СДВГ. Психообразовательная программа для родителей (полный текст)
ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ: ПСИХООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(пособие для врачей-психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов)
Инструкция по применению
УЧРЕЖДЕНИЕ-РАЗРАБОТЧИК:
Белорусский государственный медицинский университет, кафедра психиатрии и медицинской психологии
АВТОР: канд. мед. наук, доц. Т. А. Емельянцева
Подписано в печать 01.12.2011г. Тираж: 20 экз.
ВВЕДЕНИЕ
Синонимом гиперкинетического расстройства является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Всемирная организация детской и подростковой психиатрии в 2004 г. признала синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проблемой №1 в сфере охраны психического здоровья детей.
Во-первых, СДВГ — самый распространенный диагноз в детской психиатрической практике (3-8 % в детской популяции).
Во-вторых, СДВГ — функциональный диагноз. Дефицит внимания, гиперактивность ребенка и импульсивность затрудняют процесс его обучения, нарушают отношения ребенка со сверстниками, педагогами и родителями. Поведенческие проблемы ребенка с СДВГ во многом определяются отношением окружения к ребенку: пониманием, терпением, желанием помочь. Работа с родителями в этом случае является первостепенно важной в силу их заинтересованности и того факта, что большую часть времени ребенок проводит в семье.
|
|
В-третьих, СДВГ имеет высокую коморбидность с такими психическими расстройствами, как специфическое расстройство развития речи, заикание, энурез, энкопрез, тики. Нарушения социального функционирования в начальной школе, особенно в случае неадекватного воспитания родителями, могут приводить в более зрелом возрасте к развитию асоциального расстройства личности, формированию зависимости от психоактивных веществ, депрессивным расстройствам, суицидальному поведению. Поэтому так важно на начальных этапах, в первых классах школы, обратить внимание родителей на трудности в воспитании и обучении детей с СДВГ, поддержать их, указать на позитивные моменты функционирования таких детей, помочь структурировать жизнь такого ребенка, поверить в его будущее.
Психообразование родителей детей, страдающих гиперкинетическими расстройствами, организованное в формате групповых встреч, позволяет решить психологические проблемы самих родителей: минимизировать ощущение социальной изоляции, снять чувство вины за «плохое воспитание», приобрести эффективные способы взаимодействия с педагогами и т. п.
Такая групповая работа с родителями, безусловно, имеет экономические преимущества, т. к. не требует особых затрат и обладает достаточной эффективностью.
|
|
Предложенный вариант психообразовательной программы разработан в соответствии с утвержденными протоколами Европейской ассоциацией детской и подростковой психиатрии (European clinical guidelines for hyperkinetic disorder, 2004). Адаптирован к условиям оказания медицинской помощи детям в Республике Беларусь и может быть использован врачами-психиатрами, психотерапевтами и медицинскими психологами в оказании медицинской помощи детям с гиперкинетическими расстройствами в соответствии с проектом протоколов МЗ РБ.
С января 2008 г. психообразовательная программа для родителей по проблемам гиперкинетических расстройств у детей была внедрена в детскую психиатрическую практику на базе Минского городского клинического детского психоневрологического диспансера. Уже на первых этапах работы обратили на себя внимание высокая мотивация родителей к предложенному методу работы. Клиническая эффективность проводимой психообразовательной программы доказана на основании катамнестического анализа 250 клинических случаев.