Політика як соціальне явище: інституціональний, соцієтальний та індивідуальний контексти політики.
Теоретические подходы к объяснению понятия политики, ее происхождения, субъектов и легитимности.
Термин «политика» — греческого происхождения, от слова polis — город. С самого начала он определял различные формы государственного управления. Одно из первых произведений Аристотеля, посвященное изучению политики, трактат «Политика» имеет дословное название «Относящееся к государству». Существует несколько точек зрения о происхождении политики. Одна из них говорит о том, что политика появляется тогда, когда общество теряет возможность управлять самим собой. Политика возникает тогда, когда мораль уже не в состоянии регулировать общественные отношения как альтернатива морали. Согласно другой точке зрения, политика – это явление, возникающее в результате появления государства. Как социальное явление политика продолжительное время ассоциировалось с государством, его функционированием при помощи власти. В то же время она воспринимается в несколько ином смысле, как более широкое общественное явление. Политика интерпретируется не только как форма проявления государственной власти, но и как выражение полномочий других негосударственных структур. Большинство исследователей сводит политику к пяти основным интерпретациям.
|
|
1. Марксистсткая традиция. Политика рассматривается как господство в рамках концепции отчуждения и революции.
2. Подход М.Вебера. Политика – стремление к власти, ее завоеванию, удержанию в различных общественных коллективах. В широком смысле – это политические отношения, связанные с управлением отдельными сферами общественной жизни, а в узком – управление политической организацией, прежде всего – государством. Это социальные отношения, основанные на влиянии. Влияние – широкая сфера социальных отношений, суть которых – в способности одних людей навязывать свою волю и интересы другим, даже если они оказывают сопротивление.
3. Отождествление политики с другими политическими явлениями, в частности, такими как власть, господство, следовательно, и государство. Основой для этой интерпретации является управленческая деятельность, организация и контроль государства, а также знание и умение тех, кто управляет, и жизнедеятельность как естественное качество личности заниматься совместно с другими людьми общими делами.
4. Функциональная трактовка, то есть осознание политики посредством присущих ей конкретных функций управления, распределения ресурсов, сохранения внутреннего и внешнего мира. Это понимание политики исходит из того, что в зависимости от конкретного времени исторического развития ее функции могут изменяться.
|
|
5. Телеологическая интерпретация политики, то есть представление о ней через определение достигаемых целей (греч. teleos — цель).
Субъекты политики: электорат, партии, государство и т.д., а также классы и нации (если речь идет об образовании национальных государств). Другими словами, субъектом политики может выступать любая социальная группа.
Основные свойства политики:
— инклюзивность, или способность безграничного «проникновения» в другие сферы общества, или соединения с другими регуляторами человеческих отношений;
деятельности сильных слоев, дабы они не подчинили себе экономически более слабых и не лишили их таким образом какой бы то ни было свободы.
— функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых;
— единство, в политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм политического поведения;
— функциональность способность служить обществу, что позволяет политике глубоко влиять на другие сферы общества и всесторонне взаимодействовать с ними.
Основатели марксизма, например, исходили из того, что реальную власть в обществе, в историческом его продвижении, имеют прежде всего такие факторы, как развитие техники и система экономических классовых отношений и только после них — политика.
Политика имеет определенную структуру. Составные компоненты ее: политические отношения, политическое сознание и политическая организация общества.
Политические отношения — это специфические устойчивые связи общественных групп между собой и с институтами власти.
Политическое сознание характеризует политику с точки зрения приятия ее субъектом и его непосредственной вовлеченности в политическую жизнь. Политическое сознание — это многоуровневое образование, включающее в себя массовое, групповое и индивидуальное сознание. В содержательном отношений оно в обобщенной форме отражает степень знакомства субъекта с политикой и его рационального к ней отношения. Разные исследователи политической жизни имеют свои подходы в определении конкретных функций политики. С нашей точки зрения, конструктивным средством является определенная субординация функций, вычленение среди них наиболее общей и тех, которые подчинены ей и обеспечивают ее практическую реализацию. Такой общей функцией мы считаем функцию самостоятельного руководства и управления общественными процессами и достижению благодаря этому интеграции различных, слоев населения, целостности и стабильного социума. Реализация этой общей функции обеспечивается такими важными и четко выраженными функциями:
— отображение властно значимых интересов всех групп населения.
— изучение и рационализация противоречий возникающих при реализации разносторонних интересов граждан. Властные структуры направляют эти противоречия в цивилизованное русло диалога граждан между собой и с государством;
— человекообразующая функция, позволяющая личности конституировать себя как самостоятельное социально активное существо. Превращение человека в гражданина, совершаемое политикой, происходит благодаря тому, что она представляет собой специфическую область социализации личности, приобщение ее к миру сложных социальных отношений;
— обеспечение инновационности социального развития общества и человека. Согласуя интересы социальных групп, и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации, формировать предпосылки воспроизведения расширенного порядка человеческого сотрудничества.
Объект – все общество в целом.