ГОУ_ВПО «Омский государственный технический университет»
Цикл СД_280103_-«Защита в чрезвычайных ситуациях»
Лекция 13
Тема «Организация выполнения принятых решений по действиям сил системы гражданской защиты»
Разработал Обсуждена
Доцент В.Матвеев на заседании цикла
«___» ______2010г. «___» _______2010г.
Протокол №_____
ОМСК - 2010
Учебные цели:
Довести до слушателей основные положения по технологии организации выполнения решений.
Изучить этапы организации действий по выполнению решений.
Метод: лекция
Время: два учебных часа (90 минут)
Место: лекционный зал
|
Учебные вопросы и расчет времени
Введение | 5 мин. | |
Первый учебный вопрос | Общие положения по технологии организации выполнения решений | 20 мин. |
Второй учебный вопрос | Содержание этапов организации действий по выполнению решений | 60 мин. |
Заключение | 5 мин. |
Литература:
1.Федоренко В.Н., Шулежко В.Ф. Тексты лекций, выпуск 2, АГЗ, Новогорск, 2000г.
2. Ларин А.А. Теоретические основы управления. Ч.1. Учебное пособие, М.: МО, 1998г.
|
|
3. Хохлачев Е.Н. Организация и технология выработки решений при управлении войсками и системой. Ч.1. Учебно-методическое пособие. М.: МО, 1999г.
4. Щебланин Н.П. и др. Основы управления Войсками ГО. Учебное пособие, Новогорск, АГЗ, 1999г.
Учебно-материальное обеспечение
Слайды по теме.
Стенды класса №305
Введение
Известно, что обеспечение эффективности достижения целей функционирования системы гражданской защиты (СГЗ) может быть достигнуто по двум взаимосвязанным направлениям: качеством СГЗ и организаторской деятельностью, т.е. руководством функционирования этой системы.
Управление как объект научного исследования основывается на математических подходах к проблемам, который в свою очередь базируется на реализации формальных количественных моделей и алгоритмов.
Управление как искусство базируется на эвристических процедурах принятия решений, получаемых с помощью интуиции, опыта и знаний органов управления. Объединение этих двух подходов реализуется в системном методе, который является одной из основ методологии познания дисциплины.
После принятия и утверждения решения руководителем любого ОУ системы ГЗ и утверждения его старшим начальником начинается стадия действий сил ГЗ по выполнению принятого решения. Первым этапом процесса действий является их организация. При этом могут возникать значительные трудности. Следует отметить, что данный этап действий недостаточно освоен теоретически и практически. Трудности создания единой технологии организации действий связаны прежде всего с существенным влиянием многих факторов системы ГЗ и особенностей обстановки при различных ЧС.
|
|
В связи с этим актуальной задачей является выявление общих организационных правил на первом этапе действий по выполнению решений и дать описание технологии процесса организации действий.
Основой для решения этой задачи являются положения, изложенные в параграфе 2.2, об организации управленческой деятельности и общие положения по технологии действий в любой сфере деятельности, прилагаемые к специфике действий сил ГЗ в мирное время.
1. Общие положения по технологии организации выполнения решений
Организация выполнения принятых решений и планов представляет собой процесс достижения поставленных целей. Как основная функция управления, организация выполнения решений состоит в том, чтобы обеспечить его с организационной стороны, т.е. создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи (в рамках решаемой задачи) между элементами управляемой системы.
Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость основных функций управления, следует сказать, что организация выполнения решения проявляется и при планировании, и при руководстве его выполнения, и при контроле.
На этапе планирования уже осуществляется поиск и принятие организационных решений, плановых заданий и направленных на создание для выполнения решения соответствующей группировки сил ГЗ, подразделений исполнителей из сил служб, приданных войск, создание системы управления ими в зоне ЧС с учетом требований разделения деятельности и задач, координация деятельности, распределение власти, а также утверждаются соответствующие инструкции, положения, задания.
В ходе контроля выполнения решений (планов) в организационных условиях (установленная организация, система управления, среда и т.п.) осуществляется:
организация сбора, анализа и обобщения информации о ходе выполнения решений;
оценка результатов (промежуточных и конечных) деятельности сил ГЗ и их структурных подразделений.
Исходя из того, что основным содержанием руководства при выполнении решений является координация и регулирование деятельности сил Г'3 и их структурных подразделений как в стадии экстренных спасательных работ, так и в течение ликвидации ЧС, его организация заключается в создании структуры видов и порядка деятельности, необходимых для достижения целей, поставленных в решении.
Важное значение в руководстве играет определение группировки задач и закреплении их за определенными командирами (начальниками) и ОУ, другие организационные, конкретные вопросы.
Таким образом, в процессе реализации функции организации, руководитель переводит абстрактное представление образа деятельности по выполнению решения в конкретную материальную форму деятельности. Иными словами, от вопросов: что делать, когда делать и в каком порядке, он переходит к вопросам: где делать, кому делать, чем руководствоваться, что и сколько расходовать.
Организация выполнения решений должна обеспечить своевременную постановку задач, согласование действий, рациональное использование личного состава, своевременное реагирование на изменение обстановки, выполнение задач в установленные сроки, качественное планирование.
Опыт деятельности руководителей ОУ различного уровня, командиров и штабов войск ГО, начальников служб позволяет выделить следующие основные этапы организации выполнения решений [3, 6, 19, 23|.
1. Постановка задач подчиненным ОУ и силам ГЗ.
2. Создание (приспособление, адаптация) организационной структуры для выполнения решения - группировки сил и средств, их развертывание и до- развертывание.
3. Определение технологии выполнения задачи, включающей определение содержания процесса выполнения задач, установление целесообразных способов, приемов, порядка и методов выполнения задачи и регламентации деятельности.
|
|
4. Подбор исполнителей (людей, подразделений, формирований) для конкретной деятельности.
5. Делегирование полномочий и прав.
6. Определение ответственности.
7. Подготовка сил и средств к решению задачи и организация всесторон- него обеспечения действий.
8. Организация и поддержание взаимодействий ОУ и сил в группировке.
9. Определение порядка коммуникаций при решении задач.
10. Организация и поддержание управления силами в зоне ЧС.
11. Контроль готовности созданной группировки сил к выполнению задачи.
12. Координация и руководство выполнением задачи.
Кроме указанных выше этапов организации, в зависимости от цели деятельности могут добавляться либо входить содержательно в перечисленные этапы другие, например, этапы организации наращивания или замены сил, восстановления элементов в процессе выполнения задач, организация поддержания в готовности системы сил и ее составляющих к выполнению задачи.
Определим наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые следует выполнять в практической деятельности руководителей и ОУ. Эти правила вытекают из законов, сознательно формируются в интересах и применяются в зависимости от конкретных условий обстановки, вследствие чего они приобретают значение принципов.
Среди общих принципов организации следует выделить:
- принцип цели, предполагающий действия формирований ГОЧС, войск ГО и их отдельных звеньев во имя достижения общей цели;
- принцип эластичности организации, в соответствии с которым при определении задач и ответственности должен быть определен оптимизм между свободой действий и предписаниями;
- принцип комбинирования, определяющий необходимость обеспечения правильного сочетания централизма и самостоятельности;
- принцип приоритета функций, согласно которому функция рождает подразделения (ОУ), а не наоборот;
|
|
- принцип устойчивости, определяющий необходимость строить организацию и систему управления так, чтобы их элементы не подвергались казенным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды; иногда это трактуется как принцип стабилизации состава и структуры организации;
- принцип прямой соподчиненности, согласно которому любое должностное лицо, как правило, должно иметь одного непосредственного начальника;
- принцип соразмеримости ответственности данным полномочиям;
- принцип соответствия объема контроля и управления, учитывающий, что руководитель в состоянии квалифицированно руководить и контролировать деятельность ограниченного числа подчиненных;
- принцип безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;
- принцип непрерывного совершенствования, предполагающий необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и выполнения решений;
принцип исключения, в соответствии с которым выполнение решений повторяющегося характера становится рутинным и оно подчиняется нижестоящим звеньям управления (подчиненным) при соответствующей регламентации их деятельности;
- принцип компетентности и профессионального соответствия;
-принцип интеграции свойств и функций элементов.
Перечень основных принципов может быть дополнен частными принципами организации деятельности по выполнению решений. К ним относятся:
- принцип своевременности и заблаговременности постановки конкретных задач, вытекающих из необходимости подготовки к выполнению задач;
- принцип четкости постановки и конкретности задач, являющихся инструментом повышения качества и оперативности работы;
- принцип согласованности по цели и плановости выполнения задач для интеграции усилий выделенных сил и средств;
- принцип равномерности и целесообразности распределения задач между должностными лицами и подразделениями, обеспечивающими стабильность состава и структуры формирований.
Перечисленные принципы реализуются в рамках определенных форм и методов организации деятельности по выполнению решений.
Формы организации деятельности определяют механизм распределения должностных лиц и подразделений по задачам, созданную для этого структуру формирования и механизм приведения этой структуры в действие. Так, работа управления ГОЧС или штаба спасательного центра по выполнению задач заблаговременной подготовки к действиям в условиях ЧС мирного и военного времени осуществляется в режиме, основанном на заблаговременном распределении задач между должностными лицами с определением на этой основе их должностных обязанностей. На основе вышеуказанного распределения создаются специальные и специализированные формирования, сводные рабочие отряды, отделения, звенья и т.д. Основную роль в организации работы ОУ при заблаговременной подготовке играет принцип специализации.
Механизмом приведения в действие полученной при этом функциональной структуры являются методы, методики и стиль работы должностных лиц и ОУ в целом, применительно к решению задач заблаговременной подготовки к действиям в режиме ЧС.
Действия ОУ по организации выполнения решений должны учитывать все факторы, влияющие на содержание действий. Эти действия могут быть раз- но-образны, но есть общие правила содержания этапов организации выполнения принятых решений. Рассмотрению этих общих правил содержания этапов организации посвящен второй пункт параграфа 2.4.