О назначении и использовании пособия

Назначение и характер пособия. Пособие предназначено для подготовки к семинарским занятиям по курсу "Классики теоретической социологии XX в." Оно призвано облегчить освоение сложного и многогранного наследия социо­логов-классиков.

Предлагаемое пособие не совсем обычное как по содержанию, так и по форме. Для того чтобы грамотно им пользоваться, необходимо ясно понять, что оно собой представляет.

Прежде всего несколько слов о причинах, побудивших подготовить его. Имею­щаяся на сегодня учебная база (учебники, пособия, переводные тексты) не обеспечивает освоения студентами курса современной западной теоретиче­ской социологии. Различные трактовки изучаемых в курсе теоретических моде­лей, даваемые разными авторами, разный перевод терминов, отсутствие пере­веденных на русский язык оригинальных текстов, а иногда недостаточно высо­кое качество их перевода, разбросанность описания и анализа рассматривае­мых в курсе теоретических моделей по разным изданиям, не все из которых к тому же оказываются доступными студентам, — все это затрудняет изучение курса и, в частности, проведение семинарских занятий. Результатом нередко становится очень фрагментарное, синкретичное и неадекватное усвоение сту­дентами классического социологического наследия. Представляется, что одним из важнейших факторов такого неудовлетворительного результата является отсутствие "единого языка" и "единой логики", которые помогали бы студентам выстраивать на основе знаний, получаемых из разных источников, единую и целостную картину изучаемых теорий.

Отсюда и появился замысел подготовить пособие, содержащее свод основных понятий и теоретических положений по каждой из изучаемых в курсе тем, кото­рое в определенной мере восполняло бы указанный пробел — давало изучаю­щему "единый язык" и "единую логику".

Необходимо коротко сказать о том, как это пособие сделано. За основу взята программа курса "Классики теоретической социологии XX в.", разработанная профессором Н.Е. Покровским. Каждая тема курса выстроена из различных текстовых фрагментов (авторского изложения, фрагментов первоисточников, "второисточников", авторских ремарок и пояснений с отдельными элементами популяризации, схем, рисунков), относящихся к теме. При подготовке пособия автор опирался прежде всего на имеющуюся литературу на русском языке; в случае, если ее не было достаточно, использовались источники на английском языке. Текстовые фрагменты соединены методом "монтажа": рассматриваемые темы разбиты на подтемы, и под каждым заголовком сгруппирован материал, обеспечивающий минимально необходимое освещение соответствующего кру­га вопросов. При этом автор не ставил перед собой цель добиться связного линейного изложения — смысловые связи между текстовыми фрагментами не всегда ясно обозначены, и студент должен установить их сам (либо дома, либо на семинарском занятии).


Отсюда должна быть ясна специфика данного пособия. Это в прямом смысле рабочая тетрадь, вспомогательное пособие, которое в принципе не может за­менить учебники и первоисточники и предназначено прежде всего для семи­нарских занятий.

С характером пособия связаны особенности его оформления. С целью под­черкнуть схематичность изложения текст максимально внутренне дифферен­цирован. Пробелы, отступы, стрелки, скобки, а также знаки препинания исполь­зуются в нем именно с этой целью. Собственные переводы, используемые ав­тором в пособии, ориентированы на адекватную передачу смысла оригинала и не претендуют на художественное изящество.

Ссылки на цитируемые источники, насколько это возможно, сокращены (иначе они занимали бы более половины каждой страницы), а некоторые цитаты не имеют кавычек и не сопровождаются специальными сносками. В списках лите­ратуры, прилагаемых к каждому разделу пособия, указаны все источники, кото­рые автор использовал, а потому их следует рассматривать как обобщенные ссылки, а не перечни рекомендуемой литературы (последние можно найти в других источниках или получить от преподавателей).

Подчеркнем, что подготовленное пособие имеет исключительно учебный ха­рактер и что авторство в данном случае распространяется не на приведенный материал, а на ту форму, в которой он представлен.

Как работать с пособием. При подготовке к семинарским занятиям можно предложить сначала вкратце ознакомиться с соответствующими разделами пособия, после чего приступать к работе над учебниками и первоисточниками. Однако это всего лишь рекомендации, и каждый студент может выбрать собст­венный вариант организации работы, представляющийся ему наиболее прием­лемым и удобным.

На семинарах можно вносить в тетрадь дополнительные заметки, коммента­рии, пояснения и т. п.; помечать какие-то места, вопросы, оставшиеся неясны­ми и требующие дальнейшего размышления; вносить правку и дополнения в основной текст.

При надлежащем осмыслении содержащегося в пособии материала, можно использовать его для подготовки к экзамену.

В. Г. Николаев, кандидат социологических наук

Н.Е. Покровский, доктор социологических наук, профессор


Макс ВЕБЕР

ПЛАН

1. Методологические принципы наук о культуре. • 2. Предмет социологии.

3. Проблема объективности социальных наук и общезначимости ее суждений. Принцип свободы от ценностей.

4. Концепция понимания.

5. Теория социального действия.

5а. Целерациональное поведение.

6. Типы социального действия.

7. Общностно ориентированное действие и общественно ориентированное действие.

8. Концепция "идеальных типов".

9. Работа "Протестантская этика и дух капитализма".



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: