Организация деятельности педагога психолога в составе консилиума образовательного учреждения

В наиболее общем виде схема деятельности психолога приведена на рис. 1. Следует сразу же оговориться, что предлагаемый подход ориентирован на работу в первую очередь с детьми, испытывающими трудности обучения, имеющими те или иные формы неадекватного поведения, то есть каса­ется работы именно с теми детьми, которые чаще всего вызы­вают нарекания педагогов и родителей.

С самого начала следует подчеркнуть, что в целом «консилиумная» деятельность психолога может проходить по край­ней мере в двух «режимах»:

• в рамках экспертной деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума;

• в рамках специализированного сопровождения тех детей (или даже групп), которые по каким-либо параметрам выделяются в среде детей образовательного учреждения и поэтому нуждаются в специализированной помощи.

Необходимо уточнить, что под «консилиумом», тем боле комплексным психолого-медико-педагогическим консилиумом, мы понимаем не только общие обсуждения специалистов (пусть даже очень частые) при анализе особенностей развития того или иного ребенка или ситуации вокруг него (школе или семье), но постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.

Запрос на обследование ребенка на психолого-медико-педагогическом Консилиуме (по согласованию с родителями / законными представителями)

Обследование специалистами Консилиума (индивидуальное)

Определение образовательного маршрута и необходимой специализированной помощи (коллегиальное проведение Консилиума)

Назначение ведущего специалиста (по итогам консилиума)

 
 

  Реализация рекомендаций Консилиума по коррекционному обучению и развитию    
Индивидуальная коррекционная работа Групповая коррекционная работа  
     
   
Проведение оценки эффективности коррекционно-развивающей работы (динамическое наблюдение)  

Рис. 1

Следует отметить, что консилиум образовательного учреж­дения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования (приказ 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены основные аспекты и режимы деятельности консилиума, а также необходимая документация.

Основным требованием к деятельности подобного образова­ния является необходимость не только истинного понимания задач и стратегии развивающей и коррекционной работы других специалистов помимо своей собственной, но и четкой согласо­ванности действий всех специалистов по принципу: «в нужное время в нужном месте». В то же время, необходимо четко раз­граничить задачи исключительно компетенции консилиума и задачи общепедагогические, не требующие (или, по крайней мере, минимизирующие) использования такого серьезного структур­ного образования школы, как междисциплинарный консилиум.

К задачам школьного консилиума, решающего проблемы сопровождения детей, следует отнести:

• экспертные задачи по определению образовательного маршрута в целом детей с трудностями обучения, детей с особыми образовательными потребностями при переводе на обучение по другим образовательным программам (например, при необходимости перевести ребенка в класс 7-го вида или решение вопроса - по итогам успешности и обучения в этом классе - о переводе на общеобразовательную программу);

• экспертная задача по выделению детей, более остальных нуждающихся в дополнительной специализированной помощи со стороны других специалистов, то есть индивидуализация образовательного маршрута; данная задача включает и скрининговое сопровождение всех детей образовательного учреждения;

• отслеживание эффективности дополнительной специали­зированной помощи детям и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.

К одной из основных задач психолога консилиума следует отнести координацию деятельности практически всех специ­алистов консилиума. Эта задача основывается на таком прин­ципе деятельности специального психолога, как междисцип­линарный и координаторный характер его деятельности.

Каждый специалист консилиума, решая в сфере своей ком­петенции вопросы квалификации состояния и развития ребен­ка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспита­ния и обучения, вносит собственное понимание в целостную картину. Так, в постановке нозологического диагноза решаю­щая роль принадлежит, несомненно, врачу (психиатру, невроло­гу и др.). Оценку «позитивного здоровья», социально-гигиенических требований и условий, окружающих ребенка, вероятнее всего можно возложить на специалиста по организации здоро­вого образа жизни (валеолога). Квалификация такого наиваж­нейшего компонента, как речевое развитие, возлагается на логопеда, который совместно с учителем-дефектологом (или педагогом класса) определяет адекватные возможностям ребенка условия и форму обучения, а также тип образовательного уч­реждения. Сформированность же определенных образователь­ных навыков и умений и соответствие их условно нормативным показателям, а также особенности несформированности этих умений и навыков диагностируются педагогом, а в слож­ных случаях - учителем-дефектологом. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оце­ниваются социальным педагогом или социальным работни­ком школы.

Но все этиразнородные по сути своей деятельности должны быть сведены в единую картину образовательной деятельности, индивидуального образовательного маршрута ребенка. Таким координирующим специалистом и является психолог консилиума. В этом состоит одна из его наиважнейших задач помимо собственно психологических.

В то же время следует определить ряд задач, которые не должны, на наш взгляд, входить в практику и компетенцию деятельности психолого-медико-педагогического консилиума, но должны решаться непосредственно педагогами с минималь­ным привлечением психолога (по крайней мере, на первом этапе их решения).

К таким задачам следует отнести:

• сиюминутные проблемы обучения (кратковременное ухуд­шение усвоения программы обучения: навыков письма, чтения, поведения), которые вызывают тревогу у педагога, но, в связи со своей незначительной продолжительностью, не являются задачей консилиума в целом, и психолога в частности;

• кратковременные проблемы поведения, связанные с сию­минутной ситуацией в семье, с начинающимся заболева­нием ребенка (а не с постоянным его болезненным состо­янием, «отклоняющимся» психологическим статусом, ко­торые, естественно, являются задачей углубленного обследования всеми специалистами);

• разработку программ воспитательных мер в рамках учеб­но-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику и другим участни­кам образовательного процесса.

В практике «консилиумной» деятельности психологу часто приходится иметь дело с подобными запросами педаго­гов и администрации, касающимися, как правило, кратковре­менных, «сиюминутных» проблем с достаточно ясными причинами. Психолог должен, не отказываясь в целом от консультации психологической составляющей этих задач, довести до сведения педагогического состава и администрации свою позицию в их отношении и желательно предотвратить в дальнейшем подобные попытки «переложить на свои плечи» проблемы исключительно педагогического характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: