Теоретические подходы к объяснению понятия политики, ее происхождения, субъектов и легитимности

Політика як соціальне явище: інституціональний, соцієтальний та індивідуальний контексти політики.

Теоретические подходы к объяснению понятия политики, ее происхождения, субъектов и легитимности.

Термин «политика» — греческого происхождения, от слова polis — город. С самого начала он определял раз­личные формы государственного управления. Одно из первых произведений Аристотеля, посвященное изучению политики, трактат «Политика» имеет дословное назва­ние «Относящееся к государству». Существует несколько точек зрения о происхождении политики. Одна из них говорит о том, что политика появляется тогда, когда общество теряет возможность управлять самим собой. Политика возникает тогда, когда мораль уже не в состоянии регулировать общественные отношения как альтернатива морали. Согласно другой точке зрения, политика – это явление, возникающее в результате появления государства. Как социальное явление политика продолжительное время ассоциировалось с государством, его функционирова­нием при помощи власти. В то же время она восприни­мается в несколько ином смысле, как более широкое общественное явление. Политика интерпретируется не только как форма проявления государственной власти, но и как выражение полномочий других негосударст­венных структур. Большинство исследователей сводит политику к пяти основным интерпретациям.

1. Марксистсткая традиция. Политика рассматривается как господство в рамках концепции отчуждения и революции.

2. Подход М.Вебера. Политика – стремление к власти, ее завоеванию, удержанию в различных общественных коллективах. В широком смысле – это политические отношения, связанные с управлением отдельными сферами общественной жизни, а в узком – управление политической организацией, прежде всего – государством. Это социальные отношения, основанные на влиянии. Влияние – широкая сфера социальных отношений, суть которых – в способности одних людей навязывать свою волю и интересы другим, даже если они оказывают сопротивление.

3. Отождествление политики с другими политическими явлениями, в частности, такими как власть, господство, следовательно, и государство. Ос­новой для этой интерпретации является управленческая деятельность, организация и контроль государства, а также знание и умение тех, кто управляет, и жизнедея­тельность как естественное качество личности зани­маться совместно с другими людьми общими делами.

4. Функциональная трактовка, то есть осознание поли­тики посредством присущих ей конкретных функций управления, распределения ресурсов, сохранения внут­реннего и внешнего мира. Это понимание политики ис­ходит из того, что в зависимости от конкретного вре­мени исторического развития ее функции могут изменяться.

5. Телеологическая интерпретация политики, то есть представление о ней через определение дости­гаемых целей (греч. teleos — цель).

Субъекты политики: электорат, партии, государство и т.д., а также классы и нации (если речь идет об образовании национальных государств). Другими словами, субъектом политики может выступать любая социальная группа.

Основные свойства политики:

— инклюзивность, или способность безграничного «проникновения» в другие сферы общества, или соеди­нения с другими регуляторами человеческих отношений;

деятельности сильных слоев, дабы они не подчинили себе экономически более слабых и не лишили их таким образом какой бы то ни было свободы.

— функционирование в форме соучастия и взаимо­действия управляющих и управляемых;

— единство, в политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм политического поведения;

— функциональность способность служить обществу, что позволяет политике глубоко влиять на другие сферы общества и всесторонне взаимодействовать с ними.

Основатели марксизма, например, исходили из того, что реальную власть в обществе, в историче­ском его продвижении, имеют прежде всего такие фак­торы, как развитие техники и система экономических классовых отношений и только после них — политика.

Политика имеет определенную структуру. Составные компоненты ее: политические отношения, политическое сознание и политическая организация общества.

Политические отношения — это специфические ус­тойчивые связи общественных групп между собой и с институтами власти.

Политическое сознание характеризует политику с точки зрения приятия ее субъектом и его непосредст­венной вовлеченности в политическую жизнь. Полити­ческое сознание — это многоуровневое образование, включающее в себя массовое, групповое и индивиду­альное сознание. В содержательном отношений оно в обобщенной форме отражает степень знакомства субъекта с политикой и его рационального к ней отношения. Разные исследователи политической жизни имеют свои подхо­ды в определении конкретных функций политики. С нашей точки зрения, конструктивным средством яв­ляется определенная субординация функций, вычлене­ние среди них наиболее общей и тех, которые подчи­нены ей и обеспечивают ее практическую реализацию. Такой общей функцией мы считаем функцию самостоя­тельного руководства и управления общественными процессами и достижению благодаря этому интеграции различных, слоев населения, целостности и стабильного социума. Реализация этой общей функции обеспечивается такими важными и четко выраженными функциями:

— отображение властно значимых интересов всех групп населения.

— изучение и рационализация противоречий воз­никающих при реализации разносторонних интересов граждан. Властные структуры направляют эти противо­речия в цивилизованное русло диалога граждан между собой и с государством;

— человекообразующая функция, позволяющая личности конституировать себя как самостоятельное соци­ально активное существо. Превращение человека в граж­данина, совершаемое политикой, происходит благодаря тому, что она представляет собой специфическую об­ласть социализации личности, приобщение ее к миру сложных социальных отношений;

— обеспечение инновационности социального раз­вития общества и человека. Согласуя интересы социаль­ных групп, и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации, фор­мировать предпосылки воспроизведения расширенного порядка человеческого сотрудничества.

Объект – все общество в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: