Влада як різновид суспільних відносин: соціальні засади, структура, соціологічні виміри легітимності

Власть как социальное отношение: теории принуждения, интереса и ценностного согласия.

Понятие власти — одно из наиболее общих не только социоло­гии но и социальной философии. В политической социологии оно занимает центральное место. Власть можно рассматривать как способность проводить свою волю (М. Вебер), принимать общеобязательные решения (Т. Парсонс), влиять на поведение других людей (Р Даль). Во всех случаях власть, по существу, означает общественное отношение, в рамках которого одни люди оказывают определяющее воздействие на других. Власть — это преобладание одних людей над другими. В рамках властного отношения люди (индивиды или группы) могут меняться местами, быть попеременно властвующими или подвластными. Власть над людьми не явля­ется врожденным свойством особого типа людей, она создается социальными ситуациями.

Власть — это также и определенные отношения, предпола­гающие наличие субъекта и объекта, особое волевое отношение субъекта к объекту. Это отношение состоит в побуждении к действию, которое объект должен со­вершить по: желанию субъекта. Именно такова трактовка власти М. Вебером, раскрывающим ее сущность через возможности какого-либо субъекта проводить свою во­лю в тех или иных социально-политических взаимодей­ствиях. В таком же плане дал одно из самых простых и распространенных толкований власти американский политолог Г. Саймон: «А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В» Итак, самое общее представление о власти состоит в том, что это воля. Это принуждение или господство. (Когда речь идет о политической власти, то имеется в виду не индивидуальная, а общественная воля.) Вторая обобщенная ее характеристика в том, что власть — это взаимодействие двух сторон: субъекта и объекта, при­чем отношения здесь, как видим, имеют асимметрич­ный характер: первый — принуждает, второй — подчи­няется (повинуется).

Субъекты власти (их еще называют акторами) во­площают активное начало и подразделяются на первичные (индивиды), вторичные (политические организа­ции), высшего уровня (народ, классы, государственные структуры), максимально высокого уровня (междуна­родные организации типа ООН, ЕС и т.п.).

Исходя из филосовской интерпретации власти власть интерпретируется через понятие могущества, власть – господство, влияние, управление.

Господство — это такое отношение, для которого характерно наличие перевеса силы, с одной стороны, и признание этого перевеса, с другой. Господство означает насилие, навязывание своей воли другим людям. При добровольном подчинении это насилие становится легитимным. Система официальных институтов, с помощью которой осуществляется легитимное насилие, называется государством.

Классическое орпеделение могущества дал Гоббс- явная способность добиваться существенного блага.В данном контексте возникает вопрос – от куда берется могущество?:На него отвечают три основные концепции: Принуждения, интереса и ценностного согласия..

Концепция принуждения. Могущество – способность добиваться подчинения под угрозой наказания. Макиавелли: акцент на эгоистической природе человека – человек эгоист и стремиться к удовольствию, укротить его можно только применяя силу. Маркс: могущество – результат экономического господства и эксплуалации. Фрейд: социальное окружение подавляет природные инстинкты, заганяет их в подсознание, в результате человек либо подчиняется, либо у него формируется иррациональная воля к власти.

Концепция интереса. Могущества – способность добиваться подчинения через определение альтернативы выгоды. Исходной предпосылкой является то, что человек по своей природе благоразумен. Существует 2-ва варианта: вариант общественного договора и вариант конкуренции интересов. Вариант общественного договора (Локк, Руссо): Власть возникает на основе согласования общественных интересов в результате согласования частных интересов. Недостаток – если власть является результатом общественного договора, откуда появялется социальное неравенство, злоупотребление властью. Концепция конкуренции интересов (А. Сит, Г. Спенсер). Основывается на идее свободной игры за власть, отсутствии монополии на власть. Власть возникает из неравномерного обладания ресурсами. Она возникает когда кто-то продает свои ресурсы более выгодно. Выживает сильнейший.

Концепция ценностного согласия (Фуко, Парсонс).Основа могущества – ценностное согласие. Оно является завуалированным. Власть возникает из веры, хоризмы, общественного мнения; под влиянием СМИ у человека создается иллюзия, что это его собственный выбор. В таком обществе существует правящий класс. Фуко: правящий класс дисциплинирует массы с помощью разных институтов, исподволь закрепляя практики в которых заинтересован (правящий класс). В рамках данной концепции акцент ставится на символическом характере власти: господствует тот, кто определяет повестку дня для общества.

Опираясь на выводы перечисленных концепций можно выделить механизмы могущества: принуждение (физ., эконом), интерес, ценностное согласие.

В социологии власть как уже было сказано выше – специальный тип социальных отношений. Основные вопросы – какова структура, функции данных отношений.

Выделяются три аспекта власти: 1. Директивный, здесать власть – это господство обеспечивающее выполнение приказов. Власть- возможность осуществлять свою волю. 2.Функциональный, власть- способность и умение практически реализовывать функции общественного управления.3. Коммуникативный, власть осуществляется через определенные коммуникативные действия (язык и т.д).

Вебер определяет власть как вероятность того, что актор в ходе социального взаимодействия будет в состоянии осуществить свою собственную волю вопреки сопротивлению.

Социологией власть рассматривается как продукт коммуникативного действия, связанного с выражением воли и подчинением ей.

4 аспекта власти: 1.Власть как межличностные отношения (бихев-е направление, Ласуэл, Арон, даль) Ласуэл: власть- это отношение между льдьми с точки зрения господства и подчинения. Сущность власти – обладание влиянием и использование его в процессе принятия решения. 2. Власть как система ресурсов. Здесь анализируется эффективность власти (Парсонс). Для достижения цели необходим обмен ресурсов; у кого уходит меньше ресурсов, тот обладает большей властью. 3.Власть как причинные отношения (Саймон, Расел). А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В. Рассел:Власть здесь – это производство намеченных следствий;. Власть как конфликтные отношения. Власть – борьба интересов. Против кого направлены протестные действия, тот обладает большей властью. Показатели конфликтности: протестные действия, лобирование интересов, напряжение в сетях власти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: