При сделанных нами предположениях ход эпидемии зависит от трех величин:
- коэффициент k
- количество учеников в классе n
- число носителей инфекции в первый день эпидемии b
Эти три величины будем рассматривать в качестве управляющих параметров.
Заметим, что во 2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый, 6-ой день выздоровевших учеников не будет, поэтому до 7-го дня характер эпидемии определяется теми же формулами, которые соответствуют 2-му дню.
Начиная с 7-го дня, учащиеся начинают выздоравливать, поэтому необходимо внести поправки в формулы в ячейках Е11 и F11.
A | B | C | D | E | F | G | ||
1. | Эпидемия гриппа | |||||||
2. | ||||||||
3. | к= | 0,3 | группа | инфицировано | ||||
4. | день | здоровые | носители | больные | выздоровевшие сегодня | всего выздоровели | в классе | |
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
8. | ||||||||
9. | ||||||||
10. | ||||||||
11. | ||||||||
12. | ||||||||
13. | ||||||||
14. | ||||||||
15. | ||||||||
Проведение компьютерного эксперимента
|
|
1. Провести тестовый расчет модели по данным, приведенным в таблице 2.
a. Заполнить столько строк расчетной таблицы, пока количество больных и носителей не станет равно 0.
b. Представить в виде графика зависимость числа учеников в классе от дня эпидемии.
2. Используя график, проанализируйте ход эпидемии при различных значениях коэффициента заболеваемости k, общем числе учеников в классе n и числе инфицированных p. Опишите динамику эпидемии в тетради по следующему плану:
Коэффициент заболеваемости | Общее число учащихся | Число инфицированных | Наименьшее число учащихся в классе | В какой день в классе присутствует наименьшее число учащихся; | Сколько дней длится эпидемия |
0.3 | |||||
0.2 | |||||
0.5 | |||||
0.5 |
Таблица 2
· в какой день в классе присутствует наименьшее число учеников;
· за сколько дней эпидемия полностью прекращается.
· Исследуйте, как изменяется ход эпидемии при росте коэффициента заболеваемости k от 0.05 до 0.6, при неизменных численности класса и начального значения b - числа инфицированных учащихся.
· Как изменяется длительность эпидемии?
· Как изменяется количество переболевших гриппом?
- Исследуйте, как изменяется ход эпидемии при росте изначально инфицированных учащихся от 1 до 20, при неизменных численности класса и коэффициенте заболеваемости k.
· Как изменяется длительность эпидемии?
|
|
· Как изменяется количество учащихся, переболевших гриппом?
- Будем считать, что эпидемия не развивается, если в классе каждый день присутствует не менее 90% учащихся. Установите, при каких значениях коэффициента k эпидемия не развивается, если в первый день в класс приходит один заболевший ученик. Найдите (с точностью до сотых) наибольшее такое значение.
- Будем называть нормальной эпидемию, при которой в "пик" заболеваемости болеет примерно половина учащихся. Пусть в первый день заражены примерно 10% учащихся. Определите значение k для нормальной эпидемии в классе и школе (c 600 учащимися).