Понятие и сущность содержания образования

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития. Для успешного осуществления обучения необходимо понять — чему надо учить, т. е. каково должно быть содержание образования.

Существуют разные трактовки понятия «содержание образования». В традиционной педагогике, ориентированной преимущественно на реали­зацию образовательных функций школы, под содержанием образования по­нимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обу­чающимся. Это так называемый знаниево ориентированный подход в опреде­лении сущности содержания образования, при котором в центре внимания находятся знания как социальные ценности, накопленные в процессе исто­рического развития человечества. При таком подходе знания заслоняют со­бой формирование творческого, самостоятельно мыслящего человека де­мократического общества.

В последнее время в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно ориентированный подход к определению сущности содержания образования, нашедший отражение в работах И.Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, В. В. Краевского и др. Согласно этому подходу учащиеся должны не только овладеть определенным учебным со­держанием. У них должны быть сформированы ценностно значимые за­просы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои действия, за судьбу общества и страны, за охрану окружающей сре­ды, нетерпимость к проявлению несправедливости и бездушия, толерант­ное отношение к инакомыслящим и т. д. Содержание образования пред­ставляется этими авторами как педагогически адаптированный социаль­ный опыт во всей его структурной полноте, состоящий из четырех элементов:

• опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее ре­зультатов — знаний (о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности);

• опыта осуществления известных способов деятельности — в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки);

• опыта творческой деятельности — в форме умений принимать не­стандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики экс­перимента, участие в художественном, техническом и социальном творче­стве);

• опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений — и форме личностных ориентации (отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, к нормам морали, к мировоззренческим идеям


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: