Боб Муллан 16 страница

— Вы заметили, что работали в НСЗ. Есть ли у Вас какие-либо ощущения по поводу того, как деньги влияют на процесс?

— Когда я работал в Национальной службе здравоохранения, люди не платили деньги, по крайней мере напрямую: косвенно — через налоги. Но я не считаю, что есть разница в степени приверженности процессу или его значимости. Так что в некотором смысле это еще один миф, который позволяет терапевтам брать ту плату, которую мы назначаем. В принципе, я думаю, что это вопрос не столько денег, сколько того, что деньги выражают нечто более важное, а именно — идею приверженности психотерапии. Как клиент может выразить приверженность процессу? И я думаю, в некотором смысле глупо говорить: “Оплата — эквивалент приверженности”.

Клиентов стоит приглашать к тому, чтобы предлагать нечто, и я не хочу сказать, что это просто сводится к деньгам. Им нужно быть готовыми, например, потратить некоторое время для работы в офисе. Например, я знаю: в некоторых центрах клиенты добровольно ухаживают за садом или делают что-то вроде того. Не потому, что так терапевтично, а потому, что им нравится. И они чувствуют, что таким образом вносят свой вклад в организацию.

Я думаю, идея о том, что люди вносят свой вклад, очень важна, и ошибочно было бы просто приравнивать это обстоятельство к деньгам. Иногда предположение, что люди — жертвы и не должны вносить свой вклад, становится довольно проблематичным. Особенно в рамках общественных социальных служб. Я не говорю, что следует требовать от людей их вклада, но приглашение должно быть сделано таким образом, чтобы, если вы можете что-то предложить и если есть желание предложить, вы сделаете это. Я думаю, во многих случаях люди поддержали бы подобную идею.

— Последний вопрос, который я хочу Вам задать... меня всегда потрясало, какими пожилыми бывают терапевты. Есть ли у Вас какие-либо мысли по поводу времени, которое человек может заниматься этим?

— Я думаю, одна из немногих привлекательных сторон терапии состоит в том, что она не заканчивается с достижением пенсионного возраста. Многие терапевты, судя по всему, как раз в это время достигают пика. Так что мне очень не хотелось бы накладывать какие-то возрастные ограничения. В то же время, мне кажется, что опасность — это отмечали многие терапевты, и я согласен — существует тогда, когда человек всю жизнь занимается только терапией. Я думаю, это плохо для клиентов и, мне кажется, также плохо для терапевтов. Психотерапия — очень одинокий опыт. Если только вы не посещаете своего супервизора, и даже тогда идея, что вы делаете нечто секретное, окутанное тайной, вызывает психологическую установку, которая не конструктивна и не полезна ни для кого. Я справляюсь с этим так. Надеюсь, буду продолжать заниматься психотерапией и после достижения официального пенсионного возраста, и в то же время буду физически способен заниматься обучением и другими академическими видами деятельности, где я сталкивался бы лицом к лицу со студентами, которые стимулировали бы развитие моих взглядов и практическую работу.

Я понял, что терапевты, которые могут так или иначе поддерживать существование в этих двух мирах, как раз меньше всего страдают от сгорания и остаются заинтересованными, увлеченными и открытыми для своей профессии.

Гештальт-терапия

Пегги Шерно

Пегги Шерно — гештальт-терапевт, работает в Лондоне и Хартфордшире.

——————————

— Не могли бы Вы рассказать, как попали в терапию, прежде всего в качестве терапевта?

— Я попала в терапию через клиентский опыт. Не знаю, какие подробности вам интересны. В те дни я не знала ничего. У меня были физические симптомы, тахикардия и тому подобное; сохранялось тяжелое чувство, что что-то в моей жизни не так. Я стала посещать женщину, которая жила неподалеку, гештальтистку, работала с ней, и с тех пор мое состояние стало постепенно улучшаться.

Я все больше и больше работала с ней — индивидуально и в группах. Через некоторое время я перестала быть клиентом и стала учеником. Это самое начало. И было обучением на конкретном случае.

— Что происходит, когда кто-то обращается к Вам? Для чего приходят клиенты и зачем переступают порог Вашего кабинета?

— Как правило, клиент знакомится со мной по телефону. Я принимаю телефонный звонок, вкратце получаю представление о том, в чем он заинтересован, и предлагаю провести часовую сессию, первую для нас обоих, чтобы получить представление о том, чего клиент хочет от терапии. Это необходимо для того, чтобы обсудить, является ли гештальт-терапия подходящим способом разрешения его проблем. Следует немного узнать друг друга, чтобы понять, есть ли основа для некоторого взаимопонимания, которое может перерасти в терапевтические отношения; обсудить оплату и прочие договорные требования. В конце этого часа мы довольно часто говорим здесь и сейчас: “Да, продолжаем”. И в данном случае я продолжаю и провожу еще шесть сессий, а потом опять изучаю ситуацию.

Мои критерии таковы: удовлетворен ли человек процессом терапии? Получает ли пользу? Нет ли чего-нибудь такого, что очень беспокоило бы меня? Но обычно это касается того, включается ли клиент в процесс. Если нет, я, вероятно, сочту неудобным продолжать терапию — в связи с тем, что это может не быть полезным для клиента.

Иногда личность человека не очень ясна для меня: если человек не берет на себя четких обязательств, если он запинается и мямлит, я, возможно, предложу, чтобы он ушел и позвонил мне в течение двух суток, чтобы дать ему некоторое время для принятия решения. Поскольку в данной терапии согласие очень важно.

— Не могли бы Вы поподробнее рассказать об этом?

— Мне везет, поскольку я работаю с людьми, которые приходят ко мне с желанием сделать что-то для себя. Ко мне не направляют клиентов, обязанных проходить психотерапию. Так что я не сталкиваюсь с подобным сопротивлением, и кажется, в этом мне очень, очень везет. Чего я ищу, так это клиентов, которые заинтересованы в том, как они функционируют, как познают себя — чтобы в конце концов они смогли взять все в свои руки и, какие бы преграды и трудности ни стояли перед ними, следовать своему собственному пути. В этот момент терапия может закончиться.

Для меня очень важно сотрудничество между терапевтом и клиентом. Это не значит, что как терапевт я не буду требовать чего-то от клиента, если сочту нечто полезным или необходимым, но в более широком понимании мы предпринимаем взаимные усилия для пользы клиента.

— Еще раз для непосвященных: что происходит, когда кто-то приходит к Вам?

— Я провожу довольно много времени, так сказать, “вспахивая поле”, то есть пытаюсь увидеть, что же там такое. Ведь клиент, как правило, обращается с определенной проблемой, с чем-то конкретным. Но меня не особенно интересует проблема. Ее мне еще предстоит выяснить: “Эта ли проблема на самом деле беспокоит клиента?” И хочет ли он остановиться на ней, не захочет ли пойти дальше или сконцентрируется на этом, не станет продвигаться дальше. Данная проблема — симптом чего-то еще, эта вещь сама по себе не так важна. С человеком, который на самом деле хочет поработать с конкретной проблемой, я буду работать не так, как с человеком, который переступает порог, чтобы провести более широкое и, возможно, более глубокое исследование.

Можно дифференцировать работу консультанта и психотерапевта. Мне требуется достаточно много времени, чтобы начать строить отношения. Мне не кажется удачной идея сразу просить людей покопаться в себе, чтобы они сразу пришли к открытию: “О, Господи, я никогда не знал этого о себе”. Я не делаю этого, пока не сложатся достаточно прочные отношения, в которых клиент может найти поддержку. Обычно я продвигаюсь медленно и фактически довольно подозрительно отношусь к людям, которые торопятся и сразу рассказывают мне самые интимные подробности своей жизни. Меня это смущает. Я начинаю сомневаться, насколько они в состоянии позаботиться сами о себе, если сразу все выплескивают чужому человеку.

Я рассматриваю одновременно различные сферы: работу человека как интрапсихическое событие, то, что происходит между клиентом и мной (все, что связано с переносом). Контакт — основное в гештальте. Гештальт начинается с понятия, причем совершенно очевидного понятия, что мы все время находимся в определенных отно­шениях с окружающей средой — физической, эмоциональной, интеллектуальной, психической. Вероятно, ее элементы мы не осознаем постоянно. Происходит взаимодействие человека и со своей окружающей средой, которая, конечно, имеет также и временное измерение. То, в котором мы работаем.

Я смотрю на клиентов, на их внутренний мир и начинаю его чувствовать. Некоторые люди живут в очень неустойчивом мире — в нем они либо совершенно правы, либо совершенно не правы. Нужно почувствовать напряжение, которое вызывает такая жизнь; получить ощущение того, как они создают это в себе; войти в полярности гештальта, “собака сверху, собака снизу”. Не знаю, насколько Вы знакомы с данными терминами. Мы работаем со всем этим.

Итак, я смотрю на то, что происходит: контакт между человеком и остальным миром, с акцентом на отношениях со мной как с другим человеком. Это дает мне огромный объем информации о том, происходит ли в мире моего клиента монолог или диалог. Есть обмен или нет.

— Вы больше слушаете или говорите?

— И то, и другое. Думаю, я произвожу очень много терапевтических интервенций, и мне кажется, особенно на первых двух или трех сессиях, люди очень нервничают и бывают довольно испуганы. Они могут скрывать это, но чувства все равно проявляются. Спрашивая их или отражая то, что слышу, выражая обычный человеческий интерес, я немного успокаиваю их и помогаю им почувствовать, что это отношения, которым они могут доверять. Я не собираюсь неожиданно делать что-то пугающее, из-за чего они почувствуют, что потеряли почву под ногами. Мне требуется время, чтобы создать такое доверие, поддержку и безопасность, поскольку мне кажется, это необходимый фундамент для всего остального.

— Что делает гештальт-терапию уникальной и отличной от других? Для того, кто даже не знает, кто такой Перлз...

— Гештальт, вообще-то, немецкое слово, которое не имеет точного перевода на английский — за что купила, за то и продаю, потому что не знаю ни слова по-немецки. Но предполагается, что оно имеет значение типа “конфигурация, осмысленное целое, совокупность частей которого более значительна, чем просто сумма”.

Мы просто вернемся к идее — я всегда в контексте. Прямо с момента зачатия я развиваюсь в контексте, в окружающей среде. И гештальт, я думаю, очень оптимистичен, потому что отчасти он основан на идее о том, что люди — если только они не рождены с какой-либо мозговой патологией — имеют врожденную способность конструктивно и продуктивно, творчески и гибко взаимодействовать с окружающей средой. Не то что люди постоянно счастливы, поскольку, конечно, это было бы полной ерундой, но они способны сделать лучшее из возможного в обстоятельствах, в которых оказываются.

Этот процесс в гештальте имеет ужасное название “саморегуляция организма”. Что мне нравится в гештальте, так это то, что в его основе лежат совершенно очевидные биологические наблюдения и принципы. В этом смысле, мы такие же, как и деревья и животные. Люди, несомненно, находятся на значительно более высоком интеллектуальном уровне. Работа состоит во взаимодействии между человеком и тотальностью его поля. Теория поля сейчас решительно входит в гештальт. Когда гештальт-терапия начиналась, такие люди, как Перлз, основной акцент ставили на “индивидуальности”. Например: “Я делаю свои дела и в гробу видел твои проблемы”. Или: “Я несу полную ответственность, и никто мне не нужен...” Гештальтистские принципы не изменились, но акцент очень сместился. И теперь нас значительно больше интересует часть гештальта, основывающаяся на теории поля, в которой много внимания уделяется общей взаимозависимости.

Я исследую, насколько клиент способен к здоровой саморегуляции организма и насколько он увяз в своих стереотипах взаимодействия с миром, которые неизбежно усваиваются им в процессе жизни. Конечно, это во многом зависит от среды, в которую он попадает сразу после рождения. Так же, как и от черт, которые он наследует. В гештальте мы никогда не работаем с человеком как с обособленным индивидом — это просто невозможно. Мы всегда смотрим на него в тотальности его поля. Полагаю, моя работа заключается в том, чтобы помогать людям осознавать свои собственные барьеры на пути к свободному функционированию. Под словом “свободное” я не подразумеваю “сосредоточенное на себе”, в гештальте акцент все более переносится на отношения “Я—Ты” и на их успешность. Успешность отношений между индивидом и миром.

— Вы говорили, что принципы все еще остаются теми же, хотя акцент сместился. Какие понятия и принципы являются центральными в гештальтистской традиции?

— Те, о которых я говорила. Индивид всегда взаимодействует в контексте, и именно отношения между индивидом и контекстом находятся в фокусе гештальт-терапии. Другой принцип лежит в основе ощущения, что мы сидим в кабинете, и у нас совершенно разный опыт переживаний. Все, что вы приносите, заключается в том, чтобы быть собой, а я тоже являюсь сама собой, и то, зачем мы здесь, касается того, что вы выбираете из тотальности происходящего. Именно это имеет для вас смысл и интерес. Такова ваша гештальт-фигура. В этом заключается особое значение способности человека создавать гештальты.

Вам становится интересно: ведется ли магнитофонная запись и буду ли я говорить что-то осмысленное. Одна из основ гештальта состоит в идее, что опыт субъективен, не существует окончательной истины и т.п. Каждый из нас постоянно находится в процессе ее создания. Вы сейчас создаете свою истину, я — свою. Они не то чтобы несовместимы, они просто разные. Так что еще один принцип гештальта —терпимость к различиям. Рассматривать это следует скорее как обогащающий опыт, а не угрозу.

Люди проходят через “гештальтистские циклы осознания”, придуманные в Соединенных Штатах Мириам и Ирвином Польстерами — Школа Кливленда. Это был способ описания гештальт-формации. Гештальт-формация, или гештальт, — это то, что вызывает ваш или мой интерес, сочетание моего “Я” и того, что происходит вовне. Приведу обычный пример. Я могу сидеть здесь, разговаривая с вами, и неожиданно осознаю, что чувствую сильную жажду. Понемногу моя жажда становится значительно более важной для меня, чем то, что я сижу здесь и разговариваю с вами. Я прохожу через различные стадии: осознание моей жажды, могу ли я что-то сделать с ней, пытаюсь мобилизовать себя на то, чтобы пойти и выпить воды, выпиваю воду, и мое переживание жажды уменьшается. Затем мое внимание, мое существование освобождается для следующего объекта интереса, следующей формы гештальта.

Таков базисный уровень, но это может случиться на любом уровне, поэтому, я думаю, гештальт, в отличие от психосинтеза, не имеет теорий духовности или высшего сознания. Я полагаю, если духовность — неотъемлемая часть человека, то некоторые люди заинтересуются ею и последуют своему интересу. Вот куда они пойдут.

— На каком концептуальном уровне находятся популярные категории гештальта “собака сверхусобака снизу”?

Они весьма полезны. Если их вырывать из контекста, они могут быть использованы неверно и стать техниками. В гештальте очень важно, что техники исходят из понимания общей ситуации, а не применяются механически. Так что “собака сверху —собака снизу” означает, что мы имеем врожденное стремление к тому, чтобы делать для себя все самое лучшее. Мы смотрим на то, как этот процесс прерывается. Скажем, вы воспитывались крайне строгими родителями и всегда должны были соблюдать осторожность, а если делали что-то не так, вас наказывали. Тогда вы довольно быстро научились, что нельзя говорить то, что хочешь, то, что у вас на уме. За это вы получали затрещину. Вы не могли просто попросить обнять себя.

Дети учатся очень быстро, не так ли? И они изменяют свои врожденные побуждения к контакту.

— Не могли бы Вы описать и перечислить техники гештальта?

— Давайте просто продолжим то, о чем я говорила. Я принимаю во внимание, что человек, возможно, развил в себе “собаку сверху”, которая говорит: “Ты не должен так поступать, это не разрешается. Не будь таким глупым. Пора взрослеть. Будь большой девочкой. Нехорошо. Невежливо”.

С другой стороны, возможно, будет и то, что мы называем “собака снизу”, которая саботирует и ведет подрывную деятельность. Люди могут быть очень заняты конфликтом, который будет длиться и длиться, годами. Моя работа состоит в том, чтобы помочь людям осознать свой внутренний конфликт, вывести его на поверхность, работать, разобраться с ним и преобразовать. Чтобы не воспринимать себя как человека, ведущего войну с самим собой, а ощущать себя работающим, идущим своим путем.

Подобное явление нередко происходит в любых сочетаниях. Полярности — важная часть гештальт-теории. Мы утверждаем: люди включают в себя множество полярностей, что очень удобно для работы с клиентом. Например, если женщина ведет себя как очень хорошая девочка, никогда ни о ком не говорит ничего плохого, очень благодарна за все, можно поспорить, что где-то в ней скрыто некое порочное существо, находящееся полностью вне сознания человека. Я говорю “порочное существо” безоценочно, просто понимая, что вижу перед собой человека, лишившего себя половины своих ресурсов для прямой агрессии. Агрессия отнюдь не является в гештальте ругательством. Агрессия — это импульс, который ведет вас к тому, чтобы не только сорвать яблоко с дерева, но и откусить от него, потом прожевать и т.д. Идея в том, чтобы восстановить для человека полную панораму возможностей переживания агрессии, силы или гнева как пози­тивных ресурсов. Это не то, от чего нужно отказываться. Избавляться любой ценой. Если хотите, мы работаем для восстановления целостности личности. Нет, не “личности”, неудачное слово для гештальта — целостности человека.

— Хорошо известны техники групповой работы в гештальтистской традиции...

— Я сомневаюсь, что многие гештальтисты сейчас работают в старой традиции с использованием “горячего стула” Фрица Перлза, когда в работе фактически участвовал только Фриц Перлз и один участник группы, а остальная группа выступала в качестве свидетелей — они не были включены в работу. Нас сейчас интересует функционирование группы. Опять же, так же как у меня занимает немало времени базовая работа по установлению отношений с клиентом, то же самое я делаю и с группой. Я не занимаюсь индивидуальной работой с членами группы, пока не почувствую, что группа достигла точки, когда она готова к поддержке и усвоению. Я уделяю больше внимания межличностным, чем индивидуальным функциям, пока не пойму: с ней можно адекватно работать.

— За и против групповой работы по сравнению с индивидуальной работой...

— От людей, которые проходят у нас обучение, мы требуем и того, и другого, поскольку тогда можно сказать, что это абсолютно динамично. Я думаю, для того чтобы человек мог пойти в группу, он должен иметь довольно высокий уровень самоподдержки, должен чувствовать себя относительно благополучным внутренне, так что более хрупким людям я бы посоветовала сначала пройти индивидуальную терапию. В гештальте мы всегда уравновешиваем испытание и поддержку. Нет смысла ставить людей в положение, когда они настолько захлестнуты страхом, смущением или стыдом, что не могут справиться с ними. Совсем нет смысла работать.

— Похоже, акцент на “здесь и сейчас” все еще силен?

— О, да, это основное, если вы думаете, что сейчас вы, я, мы — сумма всего, что случилось в нашей жизни. Так что способ, которым мы взаимодействуем, включает все, что есть в нас, и мы как гештальтисты можем начать с ситуации “здесь и сейчас”. Гештальтисты, я надеюсь, обучаются действительно видеть, действительно слышать, слышать не только слова, но и музыку голоса. Очень важны форма подачи сообщения, богатство словарного запаса, передает ли человек сообщение как глазами, так и голосом. Уделяется огромное внимание всему, что происходит в данной комнате. И исходя из этого, имея данный опыт, вы начинаете действительно выяснять, как функционирует ваш клиент.

Я делаю это в настоящем. Не думаю, что имеет смысл возвращаться в прошлое и пытаться прояснить прошлые отношения. Для человека, который, например, ребенком был напуган родителем и, следовательно, “спрятал” свою агрессию, важно провести в какой-то момент “как бы” встречу с ранее пугавшим родителем. Клиент использует ресурсы взрослого человека и терапевтическую поддержку, чтобы экспериментировать: вернуться к своей агрессии, гневу и высказать их напрямую “пустому креслу” родителя. Делая так — конечно, прошедшая ситуация такова, какова она есть, ее невозможно изменить, — мы изменяем представление человека о том, каков он и что возможно для него сейчас. Можно злиться, потолок не обвалится. Я терапевт и не отказываюсь от клиентов — “не стойте у меня под дверями”. Огромный риск для психики — возвращать то, что было отсечено.

— Отличаются ли друг от друга терапии, проведенные с разными людьми?

— Конечно. Для некоторых людей то, что происходит между нами — там, где выходит на поверхность перенос, — может иметь очень большое значение. И именно по такому пути пойдет терапия. Я ищу человека, который хочет заниматься собой, пытается заинтересоваться тем, кто он есть и что происходит. Таковы мои критерии.

— Вы, возможно, просто жалеете тех, кто не может сделать этого...

— Не обязательно люди не могут. Некоторые имеют очень уважительные причины для того, чтобы не делать этого. Может быть, они слишком привязаны к маске, которую создали, чтобы держаться подальше от всякой дряни в самом себе. Хорошо. Я уважаю сопротивление людей и свободу их выбора. Это совершенно нормально, и я не жалею их. В общем, для таких людей я оставляю двери открытыми и говорю: “Если вы хотите вернуться и сделать что-то еще, позвоните мне”.

— Существуют ли какие-либо проблемы, лучше других решаемые в рамках гештальт-терапии?

— Ну, видите ли, вы говорите о проблемах, а я нет. Я склонна скорее говорить о процессах, посредством которых люди функционируют. Так что я перефразировала бы ваш вопрос так: “Есть ли процессы функционирования, которые выходят за рамки гештальт-терапии?” Не знаю, я не имею особого опыта работы с более тяжелыми случаями, чем просто невротики. Все же, насколько я знаю от людей, имеющих опыт работы с более тяжелыми расстройствами, мне кажется, польза от гештальта есть, учитывая то, что гештальт, если вы помните, касается контакта. Человек устанавливает контакт как с самим собой, так и с миром, в котором живет. Это всегда полезно. И, конечно, вы страхуетесь: вы не стали бы работать с различными аспектами “Я” человека, который имеет склонность к шизофреноподобным приступам, поскольку трудно удержать его в целости и сохранности, чтобы он не распадался на куски. Вы работаете очень постепенно, просто с основными возможностями контакта.

— Что Вы считаете обязательными качествами терапевта?

— Терапевт — тот, кто может видеть и слышать. Действительно видеть и действительно слышать. И тот, кто способен улавливать, что происходит с клиентом. Он позволяет данным процессам идти своим порядком. Так что терапевт, на мой взгляд, не делает немедленных выводов о человеке. Начальные стадии терапии состоят, прежде всего, в исследованиях и получении знаний, в достижении глубин в исследованиях этой страны.

Терапевты, несомненно, должны обладать хорошим пониманием основных теоретических положений гештальта (в нашем случае), с тем, чтобы уметь формулировать для себя то, что они видят в клиенте: “Этот человек делает, в терминах гештальта, то-то и то-то. К примеру, клиент прерывает себя в момент мобилизации, так что он знает, чего хочет, и знает, на каком этапе находится, но останавливается, вместо того чтобы пойти и просто взять это. Интересно?” Так что терапевту обязательно следует быть очень заинтересованным.

Терапевт должен довольно хорошо знать себя, проводить работу с собой, так, чтобы осознавать, достаточно ли он эмоционально включен, отвечая клиенту, — должен знать, о чем говорит эмоциональное состояние терапевта, откуда оно берется и насколько полезно и уместно вносить его в терапию. Конечно, это важно при работе с таким клиентом, о котором я ранее говорила, с клиентом, пытающимся добиваться чего-то, нарушая границы; клиентом, который может довольно сильно раздражать. Раздражаться непродуктивно. Следует оставаться очень холодным с таким клиентом и продолжать давать обратную связь по поводу происходящего. Поэтому терапевты должны достаточно знать себя, чтобы уметь поддерживать терапевтическую позицию — осознавать свои собственные реакции, но не вносить их в терапию.

Я думаю, терапевты должны быть очень человечными. Для меня это значит иметь голову, тело и дух — если вы хотите использовать это слово — и осознавать все в себе. Иметь общий интерес и реально сочувствовать людям.

— Насколько гештальт-терапии присущ физический контакт?

— Думаю, гештальт-терапевты сказали бы, что сделали бы все что угодно, что могло бы помочь продвинуть терапию вперед. В настоящий момент ведется много дебатов по поводу прикосновений, и это отчасти происходит в связи с тем, что в терапии возникло много проблем из-за регистрации и судебных дел. Психотерапевтам не дано право дотрагиваться до клиента так, как это делают физиотерапевты. Вот одна сторона. И разные гештальт-терапевты относятся к этому по-разному. У меня есть коллеги, которые вообще очень редко дотрагиваются до своих клиентов. Для себя я оставляю такую возможность открытой, особенно с людьми, с которыми работаю очень долго. А также в те моменты, которые вы назвали бы работой с регрессией. Людям, которым нужно обратиться к своему раннему детству, чтобы восстановиться, а затем вернуться оттуда более счастливыми, выбрать более успешный путь, я бы давала поддержку, дотронувшись и обняв их.

Большинство клиентов, с которыми я работаю, проходят долгосрочную терапию, и за то очень долгое время, которое мы проводим вместе, я, вероятно, сочту возможным дотронуться до руки, если кто-то попросит: “Мне хотелось бы, чтобы вы обняли меня”. Я, наверное, поступлю именно так, если, конечно, мне не покажется, что существуют очень уважительные причины, связанные с терапевтическим процессом, которые не позволят сделать это. Например, человек хочет получить легкое объятие в конце сеанса, чтобы все стало нормально, а мне покажется, что будет гораздо лучше, если он уйдет и мы сделаем все на следующей неделе. Подобные рассуждения происходят постоянно.

— А группы?

— В группах? В некотором смысле, в группах прикосновения значительно безопаснее, потому что они публичны. Я пользуюсь таким средством, но существуют и другие соображения на этот счет, поскольку в группе сталкиваются самые разные чувства, например, ревность братьев-сестер. В группе я почти неизбежно становлюсь матерью, а члены группы становятся семьей, братьями и сестрами.

Я на самом-то деле не очень много дотрагиваюсь до людей и в группах. Не знаю, есть ли теоретические основы для этого, но в группах я в любом случае провожу меньше индивидуальной работы. Меня интересует группа как целое. Но у меня нет правила не прикасаться к людям в группах.

— Опираетесь ли Вы на какие-либо другие традиции?

— Да, мы берем многое из других традиций. Мне нравится свобода гештальта. Он основан на очень разумных принципах, что для меня очень важно. Методы, которыми могут работать гештальт-терапевты, не ограничены, кроме, конечно, противозаконных или опасных. С кем-то я могу говорить о снах, а с кем-то, кто создает образы в разговоре, могу побеседовать об образах. С тем, кто умеет визуально мыслить, я рисую. Теоретически я могу использовать все что угодно. Методы работы подбираются на основе индивидуального подхода к человеку, с которым я провожу терапию, а также на основе взаимодействия между нами. Не могли бы вы повторить свой вопрос?

— Напомните читателю, какова цель...

—...восстановить более полное функционирование человека. В наиболее успешных случаях, я думаю, люди уходят с более высокой степенью осознания самих себя и получают набор определенных “инструментов”. Им не нужен терапевт, потому что они знают о внутренних конфликтах и диалоге. У них настолько улучшается процесс осознания, что они могут сами справляться со своими проблемами. Что говорят марксисты? “Отдать орудия производства в руки рабочего”. Так что цель терапии состоит в том, чтобы закончить терапию. Это не значит, что человек прекращает терапевтическую работу. Поскольку жизнь постоянно изменяется, нам всем нужны инструменты, но суть в том, чтобы человек сам владел инструментами, а не чтобы терапевт преподносил их в качестве некоего таинственного аппарата.

— Монологовая, диалоговая...

— Ну, термин лично мой, не гештальтистский. Один из способов моих размышлений о людях. Я думаю: “Действительно ли они ведут диалог с миром? Существует ли поток энергии и интерес, направленные к другим людям в этом мире, или они во многом находятся в своих стеклянных пузырьках и ведут лишь монолог?” Когда вы сидите с кем-то, этот кто-то говорит с вами или он просто разговаривает с кем-то другим? Очень важно. Данная информация в гештальте совершенно необходима, потому что она так много говорит мне о человеке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: