Причины: изменение структуры и сокращение потребности в данном виде продукции; замещение данной продукции продукцией других предприятий; моральный износ продукции; переключение спроса; снижение спроса ввиду изменения структуры бюджета или снижения доходов потребителей; изменение производственного профиля или специализации традиционных потребителей продукции; отсутствие у предприятия полной информации о данном сегменте рынка.
Факторы риска: технический прогресс, появление новых технологий; экономическая рецессия (спад), вытеснение высокоразвитых технологий более простыми; зависимость результатов принимаемых потребителем решений от " личных" условий договора (попросту говоря, взятки); изменение условий импорта, облегчающее ввоз иностранной продукции; активизация маркетинговой деятельности конкурентов; резкий рост объемов и рентабельности производства в отрасли (способствующий притоку конкурентов).
Рекомендуемые методы минимизации: диверсификация производства; диверсификация структуры сбыта; создание и актуализация базы данных возможных потребителям продукции, их деятельности, намерениях, тенденциях, социально-экономическом статусе и окружении; активное использование всех форм маркетинга; вертикальная интеграция "вверх", обмен акциями с традиционными потребителями и приобретение их акций; Поиск технологий и методов улучшения качества продукции; разработка долгосрочной стратегии производства и информирование о ней потенциальных потребителей; освоение гибких технологий производства, допускающих переключение на другие виды продукции; освоение гибких технологий маркетинга, позволяющих легко подключаться к новым секторам рынка.