Назначение и характер пособия. Пособие предназначено для подготовки к семинарским занятиям по курсу "Классики теоретической социологии XX в." Оно призвано облегчить освоение сложного и многогранного наследия социологов-классиков.
Предлагаемое пособие не совсем обычное как по содержанию, так и по форме. Для того чтобы грамотно им пользоваться, необходимо ясно понять, что оно собой представляет.
Прежде всего несколько слов о причинах, побудивших подготовить его. Имеющаяся на сегодня учебная база (учебники, пособия, переводные тексты) не обеспечивает освоения студентами курса современной западной теоретической социологии. Различные трактовки изучаемых в курсе теоретических моделей, даваемые разными авторами, разный перевод терминов, отсутствие переведенных на русский язык оригинальных текстов, а иногда недостаточно высокое качество их перевода, разбросанность описания и анализа рассматриваемых в курсе теоретических моделей по разным изданиям, не все из которых к тому же оказываются доступными студентам, — все это затрудняет изучение курса и, в частности, проведение семинарских занятий. Результатом нередко становится очень фрагментарное, синкретичное и неадекватное усвоение студентами классического социологического наследия. Представляется, что одним из важнейших факторов такого неудовлетворительного результата является отсутствие "единого языка" и "единой логики", которые помогали бы студентам выстраивать на основе знаний, получаемых из разных источников, единую и целостную картину изучаемых теорий.
|
|
Отсюда и появился замысел подготовить пособие, содержащее свод основных понятий и теоретических положений по каждой из изучаемых в курсе тем, которое в определенной мере восполняло бы указанный пробел — давало изучающему "единый язык" и "единую логику".
Необходимо коротко сказать о том, как это пособие сделано. За основу взята программа курса "Классики теоретической социологии XX в.", разработанная профессором Н.Е. Покровским. Каждая тема курса выстроена из различных текстовых фрагментов (авторского изложения, фрагментов первоисточников, "второисточников", авторских ремарок и пояснений с отдельными элементами популяризации, схем, рисунков), относящихся к теме. При подготовке пособия автор опирался прежде всего на имеющуюся литературу на русском языке; в случае, если ее не было достаточно, использовались источники на английском языке. Текстовые фрагменты соединены методом "монтажа": рассматриваемые темы разбиты на подтемы, и под каждым заголовком сгруппирован материал, обеспечивающий минимально необходимое освещение соответствующего круга вопросов. При этом автор не ставил перед собой цель добиться связного линейного изложения — смысловые связи между текстовыми фрагментами не всегда ясно обозначены, и студент должен установить их сам (либо дома, либо на семинарском занятии).
|
|
Отсюда должна быть ясна специфика данного пособия. Это в прямом смысле рабочая тетрадь, вспомогательное пособие, которое в принципе не может заменить учебники и первоисточники и предназначено прежде всего для семинарских занятий.
С характером пособия связаны особенности его оформления. С целью подчеркнуть схематичность изложения текст максимально внутренне дифференцирован. Пробелы, отступы, стрелки, скобки, а также знаки препинания используются в нем именно с этой целью. Собственные переводы, используемые автором в пособии, ориентированы на адекватную передачу смысла оригинала и не претендуют на художественное изящество.
Ссылки на цитируемые источники, насколько это возможно, сокращены (иначе они занимали бы более половины каждой страницы), а некоторые цитаты не имеют кавычек и не сопровождаются специальными сносками. В списках литературы, прилагаемых к каждому разделу пособия, указаны все источники, которые автор использовал, а потому их следует рассматривать как обобщенные ссылки, а не перечни рекомендуемой литературы (последние можно найти в других источниках или получить от преподавателей).
Подчеркнем, что подготовленное пособие имеет исключительно учебный характер и что авторство в данном случае распространяется не на приведенный материал, а на ту форму, в которой он представлен.
Как работать с пособием. При подготовке к семинарским занятиям можно предложить сначала вкратце ознакомиться с соответствующими разделами пособия, после чего приступать к работе над учебниками и первоисточниками. Однако это всего лишь рекомендации, и каждый студент может выбрать собственный вариант организации работы, представляющийся ему наиболее приемлемым и удобным.
На семинарах можно вносить в тетрадь дополнительные заметки, комментарии, пояснения и т. п.; помечать какие-то места, вопросы, оставшиеся неясными и требующие дальнейшего размышления; вносить правку и дополнения в основной текст.
При надлежащем осмыслении содержащегося в пособии материала, можно использовать его для подготовки к экзамену.
В. Г. Николаев, кандидат социологических наук
Н.Е. Покровский, доктор социологических наук, профессор
Макс ВЕБЕР
ПЛАН
1. Методологические принципы наук о культуре. • 2. Предмет социологии.
3. Проблема объективности социальных наук и общезначимости ее суждений. Принцип свободы от ценностей.
4. Концепция понимания.
5. Теория социального действия.
5а. Целерациональное поведение.
6. Типы социального действия.
7. Общностно ориентированное действие и общественно ориентированное действие.
8. Концепция "идеальных типов".
9. Работа "Протестантская этика и дух капитализма".