Введение. СДВГ. Психообразовательная программа для родителей (полный текст)

СДВГ. Психообразовательная программа для родителей (полный текст)

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ: ПСИХООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(пособие для врачей-психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов)

Инструкция по применению

УЧРЕЖДЕНИЕ-РАЗРАБОТЧИК:

Белорусский государственный медицинский университет, кафедра психиатрии и медицинской психологии

АВТОР: канд. мед. наук, доц. Т. А. Емельянцева

Подписано в печать 01.12.2011г. Тираж: 20 экз.

ВВЕДЕНИЕ

Синонимом гиперкинетического расстройства является синдром де­фицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Всемирная организация детской и подростковой психиатрии в 2004 г. признала синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проблемой №1 в сфере охраны психического здоровья детей.

Во-первых, СДВГ — самый распространенный диагноз в детской психиатрической практике (3-8 % в детской популяции).

Во-вторых, СДВГ — функциональный диагноз. Дефицит внимания, гиперактивность ребенка и импульсивность затрудняют процесс его обучения, нарушают отношения ребенка со сверстниками, педагогами и ро­дителями. Поведенческие проблемы ребенка с СДВГ во многом опреде­ляются отношением окружения к ребенку: пониманием, терпением, жела­нием помочь. Работа с родителями в этом случае является первостепенно важной в силу их заинтересованности и того факта, что большую часть времени ребенок проводит в семье.

В-третьих, СДВГ имеет высокую коморбидность с такими психиче­скими расстройствами, как специфическое расстройство развития речи, заикание, энурез, энкопрез, тики. Нарушения социального функциониро­вания в начальной школе, особенно в случае неадекватного воспитания родителями, могут приводить в более зрелом возрасте к развитию асоци­ального расстройства личности, формированию зависимости от психоак­тивных веществ, депрессивным расстройствам, суицидальному поведе­нию. Поэтому так важно на начальных этапах, в первых классах школы, обратить внимание родителей на трудности в воспитании и обучении де­тей с СДВГ, поддержать их, указать на позитивные моменты функциони­рования таких детей, помочь структурировать жизнь такого ребенка, по­верить в его будущее.

Психообразование родителей детей, страдающих гиперкинетическими расстройствами, организованное в формате групповых встреч, позволяет решить психологические проблемы самих родителей: минимизировать ощущение социальной изоляции, снять чувство вины за «плохое воспита­ние», приобрести эффективные способы взаимодействия с педагогами и т. п.

Такая групповая работа с родителями, безусловно, имеет экономиче­ские преимущества, т. к. не требует особых затрат и обладает достаточной эффективностью.

Предложенный вариант психообразовательной программы разрабо­тан в соответствии с утвержденными протоколами Европейской ассоциа­цией детской и подростковой психиатрии (European clinical guidelines for hyperkinetic disorder, 2004). Адаптирован к условиям оказания медицин­ской помощи детям в Республике Беларусь и может быть использован врачами-психиатрами, психотерапевтами и медицинскими психологами в оказании медицинской помощи детям с гиперкинетическими расстрой­ствами в соответствии с проектом протоколов МЗ РБ.

С января 2008 г. психообразовательная программа для родителей по проблемам гиперкинетических расстройств у детей была внедрена в дет­скую психиатрическую практику на базе Минского городского клиниче­ского детского психоневрологического диспансера. Уже на первых этапах работы обратили на себя внимание высокая мотивация родителей к пред­ложенному методу работы. Клиническая эффективность проводимой пси­хообразовательной программы доказана на основании катамнестического анализа 250 клинических случаев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: