Природа этого метода моделирует момент реальной жизни. Люди постоянно встают пред выбором. Об этом писал В.А. Сухомлинский.
Ситуация свободного выбора бывает естественными и искусственными (реальными и вербальными)
Естественная ситуация свободного выбора – это что – то происходящее в жизни.
Искусственная ситуация свободного выбора – воспитатель создает сам специально.
Вербальные (словесные) ситуации создаются на литературном материале.
В реальной ситуации – настоящих, конкретных обстоятельствах своей жизни.
В ситуации свободного выбора в личностном плане у ребенка происходят серьезные изменения: ответственность за свой выбор.
Воспитательное действие ситуации свободного выбора бывает порой так сильно и результативно, что надолго и устойчиво определяет направленность нравственной жизни ребенка.
Специальные психолого – педагогические исследования доказали, что в ситуации свободного выбора нужно создавать такие условия, чтобы решение дети принимали публично, просить их обосновать мотивы своего выбора.
|
|
4. Слово способствует осмыслению своего жизненного опыта, мотивации своих поступков. Словесное воздействие на ребенка в отрыве от других методов воспитания не может сформировать устойчивых убеждений
Рассказ – это монолог воспитателя, который строится как повествование, описание или разъяснение. Наиболее распространенный метод в работе с дошкольниками и младшими школьниками.
Лекция – монолог воспитателя, большего объема по содержанию и на более высоком уровне теоретического обобщения. Длительность не мен66 часа, так как дольше не под силу дошкольникам и младшеклассникам. Лекция в дошкольных учреждениях может быть воспитателя с родителями.
В содержании лекции выделяется несколько вопросов, их последовательное рассмотрение составляет у слушателей представление об избранной проблеме. Вредят лекции и излишнее наукообразование, перегрузка теоретическими понятиями. Собственная точка зрения лектора – выступление более убедительное.
Беседа – диалог воспитателя и детей. беседа разъясняет нормы и правила поведения, формирует представление о главных жизненных ценностях, вырабатывает у детей их собственные оценки происходящего, взгляды и суждения.
Логическая структура диалога:
1. воспитатель с помощью яркой информации вводит детей в тему беседы и задает вопрос – обсуждение.
2. дети высказываются: приводят примеры.
3. воспитатель обобщает все высказывания и делают убедительные выводы.
Необходима подготовка к беседе:
1. выбрать тему, она должна быть интересной.
2. проработать материал.
3. составить конспект, вопросы для обсуждения.
4. наглядность.
Беседа с дошкольниками занимает 10-15 минут, а с младшими школьниками – 15-20 минут.