Показатели обученности учащихся

1-й показатель – «различение» (распознавание), или уровень знакомства, характеризует низшую степень обученности. Учащийся, обученный до этого уровня, отличает данный объект, процесс, явление или какое-либо действие от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, показывая формальное знакомство с данным объектом, процессом или явлением, с их внешними поверхностными характеристиками. «Самая низкая степень овладения знаниями – возможность только узнавания в дальнейшем: человек может лишь констатировать, что знания были получены раньше, но не воспроизвести их тем или иным способом» (Педагогическая энциклопедия.т.2.).

2-й показатель – «запоминание». При этой степени обученности учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона, но «…сплошное воспроизведение текста не может служить доказательством его понимания» (по М.Н.Скаткину и В.В.Краевскому). Запоминание это, скорее, количественный показатель, чем качественный. Он, в основном, характеризуется количеством усвоенной информации. Можно запомнить материал без уяснения его сущности на уровне «зазубривания». Очень важно здесь учитывать также, что «…опора по преимуществу на механическое запоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логической последовательности в системе усваиваемых знаний – одна из причин формализма в обучении» (Педагогическая энциклопедия. Т.3.). Показывая эту степень обученности, учащийся отвечает на вопросы только репродуктивного плана и часто при их определенной последовательности, отражающей логику построения текста учебника, пособия, рассказа учителя и т.п.

3-й показатель – «понимание» (это более важный и существенный показатель степени обученности). По определению Н.И.Кондакова, «Понимание – процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений, выявление из их массы несущественного, случайного на основе их анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения, установления сходства и различия причин, вызывающих появление данных объектов и их развития, сопоставления полученной информации с имеющимися знаниями». Учащийся при этой степени обученности не только воспроизводит формулировку, а также сможет объяснить ее и привести примеры не только те, которые были приведены ему учителем или в учебнике, но и свои. Сущность данного процесса (явления) им понята, а не просто формально закреплена в сознании, как какое-то определенное количество информации.

4-й показательпростейшие умения и навыки (репродуктивный уровень). Психологи определяют умение как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности.

Таким образом, при этой степени обученности учащийся показывает умение применять на практике полученные им теоретические знания в простейших (алгоритмизованных) заданиях: решает типовые задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает легко обнаруживаемые причинно-следственные связи при разборе теоретического материала и умеет связать с практикой определенные несложные теоретические положения. Алгоритмизованные (элементарные) умения и навыки – один из важнейших показателей обученности, и они могут служить основной целью учебной деятельности преподавателя на уроке. Элементарные умения и навыки – показатель довольно высокой степени обученности, позволяющей учащемуся реализовать свой «багаж знаний». Простейшие умения в процессе их применения переходят в простейшие же навыки. Однако целью всякого обучения является не просто достижение элементарных умений и навыков, а широкий перенос человеком действий в новые условия.

5-й показатель – «перенос», который мы понимаем как положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новыми» (по В.А.Крутецкому). Учащийся, показывающий эту степень обученности (на данном этапе обучения), умеет творчески применять полученные теоретические знания на практике в новой, нестандартной ситуации, «переносить» в ее изученные ранее понятия, законы и закономерности.

Перенос характеризуется способностью к обобщению и переносу установленных закономерностей в новые учебные и практические ситуации. Учащийся при этой степени обученности дает ответ на любой вопрос, решает любую задачу или пример, которые могут быть ему предложены в соответствии с программными требованиями на данном этапе обучения, конструирует новые способы деятельности и находит часто новые, оригинальные подходы к решению поставленных перед ним задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: