1. На современном этапе в педагогике нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы принимают его в узком смысле, имея в виду средства- инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целях обучения. Другие, к средствам обучения помимо «этих» относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной деятельности. Третьи, подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуются ученики для усвоения нового материала и собственно средства обучения. Четвертые, рассматривают средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание.
П. И. Пидкасистый понимает под средствами обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний.
Можно выделить две большие группы:
1.средство- источник информации;
Средство- инструмент освоения учебного материала.
К материальным средствам обучения относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы.
К идеальным средствам обучения выступают общепринятые системы знаков (как язык)- устная речь, письмо - письменная речь.
Необходимо заметить, что обучение становиться эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения и используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга.