Способности – такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности.
Виды:
1) Общие способности (проявляются в большинстве видов деятельности): умственные, физические, способности к обучению.
2) Специальные способности (узкие, профессиональные): технические, операторские, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические.
Одаренность = общие + специальные способности.
Талант – высокая степень одаренности в какой-либо области
Особенности способностей: внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления.
Предпосылки развития способностей.
Задатки – анатомо-физиологические предпосылки развития способностей (тип н.с., особенности строения мозга, органов чувств, телосложения, физическая сила и т.п.). Они могут передаваться по наследству.
На основе одних и тех же задатков могут развиться разные способности. Например, острота зрения и точность движения – в основе способностей художника, часового мастера.
|
|
Акселерация – ускоренное индивидуальное развитие, по которому среднефизические и психофизиологические константы ребенка или подростка опережают оптимальные.
Теории возникновения акселерации: гелиогенная теория (влияние солнечной энергии), теория гетерозии (разнонациональные браки), теория урбанизации (развитие городов ускоряют половое созревание), нитритивная теория (улучшение, витаминизация питания), теория радиоактивного излучения (парниковый эффект).