 основных компонентов:
- цель – конктретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь группа, работая вместе. Цели в организации разнообразны. Цели подразделений (подсистем) несхожи, но они не должны вступать в противоречие, а призваны вносить конкретный вклад в реализацию общих целей системы;
- задачи – это предписанная работа, либо серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в установленные сроки. Задачи делятся на 3 категории: работа с людьми, работа с предметами труда, работа с информацией. Задачи включают в себя использование конкретных технологий;
- структура управления – это логическое взаимоотношение уровней управления и подразделений в организации. Основой для формирования структуры выступает разделение труда и сферы контроля. Для всех организаций присуще горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Вертикальное разделение труда – это иерархия управленческих уровней;
- технология – последовательность технологических операций на производстве;
- люди.