Не мешали ловить бабочек

Иван (Ион): Некоторые увлечения... Большинство моих увлечений оставались без вашего внимания совершенно. Были увлечения изучением насекомых, и фотография. Единственное, что фотографии с вашими изображениями оплачивались.

Светлана: И на них даже можно было разобрать: где Леонид, а где Светлана!

Иван (Ион): Но одним из самых крупных увлечений было разведение кроликов, и к моему большому удивлению, вы решили потратить деньги на это. Потому что вам стало жалко кроликов, которые мучаются в плохих клетках. И вы заплатили соседу, он помог мне сделать клетки. На кормление кроликов выделялись иногда денежки. Но это мое увлечение не принесло никакой прибыли.

Светлана: Хотя ты уверял нас все время, какая скоро будет прибыль.

Иван (Ион): Казалось, "кролики — это не только ценный мех, но и три-четыре центнера диетических когтей". Кролики постоянно дохли.

Светлана: Кстати, я тогда впервые поняла, что ты обладаешь очень сильным характером. Поехал за кроликом, и, не купив его на рынке, пошел куда-то в дебри искать по незнакомым местам; тебе дали адрес. Ты все равно приехал с кроликом! Это было большое упорство ребенка в четвертом классе. Впервые ты показал, что можешь и по городу шляться, и добиваться своей цели. А ты и раньше знал о своем характере?

Иван (Ион): Нет, мои мысли были заняты только кроликами, поэтому конкретно о своем поведении я не задумывался. У меня водились также и голуби, и музыкой я занимался, постоянно пытался собрать свою группу, возился с магнитофоном.

Светлана: Бабочки, музыка, еще английский и компьютер.

Иван (Ион): Да, одно время. Кстати, я ведь как-то уболтал тебя на покупку компьютера!

Светлана: Я вообще не помню этого момента — как ты уболтал?

Иван (Ион): Я вернулся от отца из Ноябрьска, там я увидел компьютер. Сказал, что компьютер очень помогает изучать английский язык, развивает способности к математическому мышлению.

Светлана: На самом деле тебе просто хотелось сидеть и играть.

Иван (Ион): Нет, я действительно сильно развился с этим компьютером. Сейчас работаю во многом благодаря этому.

Светлана: Значит, я купила тебе компьютер? Надо же! Какой-то он, наверное, дешевый был?

Иван (Ион): Да, он был недорогой. Была модель такая распространенная "ZX-Spectrum 48". Но я боялся, что раз бросаю свои увлечения, значит буду увлекаться всем помаленьку и ничем всерьез. Но потом мое музыкальное увлечение все-таки определилось и полюбилось. И я наконец-то от своего увлечения начал получать прибыль.

Светлана: А вот английский тебе вздумалось учить самому...

Иван (Ион): Ну, осознал необходимость этого. Во-первых, вся любимая музыка исполнялась на английском языке. А во-вторых, с внедрением компьютеров я начал осознавать необходимость английского. И то, что съездил в Америку, тоже во много меня подтолкнуло. И, кроме того, мне всегда очень нравилось говорение на английском языке. Сам язык благозвучный.

Светлана: А как ты научился — я все время удивляюсь, — работе с радиодеталями или там с электричеством? Это какой-то у тебя талант?

Иван (Ион): Природа меня, видимо, снабдила аналитическим мышлением. Это такая штука прекрасная, когда ты не интуитивно мыслишь, а более-менее представляешь в голове работу механизма. Скорее всего, это от природы. Или, может быть, это свойство в развитие ребенка вкладывается. Только сейчас я начинаю пытаться воспринимать мир еще и интуитивно, не морщась при этом, поскольку понял природу интуиции.

А в детстве мне нравилось исключительно все квадратное, все холодное, все идеальное. Механизмы привлекали меня, наверное, своим совершенством, в отличие от людей. Людей я и тогда не очень любил, не очень-то с ними общался.

Да и сейчас, в общем-то, альтруизмом не могу блеснуть. Но увлечение прикольное осталось, я не стал, конечно, крутым мастером, но нашел свою нишу. Это звукорежиссура, которая сочетает в себе элементы творчества, и вместе с тем достаточно точная наука и работа.

Светлана: Хорошо, а чем тебя привлекали кролики и голуби?

Иван (Ион): Ну, здесь, можно большой компот собрать. Во-первых, каждому человеку, вероятно, хочется быть над кем-то начальником. Я не имел возможности завести детей и быть над ними начальником, а дикие зверюшки тоже не могли постоянно находиться под моим руководством.

Единственный способ удовлетворить этот инстинкт пошлый — заняться разведением домашней скотины. Сами по себе грызуны млекопитающие мне всегда нравились, вот, у нас теперь волосатый поросенок есть (морская свинка). А кроме того, без какой-то цели, без какого-то увлечения я не могу просто так существовать. Возможно, это беда.

Светлана: Нет, это талант, это большой талант — быть счастливым. Потому что на самом деле мы все себя обманываем. Хорошо кто-то написал: "Жизнь — это борьба со скукой или с нуждой".

Вот говорят: поставь себе цель. Но если ты не достигаешь этой цели жизни, то считаешь: дальше жизнь бессмысленна. То есть одну цель ставить, наверно, не стоит, нецелесообразно, а вот уметь — быстро придумать себе новую цель, взамен достигнутой старой — это талант!

Вот бабушка Антонина наша. Чем она мне нравится: она всегда то поросенка хочет завести, то поросенка вырастить, то теплицу построить, то выкорчевать, то ремонт сделать. И всегда у нее глаза горят, она очень деятельная и веселая. То есть такой талант — это и есть счастье.

Иван (Ион): Но я сейчас ставлю перед собой цели недостижимые, а на пути у меня много маленьких приятных остановочек. И когда на них останавливаюсь, на этих остановочках, мне очень приятно и радостно двигаться дальше. Но и при этом не забываю, конечно, радоваться жизни постоянно. Радоваться тому, чего я уже достиг.

Светлана: Как ты относишься к тому, что можешь стать знаменитым благодаря этой книге? Это входит в твою цель жизненную?

Иван (Ион): Конечно, если я стану знаменитым благодаря этой книге, видимо, то смогу купить себе по-настоящему хорошие наушники. Вот видишь, как мало человеку нужно для счастья.

Светлана: Чем тебя привлекали бабочки?

Иван (Ион): О! Очень интересный вопрос, даже не знаю, что ответить, никогда об этом не задумывался.

Светлана: Ты же, несмотря на угрозу клещей, лез в кусты и ловил... клещей. Два раза, да? Втихаря от меня их всегда снимал. Потому что нервный кризис был бы у меня.

Иван (Ион): До сих пор не забыла! Пожалуй, дело в том, что увлечение это очень доступное.

Светлана: Бабочек было много!

Иван (Ион): Они все очень разноцветные, все порхали под носом.

Светлана: И дешевое занятие, оставалось только сачок сделать и все!

Иван (Ион): Из куска клюшки, куска проволоки и куска марли я соорудил себе сачок, ездил на велосипеде, даже по ночам. Под фонарями ловил бабочек. Один раз нашел трех одновременно сношающихся жаб!

Светлана: И долго думал, коллекционировать их или нет.

Иван (Ион): Долго думал, как же так?!

Светлана: Чему тебя научило это увлечение, как ты думаешь сейчас?

Иван (Ион): Увлеченно заниматься фигнёй! Всевозможной.

Светлана: Ясно. Тоже вывод, тоже наука, раз тебе это очень странно. Ты за ними с бешеными глазами скакал, еще же и окружающие стали бабочек ловить. Друзья ведь твои тоже стали бегать. Да, в школу не надо ходить, а заниматься хорошими делами: куда тебя природа тянет, туда и...

Да, не мешали ловить бабочек!

Иван (Ион): Знаешь, вот вспоминаю свой аттестат школьный, у меня там написано: музыка — не аттестован, английский — не изучал, информатика — тоже не изучал. Короче, те три вещи, которыми я сейчас занимаюсь, это — английский, музыка и компьютеры.

Светлана: Школа тебе никак не помогла?

Иван (Ион): В школе увлекался биологией, я и ловил бабочек, возможно из-за того, что увлекался биологией. Но было, конечно, много скучных вещей по биологии.

Светлана: Вот именно, даже биология — и та скучна. В школе очень малый процент детей может найти свои увлечения. Только вопреки школе. А поскольку нет времени, — школа занимает весь день — то эти увлечения не развиваются. В каждом увлечении надо дойти до кайфа, сначала это увлечение трудное, дается через работу какую-то, через поломки, через неумения. В конце концов ты от этого начинаешь получать кайф... но до этого кайфа надо доработаться.

Иван (Ион): Школу могу рассматривать вот в каком аспекте: человек в тюрьме отсидел, выходит и становится таким добрым, тихим, мирным, начинает думать о Боге.

Светлана: Есть ли у тебя какой-то знакомый, который с удовольствием в школу ходил? Наверное, есть и такие люди, они любят вот именно те предметы, школьные.

Иван (Ион): Есть знакомый, он с большим удовольствием ходит на работу. Ну а что касается школы... Не знаю, каким стал, если бы вообще в школу не ходил. Но это был бы поистине интересный эксперимент.

Светлана: Ну ты и так четыре класса учился — тебя научили читать и писать. И считать.

Иван (Ион): То есть, жизнь бы сама научила, конечно же, всему. И проблемы с преподавателями можно было бы заменить, ругаясь с соседями. А в табло можно было получить во дворе. И обрести все те же проблемы, что и в школе.

Светлана: Абсолютно ничего не дает школа.

Иван (Ион): Ну, единственное... если смотреть с позиции государства, нужно нейтрализовать такую большую силу, как табун детей...

Мэри: Школа — уникальное гетто, хитро замаскированное под учебное заведение...

Светлана: А ты, Мэри, знаешь людей, которые ходили в школу с удовольствием?

Мэри: Я слышала от некоторых одноклассников, как им нравится учиться, причем, на полном серьезе. Думаю, это просто от нечего делать. Только в школе они находили людей, с которыми можно общаться.

Иван (Ион): Думаю, под "нравится учиться" в данном случае подразумевается, что тебя кормят, одевают, обстирывают и деньги дают.

Светлана: Ага, также точно нравится в институте учиться! Вместо армии, вместо работы. Ходить по-прежнему в школу, но уже в более свободную. Так, немножко напряжешься в сессию, остальное время — гуляй.

Иван (Ион): Лучше работать, приобретать трудовые навыки, непосредственно практические. И еще получать за это деньги.

Светлана: Ты никогда не жалел, что не удостоился высшего образования? Это с ужасом воспринималось!

Иван (Ион): Сейчас расскажу случай. Пришел я как-то трудоустраиваться. Мне сказали в отделе кадров: "Ага, у тебя образования нет высшего, значит, ты будешь на двести шестьдесят рублей в месяц меньше получать!". Тут позвонила директор и сказала: "Мы ему вот столько-то обещали, давайте-ка ему сейчас ненормированный рабочий день запишем, премию...".

Мэри: И я школу особо никогда не любила, прогуливала, конечно же, неделями, симулировала болезни. Но встретила тебя, мы много говорили, в процессе общения открылось несколько вполне логичных истин. Я их начала объяснять родителям и учителям, они, конечно же, были в шоке. Все думали: как же это так, ведь вполне благополучный ребенок, хорошо училась, вечная активистка, и тут вдруг после девятого класса — уходит! А когда еще узнали, что ухожу "в никуда!".. Начались долгие разговоры с родителями, чуть не поступила в какой-то там колледж.

Все объясняли, даже одноклассники: без образования никуда, только бутылки собирать. Но я уже нашла то место, где прохудилось, и не могла этим не воспользоваться. К тому же когда перед глазами был живой и пример — благополучный ты.

Но в школе меня все настолько достали, что пришлось привирать, говорить: поступлю в училище искусств, когда окончу музыкальную школу. Родители постоянно убеждали пойти "ну хоть в вечернюю". Было тяжело выносить давление, случались даже депрессии в связи с этим. Окончив девятый класс, я продолжала учиться в музыкальной школе.

Надо было последний класс доучиться — решила не бросать. К тому же музыкальная значительно отличается от общеобразовательной: больше свободы, больше индивидуального подхода, отношения как к человеку, да и никто тебя там не держит. Не хочешь — не надо!

Иван (Ион): И не жалеешь?

Мэри: Как видишь, не чувствую себя ущербной, не собираю бутылки. Надеюсь, родители тоже не жалеют.

Светлана: Был ли какой-то случай, кроме описанного нами, что ты пришел в школу, и дети закричали: "О, он это знает, и это знает!".

Иван (Ион): Этот случай не помню совершенно, даже очень удивлялся, когда его встретил в твоей рукописи.

Светлана: Вы полностью подтверждаете мою теорию, что если не загромождать человека всякой фигнёй, то он найдет себе самое интересное, найдет свою дорогу, свое счастье. Он сам научится, человек ведь не может не учиться. Это его потребность, которую заглушают в школе. У тебя есть потребность — ты учишь все, что тебе нужно и что интересно.

Иван (Ион): Как живет мужчина (глава семейства, подросший юноша, скажем так) в любой развитой стране? Во-первых, он никогда сам не чинит электроприборы, которые у него дома. Все везет в ремонт, даже если сгорел предохранитель. Он никогда не починит никакой кран, у него даже нет дома инструментов для этого. Он не клеит обои.

Светлана: Откуда ты это знаешь?

Иван (Ион): Так я же жил месяц в Айове. Во всей импортной аппаратуре специальные шестигранные винты, которые не откручиваются без специальных отверток. А отвертки есть только в мастерских. Общая же тенденция русского мужика идет к тому, что он практически все делает сам. Я не все делаю сам, а остальные мужики, не такие американизированные, способны починить самостоятельно холодильник и еще многое другое.

Вот приезжали к нам мастера ставить двери, будь на моем месте не американизированный мужик, он бы наверняка сам поставил эти двери. Поэтому многие мои умения я объясняю тем, что просто живу в России. А поскольку живу, а не "прохожу теоретическую подготовку в учебном заведении", то навыки, необходимые для жизни, приобретаю практически, сталкиваясь с необходимостью и отсутствием денег.

Светлана: Помнишь ли ты тот момент, ужасный для тебя — прощание со школой, мой ультиматум. Если поподробнее: ты жил, горя не знал, приехал из Америки. Тебе ведь тяжело было учиться, ты многое из школьного не знал еще раньше, или ты нормально учился все-таки?

Иван (Ион): Совершенно отчетливо помню, но хрен-то забить на школу я хотел уже достаточно давно.

Светлана: Подумывал?..

Иван (Ион): Да, и начинал прогуливать, но когда я узнал, что меня могут взять в Америку, то решил немного поднапрячься.

Светлана: Ишь ты!!!

Иван (Ион): Мне на самом деле было похрен: ходить в школу или не ходить, но сам тот факт, что меня перестанут кормить бесплатно, вызвал во мне отторжение. Негодование же было: как так, еще шестнадцать лет, еще не восемнадцать, а меня уже перестают кормить и не дают возможности дальнейшей беззаботной жизни.

Кстати, через год Ольга Владимировна предлагала пойти поучиться, сказала: "Давай мы сделаем тебе экстернат, давай учителя будут с тобой бесплатно заниматься после уроков". Я извинился, сказал: "Не надо, спасибо большое вам".

Мэри: А как началось-то всё?

Иван (Ион): А началось всё так. Кто-то из вас приехал из города и привез сообщение, что я опять прогулял уроки.

Светлана: Угу, новость для тебя!

Иван (Ион): На самом деле я намного больше уроков прогулял, чем может вообще в голове уложиться у человека. Мы пошли гулять мимо остановки, а ты, Светлана, мне и говоришь: "Надоело мне все это ужасно, нервотрепка вся, ругать-то тебя неохота. Ты не думал перестать учиться? Раз у тебя не получается". Ну, это было сказано намного, конечно, неласковее. Чувствовалось напряжение нервное, усталость и озлобленность. Хотя криков не было.

Светлана: Я, которая старалась никогда ни перед кем не приседать, многим ради этого пожертвовала, вдруг была вынуждена выслушивать от учителей какие-то нотации себе и реагировать... а как можно реагировать — только заискивающе! Меня это ужасно бесило.

Иван (Ион): Понимаю, я бы так же поступил. Ну и, в общем, говоришь: "Может хватит учиться?".

Светлана: Ха-ха! Ласково сказала мама! Пятнадцатилетнему.

Иван (Ион): Я так даже рот приоткрыл немножко...

Светлана: И туда залетел комар майский.

Иван (Ион): И не понял, это штука или серьезно. Но больше обрадовался, конечно, такой возможности — перестать учиться. И не поверил именно потому, что таких чудес не бывает прекрасных. И сказал: "Конечно! Надо бы перестать учиться". А потом ты говоришь: "Кормить-то тебя не буду, если не сдашь экзамены!".

Светлана: Мелкое дополнение к хорошему обстоятельству.

Иван (Ион): Вот тогда я уже очень огорчился. И стал придумывать много...

Светлана: Различных форм воздействия на мой кошелек.

Иван (Ион): Но, к счастью, увидев, что я пошел в том направлении, в котором меня вели, ты разжалобилась и стала мне помогать.

Светлана: Я тебе сразу это обещала.

Иван (Ион): Нет, ты не обещала, ты обещала только платить строго по нормативу.

Светлана: Ну... вообще, да. Причем, я тебе предлагала: "Хочешь, так просто во дворе зарабатывай!". Минимум какой-то предлагала заработать. А чтобы ты не сидел сиднем, я тебе создала суровые условия. Тебе просто пришлось поплыть в холодной воде.

Иван (Ион): Наверное, чисто интуитивно я решил попробовать делать то, что ты предлагаешь.

Светлана: И мы попробовали, стали делать всякие статьи для газеты и так далее… Сразу тебе рубричку дали в "Тюменской правде"!.

Иван (Ион): Таланта большого я не проявил...

Светлана: Тебе даже понравилось интервью брать, рубрику свою вести на радио — "Музыка не для всех".

Иван (Ион): Про музыку да, хорошая рубрика была. И практика показала уже вскоре, что вполне можно развиваться без школы. А теперь у меня вообще нет никакого сожаления.

Светлана: Но это был шок, даже для меня самой. Думала три дня. Сначала мне эта мысль... эта мысль родилась просто как единственный выход из всех сложившихся обстоятельств. То есть, я никогда ничего подобного не знала, не читала и не слышала.

Просто стала искать выход из этой ситуации, унизительной для меня и ненужной для тебя.

Помню, стирала и пришла к этой мысли. Сначала я ее испугалась, потом стала возвращаться к ней все чаще и чаще. Потом она стала все меньше и меньше пугать меня, эта мысль. Потом восхитила, знаешь, она была настолько необычна!

Это как развод примерно по значимости для человека. Развод со школой. Или с детством. То есть, тебя взяли и выдернули из детства. Сказали, что теперь детство кончилось. Или как втроем люди начинают жить. Или лесбиянки начинают вдвоем жить и объявляют всему миру…

Это вопреки всему миру было. А потом был бы какой-нибудь вуз, и я понимала, что мне за твое высшее образование придется очень много текстами отрабатывать, а поскольку ты будешь учиться опять же не очень... то придется вкладывать деньги большие, которые мне совершенно не хотелось вкладывать.

Мне, например, мое высшее философское образование не дало ничего абсолютно. Кроме разве что затуманенных мозгов. Поэтому появилась такая идея. Обсуждались всякие варианты, и вечерняя школа, и подмастерьем тебя отдать мастеру-электрику...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: