Основная задача терапии по Роджерсу — установить отношения между клиентом и терапевтом, способствующие принятию другого и самопринятию. Ключи к исцелению находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личностными качествами, чтобы помочь клиенту научиться использовать эти ключи.
Прежде чем терапевт сможет быть чем-то для клиента, он сам должен обрести подлинность, а не игратьроль, в особенности роль терапевта, когда он работает с клиентом. Это предполагает желание и волю быть собой, выражаться своими словами, вести себя по-своему, выражать адекватно возникающие чувства и отношения. При этом он должен установить с клиентом достаточно теплые отношения, принимающие и понимающие, оказывать ему «необусловленное позитивное внимание», лишенное оценок и моральных суждений, что позволяет человеку быть тем, кем он в
действительности является. Это помогает клиенту принять те части своей личности, которые он отвергает и не включает в структуру Я-концепции. Только после такого принятия он способен что-то изменить в себе в соответствии со своей потребностью во внутренней целостности и гармонии.
|
|
Пример.
На лекции в России К.Роджерс говорил примерно следующее: клиент сначала рассказывает что-то нехорошее о себе, я это принимаю, тогда он рассказывает что-то плохое, я это принимаю — он удивляется и рассказывает о себе еще более плохое, я принимаю и это какданность — он рассказывает о себе самое «ужасное», когда я принимаю и это, он также принимает себя таким, какой он есть, и удивляется, что такдолго мучился, хотя от «этого» так просто можно было избавиться, что на самом деле он «хороший». После этого он действительно изменяется и удивляется тому, зачем он такдолго ходил ктерапевту.
Терапевт должен удерживать сознавание позитивной сущности клиента. Он может быть откровенным с клиентом, но не скучать, не возбуждаться, не гневаться на определенные проявления личности последнего. Терапевт не дает советов и не интерпретирует, он только слушает и понимает, способствуя максимально полному выражению и самопониманию клиента, а также принятию им ответственности за свои проблемы на самого себя. Это отношение подобно отношению духовных учителей восточных традиций, которые, видя божественное в каждом человеке, могут относиться ко всем с одинаковым уважением и состраданием и никому не навязывают своих решений. К. Роджерс говорил, что в самой глубине человеческой души лежат самые замечательные и добрые чувства, что в отличие от психоанализа он убеждался, что в ходе терапии клиент приходит в итоге не к ужасным животным инстинктам, а к прекрасному духовному началу.
|
|
Терапевт, как и клиент, все время находится в процессе духовного роста, он становится все более конгруэнтным самому себе, все более целостным и понимающим.
Роджерс перечисляет следующие характерные шаги терапевтической помощи:
клиент приходит за помощью;
определяется ситуация;
поощряется свободное выражение;
советующий пригашает и проясняет;
происходит постепенное выражение позитивных чувств;
обнаруживаются позитивные импульсы;
происходит инсайт (т.е. догадка, озарение);
проясняется выбор;
осуществляются позитивные действия;
возрастает инсайт;
растет независимость;
уменьшается потребность в помощи.
Этот предполагаемый ряд событий (происходящий не за один сеанс) показывает, что Роджерс заботился о том, чтобы клиент определил собственный путь при одобрении и поддержке терапевта, но в результате «встал на свои ноги» и не нуждался в поддержке.
Пример.
В 1987 г., незадолго перед смертью, К.Роджерс был в Советском Союзе, выступал с лекциями, и мне посчастливилось присутствовать на одной из них. В конце лекции он продемонстрировал свою практическую работу, и она произвела на меня удивительное впечатление.
В качестве клиентки на сцену вышла женщина лет 40, хорошо знающая английский язык. Последнее было необходимо для более глубокого и непосредственного понимания ее К.Роджерсом, для аудитории диалог переводился.
Клиентка рассказывала о том, как она переживает за свою дочь, что та ничего не делает для успеха в жизни, как они ссорятся и она не может ни в чем ее убедить. Как она устала от домашней работы, но дочь ей не помогает и т.д. К.Роджерс внимательно слушал ее, не перебивая, когда она закончила, повисла долгая пауза. Когда пауза стала уже мучительной, К. Роджерс повторил последнюю фразу женщины с вопросительной интонацией. Примерно так: «Ты сказала, что дочь приходит на кухню и вы зажигаетесь как спичка о коробок...» (Пауза). Женщина снова начинает рассказывать ту же самую историю почти теми же словами. Снова останавливается, снова повисает мучительная пауза. Снова К.Роджерс продолжает последней фразой. Все повторяется сначала...
Некоторые психологи, сидящие в зале, не выдерживают, шумят, вскакивают, размахивая какими-то бумажками, кричат, например: «У меня есть восемь вариантов решения вашей проблемы!» К. Роджерс был очень удивлен и недоволен: «Мы же договорились — проблема принадлежит клиентке. Мы не должны вмешиваться и решать за нее». Наконец зал утихает, и он продолжает в том же духе.
Время лекции уже подошло к концу, но решения не было. Наконец К. Роджерс сказал: «А ты никогда не пробовала рассказать дочери о своих чувствах?» На клиентку как будто сошло озарение (инсайт): «Да, это уже крутилось в моей голове! Я ведь никогда не говорила с ней откровенно...» К. Роджерс сказал, что обычно не подсказывает, он ждет, когда клиент сам придет к решению. Клиентка призналась, что злилась на К. Роджерса вначале, поскольку ждала совета, а он не давал его.
Из зала спросили: «Почему Вы так долго держите паузу?» Ответ был примерно такой: «Пауза принадлежит клиенту. Во время паузы происходит самое главное, в это время может прийти решение, произойти инсайт. Я не вправе отнимать этот шанс у клиента».
Группы встреч (илиэнкаунтер-группы) во многом обязаны своим происхождением и развитием Карлу Роджерсу. В этих группах под-
держивается климат психологической безопасности, принятия и понимания, характерный и для индивидуальной работы. Работа такой группы — сложный динамический процесс, проходящий ряд фаз.
Руководитель не направляет группу к какой-то заданной цели и не определяет, кому, когда и о чем говорить, в этом выражается предложенный Роджерсом метод недирективного ведения группы.
|
|
Работа начинается с хождения «вокруг да около», ожидания советов, как себя вести, чего ожидать и т.д. Нарастает разочарование и даже агрессия на руководителя. По мере того как группа обнаруживает, что она сама должна определить, что будет делать, возникает сопротивление необходимости самовыражения и само изучения. Но руководитель не поощряет никакой иной деятельности, кроме самоизучения. Продолжая взаимодействовать, люди делятся прошлыми чувствами, связанными с теми, кого нет в группе. Когда люди начинают выражать чувства в настоящем и по отношению друг к другу, что является важнейшим условием подлинной психологической работы, чаще всего первые выражения негативны. Если негативные чувства нашли свое выражение и при этом группа не распалась, начинает возникать личностно значимый материал, формироваться климат доверия. По мере того как всеболъшеэмоционалъныхпроявленийвыходитнаповерхностъ,вгруппе развивается исцеляющая способность.
Один из эффектов групповой обратной связи состоит в том, что участники группы могут принять самих себя, даже собственные неправильности, что ведет к началу изменений. По мере продолжения работы группы у участников возникает неприятие по отношению к защитам. Группа требует, чтобы индивид был самим собой и не скрывал проявляющихся чувств. Парадоксально, но даже негативные чувства (страх, неприязнь и т.д.) вызывают выражение поддержки, позитивных чувств и чувства близости, что ведет к развитию безопасности и еще большему принятию себя и других.
Пример.
Арт рассказывает о своей «оболочке» и учится ее снятию и самопринятию.
Арт. Когда я в своей «оболочке», я...
Луис. В «оболочке»?
Арт. Да, и еще в какой!
Сузанн. И всегда так зажат?
Арт. Да, я уже привык к этой чертовой «оболочке» и даже сам не знаю, что там внутри. А здесь я чуть-чуть раскрылся. Я вообще всего два раза был самим собой — второй раз несколько минут назад. Атак я почти всегда в «оболочке», захлопнусь там, и все, а снаружи оставлю все только внешнее.
|
|
Посредник (психотерапевт. —Н.Л.). Атам, внутри, ты совсем один?
Арт (плача). Совсем один. Сам прячусь и все свое тоже прячу, будто так безопаснее. И так все время, как за глухой стеной. А здесь, в группе, мне хочется снять эту «оболочку» и забросить ее подальше.
Луис. И правильно, видишь, уже можешь свободно говорить об этом.
Посредник. Да, это самое трудное — жить без «оболочки».
Арт (все еще плача). Ну раз уж я могу говорить об этом, то, наверное, смогу и жить, отбросив «оболочку». Но надо набраться сил: говорить и то трудно, а тем болеежитьбезнее [4].
Принципы гуманистической терапии поразительным образом совпадают с позицией древнекитайского мудреца Лао Цзы:
Если я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям,
они сами заботятся о себе.
Если я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям,
они ведут себя правильно сами.
Если я удерживаюсь от проповедования людям,
они сами улучшают себя.
Если я ничего не навязываю людям,
они становятся собой (цит. по [8]).