Принципы медицинской коррекции аутистических расстройств

Первые попытки использовать медикаментозную терапию (в современном смысле) при аутистических расстройствах относятся ко второй половине 50-х – началу 60-х годов. Большие дозы нейролептиков действительно позволяли успешно снимать нежелательную продуктивную симптоматику, но возникшая поначалу эйфория быстро прошла: во-первых, у пациентов часто появлялись побочные симптомы в форме экстрапирамидных расстройств (гиперкинезы, повышенное слюноотделение и др.), так как корректоры типа циклодола или других антипаркинсонических средств тогда еще не были известны); во-вторых, на фоне лечения большими дозами нейролептиков учебный потенциал детей с аутизмом резко снижался, возникали значительные личностные изменения. «Да, у моего сына исчезла агрессия, но он стал другим, как будто это не мой сын», - говорил один американский папа. В результате возникло настоящее движение против использования нейролептиков при аутизме, и длительное время, до конца 80-х годов ХХ века в США и Западной Европе использование медикаментозного лечения при аутизме считалось нецелесообразным.

В СССР нейролептики стали использовать несколько позднее и сразу с корректорами, проблема побочных гиперкинетических расстройств была не столь актуальна. Не было и препятствий «концептуального» характера, так как до середины 70-х годов детский аутизм рассматривали исключительно как вариант детской шизофрении или, по крайней мере, как расстройство шизоидного круга. Постепенно накопился разнообразный и ценный опыт психофармакотерапии детского аутизма, причем в конце 70-х – в 80-е годы, когда и отечественная детская психиатрия стала рассматривать аутизм прежде всего как нарушение психического развития, этот опыт был не отвергнут, но переосмыслен (К.С.Лебединская, В.Е.Каган и др.)[26]. Особо следует остановиться на работах К.С.Лебединской, рассматривавшей медикаментозное лечение как один из компонентов комплексной клинико-психолого-педагогической коррекции аутизма, причем на первом плане – и это не только по К.С.Лебединской, но так считают практически все – не медикаментозная терапия, на психолого-педагогические воздействия.

Не останавливаясь на деталях, основные принципы медицинской коррекции аутизма сводятся к следующим:

1. Нельзя ставить цели вылечить аутизм или стремиться свести к нулю (или хотя бы к минимуму) симптомы аутизма, поскольку у ребенка симптом не только признак болезни, он может – своеобразно, через патологические проявления – но отражать развитие ребенка.

2. Главная цель – создать оптимальные условия для успешной работы психолого-педагогическими методами, для чего необходимо:

· воздействовать на нервную систему, на психику с целью максимально возможной компенсации нарушений и оптимизации развития;

· снять или в необходимой степени смягчить нежелательные продуктивные патологические проявления (негативизм, стереотипии, страхи, расторможенность, агрессию, самоагрессию, судорожные припадки и др.);

· стимулировать психический тонус, активность ребенка.

3. Лечение проводится в теснейшем взаимодействии с педагогами и психологами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: