Движущие силы учения школьников и мотивация их познавательной деятельности по усвоению учебного материала( потребностно-мотивационный компонент)

Учитель – развитие потребностей и мотивов учения в соответствии с законом Дистервега:” Образование и развитие не могут быть даны ни одному человеку или сообщены. Всего этого он добивается собственными силами, собственным напряжением, собств. деятельностью. Извне он получает только толчок, стимул. Плохой учитель сообщает истину, хороший – учит её находить”.

Профессор Данилов открыл движущие силы учения. В основе развития потребностей лежат внутренние противоречия между знанием и незнанием(знанием учителя, знанием на 10, и имеющимися на данный момент знаниями - незначительными знаниями).

Способы развития потребностей:

1) Личность учителя – а) эрудиция; б) глубокое знание своего предмета; в) содержательность и красочность объяснения, культура речи противоречие между уровнем учителя и ученика, подражательность.

2) Мастерство преподавания – четкость, логичность, ясность мышления, должная организация труда учеников. Обеспечение постоянной занятости учеников. Использование разнообразных форм и методов работы, соблюдение оптимального темпа работы.

3) Специальные методические приёмы – демонстрация наглядных пособий, использование ТСО – технические спец.

, приём театрализации, дидактические игры(проблемный вопрос или задание).


28. Система учебно-познавательных действий учащихся по овладению изучаемым мате­риалом, их сущность и значение для управления процессом обучения.

Система этих действий включает в себя: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала; последующее его более глубокое осмысление; усвоение (запоминание) изучаемого материала; применение усвоенных знаний на практике; дальнейшее повторение, углубление и систематизацию знаний, упрочение умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей. Восприятие как познавательное действие есть отражение в сознании человека ощущаемых с помощью органов чувств (зрения, слуха и т.д.) внешних свойств, качеств и признаков изучаемых предметов и явлений Результатом восприятия является формирование представлений как низшей формы знаний, которые сохраняются в сознании в качестве образов, т.е. внешних свойств и признаков познаваемых предметов и явлений.. Осмысление как познавательное действие есть мысленное постижение сущности, причин и следствий, заключенных в изучаемых предметах и явлениях, в результате чего достигается их понимание и формирование теоретических выводов, правил, законов, образование понятий. Запоминание есть такое позна-вательное действие, которое выражается в многократном активном воспроизведении изучаемого материала (фактов, понятий) с целью овладения знаниями. Запоминание бывает концентрированное и рассредоточенное. Концентрированное запоминание состоит в поэтапном воспроизведении и усвоении изучаемого материала, но после него наступает быстрое забывание. При рассредоточенном запоминании усвоение материала происходит в несколько этапов в течение некоторого времени, в результате чего знания переходят в долговременную память. В конечном итоге при правильной организации восприятие, осмысление и усвоение (запоминание) изучаемого материала обеспечивают овладение учащимися научным фактами и теоретическими знаниями, что в дидактике принято выделять в качестве первого этапа учебно-познавательной деятельности учащихся. Вторым ее этапом в этом смысле является применение усвоенных знаний на практике и выработка учащимися соответствующих умений и навыков. Эта деятельность приобретает форму тренировочных упражнений.


29.пон-е о дид-х закономерностях……………………………

Поскольку обучение - процесс специфический, он имеет свои осо-бые, дидактические закономерности. К важнейшим из них относятся следующие: научность и мировоззренческо-нравственная направ-ленность учебной работы; проблемность обучения; наглядность обу-чения; активность и сознательность учащихся в процессе обучения; доступность обучения; систематичность и последовательность обу-чения; прочность обучения и его цикличность; единство обучающих, развивающих и воспитательных функций учебной работы.

Научная и мировоззренческая направленность обучения. Эта законо-мерность обусловливается задачами школьного обучения, в процессе которого необходимо обеспечивать научное образование и формиро-вание у учащихся научных взглядов и убеждений, общечеловеческих ценностей и нравственности, составляющих основу их мировоззре-ния. Осуществление указанной закономерности требует: глубокой научной доказательности изучаемых теоретических идей и положений и их убедительной аргументации фактическим материалом; соблюде-ния принципа историзма в изложении изучаемого материала и т.д. Наглядность обучения. Эта закономерность обусловливается рядом факторов. Первый. Наглядность обучения является для учащихся ис-точником и средством непосредственного познания окружающего ми-ра. Второй. К.Д.Ушинский отмечал, что знания будут тем полнее и прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринима-ются. Третий. Наглядность обучения основана на особенностях мыш-ления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. Понятия и абстрактные положения усваиваются детьми легче, если они базируются на восприятии изучаемых предметов и явлений. Чет-вертый. Наглядность, повышает интерес к учению и делает его бо-лее легким.

Обеспечить систематичность и последовательность обучения — зна-чит постоянно устанавливаться связь нового материала с ранее изученным добиваться глубокого осмысления и усвоения содержания изучаемого материала и его внутренней логики; приучать учащихся к систематической домашней учебной работе; регулярно осуществлять проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся; своевременно обнаруживать недостатки в учебной работе и знаниях учащихся и оказывать им необходимую помощь.

Рассмотренные выше дидактические закономерности выступают в ка-честве важнейших принципов организации и осуществления процесса обучения. Это значит, что обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность, активным и сознательным, дос-тупным, систематическим и последовательным и т.д.


30.хар-а прин-в дост-и и акт-и обуч-я………………………….

Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Эта закономерность вытекает из сущности обучения как процесса актив-ной учебно-познавательной деятельности по осмыслению и овладению изучаемым материалом. В реализации этой закономерности сущест-венное значение имеют: возбуждение у учащихся потребности в ов-ладении знаниями; использование различных приемов активизации их познавательной деятельности (постановка вопросов, побуждение к формулированию выводов на основе анализа фактического материала и т.д.); расширение самостоятельной работы по осмыслению и ус-воению изучаемого материала, проведение наблюдений, организация практических работ и т.д. Доступность обучения. Эта закономер-ность вытекает из необходимости учета в обучении возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Следовательно, и объем изучаемого материала, и степень его теоретической сложности должны соответствовать умственным возможностям учащихся в его усвоении.


31.пон-е о методах,премах и техн-х обуч-я……………….

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и определяемые им способы учебно-познавательной деятель-ности учащихся по решению различных дидактических задач, направ-ленных на овладение изучаемым материалом.

Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона мето-да обучения.

В 20-е гг. педагог Б.В.Всесвятский считал, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний.

Некоторые дидакты (Е.И.Перовский, Е.Я.Голант) классифицировали методы обучения, исходя из источников, из которых черпают знания дети, и выделяли методы словесные, наглядные и практические.

Дидакты И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин, исходя их характера познава-тельной деятельности учащихся, выделяли следующие методы обуче-ния: объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция - восприятие), репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Однако наиболее практичной является классификация методов обуче-ния в зависимости от тех задач, которые с их помощью решаются в процессе обучения. К ним относятся: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изложенного учителем матери

ала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и ус-воению нового материала, методы учебной работы по применению ус-военных знаний на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.


32.методы успешного излож-я знаний учит-м……….

Большое значение в обучении имеет устное изложение (объяснение) изучаемого материала учителем. Для этого используются следующие методы: рассказ учителя, объяснение, школьная лекция, беседа и сопутствующие им методы иллюстрации и демонстрации.

Рассказ — это метод повествовательно-сообщающего изложения учи-телем описательного материала с применением приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Объяснение - это метод обучения, при котором учитель не столько сообщает новый матери-ал, сколько анализирует его, поясняет и доказывает те или иные его положения. Школьная лекция — это метод обучения, когда учи-тель в течение продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активиза-ции познавательной деятельности учащихся. Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к монологическим, или информационно-сообщающим, методам обучения. В отличие от них беседа является диалогическим методом устного изложения изучаемого материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело по-ставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждениям и анализу в определенной логической последовательности изучаемых явлений и фактов и самостоятельному формулированию соответствующих теоре-тических выводов и обобщений. Рассказ, и объяснение иногда можно сопровождать вопросами к учащимся с целью активизации их позна-вательной деятельности. В то же время и при использовании этих методов изложение (объяснение) учителя должно отличаться научно-стью, о чем шла речь, когда раскрывались дидактические законо-мерности (принципы) обучения.


33.методы иллюстрации и демон-и……………………………….

Метод иллюстрации и метод демонстрации являются сопутствующими при устном изложении материала учителем и состоят в использова-нии иллюстративных материалов (например, картин, изображающих исторические события, сцены и эпизоды из литературных произведе-ний), а также в демонстрации опытов (по физике, химии, биологии и т.д.). Эти методы значительно облегчают восприятие и осмысление изучаемого материала и оживляют обучение.

К основным приемам, умелое использование которых учителем стиму-лирует познавательную активность учащихся при устном изложении изучаемого материала, относятся: 1)создание проблемных ситуаций, постановка вопросов

и познавательных задач, которые побуждают учащихся к

активной интеллектуальной деятельности по их решению

и приобретению новых знаний; 2)побуждение учащихся к анализу приводимых примеров и фактов и самостоятельному формированию теоретических выводов, правил, понятий; 3)выделение учащимися важнейших положений и вопросов, а также осмысление их логической последовательности в содержании излагаемого материала; 4)постановка задач по сравнению изучаемых фактов и

примеров и выделению в них существенных признаков,

позволяющих делать теоретические обобщения; 5)умение учителя на-сыщать изложение ярким фактическим материалом, интересными дета-лями, меткими афоризмами и замечаниями, которые придают обучению увлекательный характер; 6) использование наглядных и техниче-ских средств обучения.


34.дид-я сущ-ть и мето-ы самост-й раюоты уч-ся…….

Одной из важных задач обучения является формирование у учащихся умения и стремления к самостоятельной учебной работе по расшире-нию и углублению научных знаний, развитию своих умственных спо-собностей и творческих задатков. Этим обусловливается необходи-мость использования таких методов обучения, как: а) самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой; б) ла-бораторные работы.

Известный дидакт Б.П.Есипов писал: "Самостоятельная работа уча-щихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, кото-рая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме ре-зультаты своих умственных и физических (или тех или других вме-сте) действии"

Метод работы с учебником по осмыслению и овладению новыми зна-ниями. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения программного материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, понятий, выводов), при этом одновременно с усвоением знаний приобретается умение работать с учебной литературой.

Лабораторная работа — это такой метод обучения, при котором уча-щиеся под руководством учителя и по заранее данному им плану проделывают соответствующие опыты или выполняют определенные практические задания с целью восприятия и осмысления нового ма-териала.

Нет ни одного учебного предмета, по которому бы не предусматри-валось применение знаний на практике. В этом состоит важное зна-чение методов упражнений и лабораторных занятий.

Метод упражнений. Сущность метода упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, 'т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают соответствующие уме-ния и навыки, а также развивают свое мышление и творческие спо-собности.

Лабораторные работы как метод формирования умений и навыков. Этот метод широко используется при изучении естественнонаучных предметов. Например, по физике нужно обучать учащихся обращению с приборами, составлять электрическую цепь и т.д. По химии с его помощью они овладевают умением проводить опыты, обращаться с ре-активами и т.д. Сущность данного метода, следовательно, состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руково-дством учителя выполняют практические упражнения по применению этого материала на практике, вырабатывая таким образом разнооб-разные умения и навыки.


35.роль и виды проверки и оценки знаний…………………….

Как уже отмечалось, важное значение в структуре процесса обуче-ния имеет его оценочно-результативный компонент, или проверка и оценка знаний, умений и навыков (успеваемости) учащихся. Провер-ка и оценка успеваемости в школе связана с определенными этапами обучения в течение учебного года. С этой точки зрения выделяются следующие ее виды: текущая проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся, которая осуществляется почти на каждом уроке; проверка и оценка успеваемости учащихся в конце каждой учебной четверти; годовая оценка знаний, умений и навыков учащихся; вы-пускные и переводные экзамены.

Проверка и оценка успеваемости (знаний, умений и Навыков) уча-щихся включает следующие методы: 1)повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; 2)устный опрос (индивидуальный, фрон-тальный, уплотненный); 3)выставление поурочного балла; 4)контрольные работы; 5)проверку домашних работ учащихся; 6)программированный контроль; 7)тестирование.

В чем заключается сущность этих методов?

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся- это такой метод проверки и оценки успеваемости учащихся, когда учитель, фиксируя различные проявления и особенности их текущей учебно-познавательной деятельности, а также, их отношение к выполнению учебных заданий, может судить о влиянии этих особенностей на ка-чество овладения изучаемым материалом и учитывать их при оценке знаний, умений и навыков.

Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущ-ность его состоит в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала, побуждает их к ответам, выявляя таким образом осмысленность, полноту и глубину усвоения знаний.

Контрольные работы. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель организует в письменной форме или в виде выполнения практических заданий воспроизведение изученного материала учащимися и на этой основе оценивает качество их знаний, умений и навыков.

Проверка домашних работ учащихся. Она осуществляется, как прави-ло, на каждом уроке и позволяет учителю изучать отношение школь-ников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Программированный контроль. В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре варианта ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ.


36.уровни и критерии 10-й системы………………………………….

Необходимость объективной оценки успеваемости учащихся и единого подхода к ней породила проблему выработки более или менее четких критериев этой оценки Проблема эта весьма не простая, особенно если учитывать, что высокая оценка знаний может и побуждать школьника к учению, но может и расхолаживать его. Равно как и неудовлетворительная оценка: она может и побуждать учащегося к учебной работе, и отбивать охоту к учению. Что же касается кон-кретных критериев оценки успеваемости учащихся, то эти критерии должны определяться уровнем усвоения изучаемого материала.

Первый, самый низкий уровень, когда учащийся проявляет весьма поверхностное представление о содержании изучаемого материала или полное его незнание, за что обычно выставляется единица.

Второй уровень усвоения материала, который, как правило, оцени-вается двойкой, характеризуется тем, что учащийся имеет опреде-ленное представление о внешних свойствах и признаках изучаемых предметов и явлений, но не проявляет их должной осмысленности и не справляется с выполнением соответствующих письменных и прак-тических работ.

Третьим уровнем усвоения знаний является наличие у учащегося четких представлений об изучаемых предметах и явлениях, понима-ние их сущности. Однако обнаруживается затруднение в их воспро-изведении, а также применении на практике, что приводит к необ-ходимости уточняющих и дополнительных вопросов в процессе проверки успеваемости. Такой уровень знаний принято оценивать обыч-но тройкой.

Четвертый уровень знаний, когда учащийся достаточно полно осмыс-лил материал, с пониманием формулирует соответствующие понятия (теоретические положения), хотя при их обосновании и воспроизве-дении нуждается в некоторых уточнениях; обнаруживает умение при-менять усвоенные знания на практике, допуская мелкие, несущественные недочеты в письменных работах. Такой уровень знаний оценивается четверкой.

Пятый, высший, уровень владения материалом состоит в его глубо-ком осмыслении на понятийном уровне, в умении свободно и логично воспроизводить и обосновывать содержащиеся в нем положения при-мерами и фактами, а также не допускать ошибок при выполнении письменных и практических работ, проявлять самостоятельность и элементы творчества. Такой уровень знаний, как правило, оценива-ется пятеркой.


37.понятие об орг-х фор-х обуч-я………………………………….

форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количест-вом обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также по-рядком его осуществления.

Исторически эволюционировали следующие формы учебной работы в школе:

* индивидуальное обучение;

* индивидуально-групповое обучение;

* классно-урочная система обучения;

* белл-ланкастерская система взаимного обучения;

* батавская система обучения в США;

* маннгеймская система обучения в Европе;

* система индивидуализированного обучения, или Далтон-план, созданный Еленой Паркхерст;

* проектная система обучения (метод проектов);

* учебные экскурсии;

* формы трудового обучения;

* программированное обучение - машинное и безмашинное.

Суть классно-урочной системы обучения состоит в том, что учащие-ся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над усвоением одного и того же материала.

Белл-ланкастерская система взаимного обучения, возникшая в 1798 г., создателями которой были английский священник-миссионер А.Белл и учитель Дж.Ланкастер, заключалась в том, что учитель вначале занимался со старшими учащимися, а затем последние обу-чали младших по возрасту детей.

При батавской системе обучения учебный день делился на две час-ти: первая его часть отводилась на коллективные занятия с учащи-мися, вторая - на индивидуальные занятия и оказание помощи как более сильным учащимся в развитии их способностей, так и слабо-успевающим в преодолении их отставания.

Суть маннгеймской системы заключалась в том, что в зависимости от способностей и успеваемости учащиеся распределялись по клас-сам на сильных, средних и слабых. Отбор производился на основе наблюдений и испытаний.

В 1905 г. в городе Далтоне (штат Массачусетс) возникает система так называемого индивидуализированного обучения, созданная учи-тельницей Еленой Паркхерст и получившая название Далтон-план. Сущность его как особой формы обучения состояла в том, что вме-сто классов в школе создавалась система лабораторий (мастерских) по каждому предмету, учащиеся в них занимались самостоятельно, получая задания и пользуясь помощью дежурившего учителя.

В начале XX в. в США начинает использоваться проектная система обучения, разработанная последователем Дьюи У.Килпатриком, полу-чившая в советской школе название комплексно-проектной системы обучения. Суть этой системы состояла в том, что в основе учебной работы было не изучение материала по отдельным учебным предметам (предметная система упразднялась, не было учебников), а органи-зация практической деятельности детей, которая проектировалась ими вместе с учителем.


38.формы обучения в сов-й школе……………………………….

Классно-урочная система обучения, получила научное обоснование в трудах Я.А.Коменского, Г.Песталоцци, И.Гербарта, К.Д.Ушинского и последующих педагогов. Суть классно-урочной системы обучения состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распреде-ляются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над усвоением одного и того же материала. Внедрение классно-урочной системы обучения повлекло за собой возникновение таких дидактических понятий, как учебный год, учебный день, урок, перерыв между занятиями, каникулы и др. Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Так в педагогике поя-вилась необходимость в классификации различных типов уроков.

Современная дидактика в основном сохраняет разработанную К.Д.Ушинским классификацию урочных занятий и лишь несколько уточняет ее. Основными типами уроков, имеющих свою содержатель-но-целевую и методическую направленность, являются:

* уроки смешанные, или комбинированные;

' уроки изложения (объяснения) нового материала учителем;

' уроки закрепления изучаемого материала;

* уроки повторения, систематизации и обобщения

пройденного материала;

* уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

В последние годы все более широко используются нестандартные, или, выражаясь современным языком, инновационные формы урочных занятий. К ним, в частности, следует отнести уроки-семинары, уроки-конференции, интегрированные уроки, уроки с использованием игровых методик и др.


39.стуктура смеш-о урока…………………………….

Свое название смешанные, или комбинированные, эти уроки получили от того, что при их проведении сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы: работа над пройденным материалом, изложение нового материала, его закрепле-ние и т.д.

В структуре смешанных уроков обычно выделяются следующие этапы:

* организация учащихся к занятиям;

* повторительно-обучающая работа по пройденному

материалу;

' работа по осмыслению и усвоению нового материала;

* работа по закреплению изложенного учителем маериала;

'работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;

задавание урока на дом.

Начальный этап иногда называют организационным моментом. Уроки, как правило, следует начинать с организации учащихся к занятиям, чтобы создать у них психологический настрой на предстоящую рабо-ту. Для этого обычно используются такие приемы: а) войдя после звонка в класс, учитель может сделать небольшую паузу, означаю-щую, что учащимся нужно успокоиться; б) можно сделать тактичное замечание отдельным учащимся; в) обратить внимание учащихся на правильную посадку; г) предложить учащимся подготовить необходи-мые учебные пособия; д) четко указать, чем предстоит заниматься детям на уроке.

Как следует из принципов сознательности, систематичности и проч-ности овладения изучаемым материалом, в обучении нельзя двигать-ся вперед, пока учащиеся не усвоили пройденный материал. По крайней мере, три положения определяют важность и необходимость этого требования.

Первое. Когда учащийся предполагает, что на предстоящих занятиях он подвергнется проверке знаний, это побуждает его лучше подго-товиться к уроку.

Второе. Проверка знаний на уроке связана с активным воспроизве-дением изучаемого материала. Активное же воспроизведение способ-ствует более прочному овладению знаниями, умениями и навыками.

Третье. Воспроизведение изученного материла при проверке знаний на уроке связано с его речевым выражением и выполнением практи-ческих упражнений, следовательно, оно способствует развитию ре-чи, мышления, памяти, совершенствованию умений и навыков.

По крайней мере, три положения определяют важность и необходи-мость этого требования.

Первое. Когда учащийся предполагает, что на предстоящих занятиях он подвергнется проверке знаний, это побуждает его лучше подго-товиться к уроку.

Второе. Проверка знаний на уроке связана с активным воспроизве-дением изучаемого материала. Активное же воспроизведение способ-ствует более прочному овладению знаниями, умениями и навыками.

Третье. Воспроизведение изученного материла при проверке знаний на уроке связано с его речевым выражением и выполнением практи-ческих упражнений, следовательно, оно способствует развитию ре-чи, мышления, памяти, совершенствованию умений и навыков.


40.методика орг-и учебно-поз-й деят-и учащихся…….

Этот этап урока, как правило, начинается с установления связи нового материала с ранее изученным. Связав новую тему с ранее изученным материалом, необходимо: четко сформировать цель урока; указать на те конкретные вопросы, которые должны быть усвоены; определить порядок предстоящей учебной работы. Далее следует не-посредственная работа по овладению теоретической стороной изу-чаемого материала. Эта работа должна включать в себя: а) органи-зацию первичного восприятия и осмысления изучаемого материала; б) по- следующее его более глубокое осмысление. Иначе говоря, овладение новым материалом, как правило, должно предусматривать двукратную работу по его восприятию, осмыслению и усвоению (за-поминанию). Исходя из этого, организация учебно-познавательной деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и усвоению тео-ретического материала по новой теме может включать в себя следующие методические варианты.

Первый вариант. Учитель сам дважды излагает материал с помощью рассказа, объяснения или беседы, организуя первичное и последую-щее восприятие, осмысление и усвоение его учащимися.

Второй вариант. Вначале учитель сам излагает новую тему, а затем организует самостоятельную работу учащихся по учебнику в порядке последующего более обстоятельного осмысления и усвоения материа-ла.

Третий вариант. Учитель определяет тему и цель урока, ставит во-просы, которые необходимо усвоить учащимся, а затем организует их самостоятельную работу по учебнику. После этого проводится беседа по более глубокому осмыслению и усвоению материала.

Четвертый вариант. На занятиях по химии, физике и другим предме-там учащиеся могут овладеть новым материалом путем выполнения лабораторной (практической) работы под руководством учителя и с помощью учебника.

Пятый вариант. Используя опыт В.Ф.Шаталова и других учителей, можно применять их методику изложения материала "укрупненными блоками", т.е. объяснять на одном уроке три-четыре родственные темы с последующей организацией работы по их закреплению (про-верке усвоения знаний и проведению тренировочных упражнений по формированию практических умений и навыков).

Весьма существенное значение на этом этапе урока имеет стимули-рование учебно-познавательной активности учащихся.


41.развитие и вос-е уч-ся на уроках……………………………….

Само название уроков указывает на их целевую и содержательную направленность, т.е. они посвящаются главным образом изложению нового материала. Для структуры этих уроков характерны следующие этапы: 1)организация учащихся к занятиям; 2)краткий фронтальный опрос учащихся по пройденной теме с целью установления связи но-вого материала с ранее изученным; 3)четкое определение темы уро-ка, его целей и узловых вопросов, которые надлежит осмыслить учащимся; 4)изложение новой темы учителем с применением приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; 5) краткий опрос учащихся по изложенному материалу с целью более глубокого уяснения ими основных вопросов новой темы; 6)задавание урока на дом.

Коллективный характер урочных занятий, порождая состязательность учащихся, стимулирует их познавательную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированнос­ти, прилежания, товарищества и других нравственных качеств.

Однако, хотя урочные занятия проводятся коллективно, учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и устано­вок учения. Встает вопрос об учете этих особенностей и организа­ции индивидуальной работы с учащимися в процессе урочных заня­тий.

Первое: индивидуальный подход к учащимся осуществляется более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятель­ная учебная работа.

Второе: важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к более слабым и сильным по успеваемости учащимся

Третье: индивидуальная работа с учащимися на уроке осу­ществляется в процессе проверки и оценки знаний

Четвертое: очень важной, хотя и весьма сложной, является проблема индивидуализации воспитательной работы с учащимися в процессе урочных занятий.
42.особености провед-я урока………………………………….

Само название уроков указывает на их целевую и содержательную направленность, т.е. они посвящаются главным образом изложению нового материала. Для структуры этих уроков характерны следующие этапы: 1)организация учащихся к занятиям; 2)краткий фронтальный опрос учащихся по пройденной теме с целью установления связи но-вого материала с ранее изученным; 3)четкое определение темы уро-ка, его целей и узловых вопросов, которые надлежит осмыслить учащимся; 4)изложение новой темы учителем с применением при

емов активизации учебно-познавательной деятельности

учащихся; 5) краткий опрос учащихся по изложенному материалу с целью более глубокого уяснения ими основных вопросов новой темы; 6)задавание урока на дом.

Главным здесь является содержательное и глубокое разъяснение но-вого материала учителем и умелое поддержание внимания и мысли-тельной активности учащихся.Сущность уроков повторения и систе-матизации состоит в активном воспроизведении изученного материа-ла по отдельным разделам учебной программы и в организации уп-ражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их ло-гики, что способствует более прочному овладению ими и совершен-ствованию практических умений и навыков.

В структуре уроков выделяются воспроизведение узловых вопросов изученного материала методом устного опроса учащихся и проведе-ние разнообразных тренировочных упражнений по упрочению и совер-шенствованию умений и навыков применения знаний на практике.

Уроки проверки и оценки проводятся обычно после изучения крупных тем или разделов программы с целью определения качества овладе-ния изучаемым материалом. К таким урокам учащихся необходимо специально готовить: проводить занятия по повторению и закрепле-нию изучаемого материала, а также небольшие проверочные работы, предупредительные диктанты и т.д. О проведении уроков по провер-ке и оценке знаний нужно предупреждать учащихся за пять-шесть дней, чтобы они психологически настроились и подготовились к проверке. После проведения и проверки контрольных работ учитель анализирует их результаты, выявляет типичные недостатки в знани-ях и умениях учащихся, после чего иногда проводятся специальные занятия по преодолению этих недостатков.

К числу инновационных относятся так называемые интегрированные уроки, которые проводятся одновременно по двум-трем учебным предметам: по языку и литературе, по физике, химии и математике и др. Получают распространение уроки-состязания, уроки-конкурсы, на которых учащиеся соревнуются в умении решать задачи по мате-матике. Проводятся уроки-викторины по определению победителей в знании истории, географии и других предметов. Иногда на уроках применяются игровые методики. Иногда на уроках практикуются ми-ни-дискуссии по вопросам, которые ставятся учителем или самими учащимися.


43.экскурсия как одна из форм обуч-я……………………………….

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают, осмысливают и усваивают знания путем выхода (выезда) к месту расположения изучаемых объектов (природа, предприятия, исторические памятники и т.д.) и непо-средственного ознакомления с ними. Экскурсии выполняют следующие дидактические функции: с их помощью реализуется принцип нагляд-ности обучения; они позволяют повышать научность обучения, укре-плять его связь с жизнью, с практикой; экскурсии способствуют решению задач политехнического образования; они играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся. Выделяются следую-щие виды учебных экскурсий: естественнонаучные, историко-литературные, производственные, краеведческие и комплексные. По-следние проводятся одновременно по нескольким предметам. С точки зрения дидактических целей выделяют два вида экскурсий. На одних из них проводится ознакомление с новым материалом, другие посвя-щаются закреплению того материала, который предварительно изучен в классе на уроке. Методика организации и проведения учебных экскурсий включает в себя следующие этапы: определение темы и цели экскурсии; выбор объекта экскурсии; подготовку учащихся к экскурсии; непосредственное проведение экскурсии; подведение итогов экскурсии и обсуждение усвоенного материала.

Под программированным обучением понимается такая организация учебной работы, при которой изучаемый материал расчленяется на отдельные дозы (шаги), усвоение его происходит по дозам путем индивидуальной самостоятельной работы учащегося, причем одновре-менно с усвоением осуществляется самоконтроль".


44.внеклассные формы обуч-я…………………………………….

Если уроки и другие обязательные учебные занятия проводятся обычно с постоянным и полным составом учащихся класса, то для организации внеклассной учебной работы такого полного состава класса не требуется. Внеклассная, или, как иногда говорят, вне-урочная, работа может проводиться с отдельными группами учащихся (5-10, 15-20 человек), которые желают в ней участвовать. Значит, она организуется на добровольных началах. Необходимость вне-классной работы обусловливается тем, что учащиеся имеют разнооб-разные интересы, склонности и способности, для развития которых требуется специальная учебная работа во внеурочное время (разви-тие математических и художественно-творческих способностей; тех-ническое конструирование; увлечение различными видами труда и т.д.).

К важнейшим формам внеклассной учебной работы относятся: органи-зация предметных кружков, ученических научных обществ, проведе-ние предметных вечеров, конкурсов, олимпиад, выставок работ уча-щихся и т.д.

Компьютерное обучение основано на организации с помощью компью-тера индивидуальной самостоятельной учебной работы учащегося по овладению изучаемым материалом. Компьютерное обучение основано на технологии широко известного программированного обучения. По-этому его специфику можно представить на примере изучения самого понятия программированное (компьютерное) обучение. В этом случае программированное обучение представляет собой отдельную дозу (шаг) изучаемого материала. Компьютерное обучение может исполь-зоваться для решения следующих дидактических задач: а) осмысле-ния иусвоения нового материала; б) формирования умений и навыков применения знаний на практике; в) проверки и оценки усвоения изучаемого материала учащимися; г) выполнения репетиторских функций.


45.значимость дом-й работы школьников…………………….

Под домашней учебной работой следует понимать самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий учителя по повторению и бо-лее глубокому усвоению изученного на уроке материала и его при-менению на практике, развитию творческих способностей и дарова-ний, а также по совершенствованию умений и навыков самостоятель-но пополнять, расширять и упрочивать знания.

Необходимость домашней учебной работы обусловливается следующими факторами: а) на уроке имеет место I концентрированное усвоение изучаемого материала, после чего знания быстро забываются. Чтобы предотвратить это забывание, нужна домашняя учебная работа; б) овладение научными понятиями требует их неоднократного осмысле-ния и усвоения; в) обстоятельность и прочность усвоения изучае-мого материала достигается только при рассредоточенном его запо-минании; г) домашняя учебная работа имеет важное значение для развития творческих задатков и способностей учащихся.

Важнейшими из правил являются следующие:

1)выполнение домашних заданий является важным

средством рассредоточенного усвоения изучаемого материала и тре-бует от учащихся определенных волевых усилий;2)домашние задания необходимо выполнять в день их получения, пока еще не улетучилось из памяти то, что было осмыслено и усвоено на занятиях в школе;3)-приступая к домашней учебной работе, необходимо поста-вить перед собой четкую цель: хорошо разобраться в содержании учебного материала и добиться его обстоятельного усвоения.4)если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение упражнений по применению знаний на практике, то сначала нужно основательно изучить теоретический материал, а за-тем приступать к тренировочным упражнениям по выработке практи-ческих умений и навыков.5)если материал, изложенный в учебнике, является достаточно объемистым, то изучать его нужно по частям, с обязательным использованием приемов активного воспроизведения с целью более прочного усвоения и осуществления самоконтро-ля;6)приступая к выполнению письменных и практических заданий, следует внимательно просмотреть и осмыслить те упражнения, кото-рые проделывались по изучаемой теме на уроке в школе; это облег-чит и сделает более сознательной домашнюю тренировочную работу по применению знаний на практике и формированию соответствующих умений и навыков;7)между подготовкой домашних заданий по отдельным учебным предметам необходимо делать 10—12-минутные перерывы для отдыха и завершения тех процессов в мозге, которые связаны с "затвердеванием", упрочением знаний;8)важно осуществлять само-контроль за качеством усвоения изучаемого материала, используя приемы активного воспроизведения; домашняя учебная работа без самоконтроля не может быть эффективной;9)домашняя работа должна осу-ществляться в одно и тоже время рабочего дня и на одном и том же месте, что помогает быстро настраиваться на выполнение учебных заданий;10)для предотвращения торопливости необходимо выдер

живать указанное время, отводимое в каждом классе для

подготовки домашних заданий;11)после выполнения домашних зада-ний, полученных на сегодняшних занятиях в школе, необходимо об-ратиться к

повторению (воспроизведению) того материала, которым

нужно владеть к урокам предстоящего учебного дня, что

также будет способствовать его рассредоточенному и более

прочному усвоению;12)весьма полезным оказывается беглый просмотр изучаемого материала по учебникам за 15-20 минут до сна, что связано с так называемой гипнопедией, т.е. протеканием во сне внутримолекулярных процессов в нервных клетках (нейронах) голов-ного мозга, способствующих упрочению знаний.


46.сущност и структура лич-х качеств……………………….

Если отношение повторяется и упрочивается, оно превращается в личностное качество. В этом смысле под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых из-меняющихся условиях. воспитание и развитие личности происходит только путем включения ее в разнообразные виды деятельности и формирования социальных и духовных отношений.Виды:1социальные отношения, определяющие общественную направленность и гражданскую позицию личности: гражданственность, мировоззрение и т.д.2отношения нравственные: патриотизм, культура межнациональ-ных отношений, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, коллективизм, честность, принципиальность и т.д. 3 группа отно-шений связана с эстетической культурой. 4 группу отношений со-ставляют различные стороны санитарно-гигиенической и физической культуры личности. Методика формирования у учащихся различных социальных и духовных отношений органически связана с включени-ем их в разнообразные виды деятельности (познавательную, пат-риотическую, трудовую, нравственно-практическую и т.д.). В то же время, содержание и методика организации этой деятельности должны возбуждать у учащихся положительные эмоциональные пере-живания, способствовать формированию поднимания своих обязанно-стей, гражданского долга, патриотизма, дисциплины, эстетических и других личностных отношений и качеств. Также, чтобы формиро-вать у учащихся личностные качества, необходимо знать их соци-ально-психологическую структуру. Составными элементами этой структуры выступают соответствующие потребности личности, зна-ния, чувства и убеждения, поступки и способность к волевым про-явлениям.

Следовательно, в содержательном и методическом отношении про-цесс воспитания личностных качеств должен включать в себя:

* формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

* включение их в активную познавательную деятельность по осмысле-нию сущности формируемого качества и способов его проявления, а также выработку соответствующих чувств, взглядов и убеждений;

* практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемым качеством;

* развитие и укрепление способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих в любых условиях соблюдать необходимые нормы и пра-вила поведения.

Развитие личностных качеств носит интегративный характер. Это значит, что процесс выработки всякого личностного качества на-чинается с формирования его простейших элементов и черт поведе-ния, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и, сочета-ясь (ингтегрируясь) между собой, выступают как устойчивый сплав потребностей, сознания, чувств и поведения, приобретая таким образом привычный характер.

Следует также иметь в виду явление генерализации (распростране-ния, влияния) при формировании отношений и личностных качеств. Суть данного явления состоит в том, что закрепление и упрочение одного положительного свойства и качества оказывает позитивное влияние на другие стороны развития и формирования личности.

Какие выводы следуют из этого: 1 В процессе воспитания необхо-димо добиваться, чтобы у каждого учащегося обязательно формиро-вались те или иные положительные свойства и качества, которые служили бы опорой для личностного развития в целом. Если, как говорится, у учащегося "все плохо", если он постоянно подверга-ется морализированию и упрекам, он теряет всякую надежду стать лучшим. 2 При воспитании у учащихся отношений и личностных ка-честв необходимо учитывать, что человек, как отмечал А.С.Макаренко, не воспитывается по частям и что все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей свя-зи между собой


47.понятие о методах исредсвах вос-я…………………………….

под методами воспитания следует понимать специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них таких компонентов личностных качеств, как потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, взгляды и убеждения, на-выки и привычки поведения, а также для их коррекции и совершен-ствования К числу общих методов воспитания обычно относят: убеж-дение;положительный пример;упражнение (приучение); одобрение; осуждение; требование;переключение на другие виды деятельности; контроль за поведением.

Одни из них в известной мере играют определяющую роль в развитии и формировании личности: методы убеждения, положительного приме-ра и упражнения (приучения), и в этом смысле их иногда называют основными. Другие же методы используются для стимулирования, регуляции и коррекции поведения учащихся и выполняют вспомогатель-ную, или регулятивно-коррекционную, роль: методы одобрения и осуждения, метод переключения учащихся на другие виды деятельно-сти, метод требования и метод контроля. Метод убеждения. Это та-кой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глу-боком разъяснении сущности социальных и духовных отношений и правил поведения, в развитии сознания и чувств, взглядов и убеж-дений формируемой личности и в побуждении ее к активной работе по совершенствованию своих свойств и качеств. Психологической основой этого метода является принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирает-ся совершить. К важнейшим средствам метода убеждения относятся: различные формы и содержание учебной работы, разъяснительные ин-дивидуальные и коллективные беседы, школьные вечера, конферен-ции, встречи с деятелями науки, техники и искусства и т.д. Метод положительного примера. Сущность положительного примера как ме-тода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведе-ния и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодо-лению имеющихся недостатков. Психологической основой влияния этого метода на воспитание детей является их подражательность. Метод упражнений (приучения). под методом упражнений (приучения) понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования у них необходимых навыков и привычек поведе-ния. К этому определению, однако, следует добавить, что в про-цессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения по-вторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которые оп-ределяют поведение и развитие личности.

Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении, порицании и отрицательной оценке неблаговидных дей-ствий и поступков личности, противоречащих нормам и правилам по-ведения.

Психологической основой этих методов являются те внутренние про-тиворечия и переживания, которые возникают у учащихся при их применении. Требование как метод воспитания выражается в непосредственном побуждении учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения или прекращение нарушения порядка и дисциплины. Метод переключения выражается в переводе внимания, интереса и устремлений учащихся на положи-тельные виды деятельности, если у них обнаруживаются нездоровые увлечения, и таким образом создаются положительные психические переживания и установки. Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в повседневном наблюдении за дея-тельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблю-дению установленных норм и правил поведения, а также к выполне-нию предъявляемых требований.

В отличие от методов средства воспитания представляют конкретные формы и виды воспитательной работы (учебные занятия, различные беседы, экскурсии, вечера, конкурсы, читательские конференции, а также наглядные пособия и т.д.), которые используются в процессе применения того или иного метода.

48.специфика воспитания……………………………

А.С.Макаренко. Указывая на то, что при самой высокой обучен-ности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения, он считал, что развитие этих отношений и является главной задачей воспитания. В статье "О взрыве" (1938) он писал, что в педаго-гической работе "мы имеем дело всегда с отношением... Именно отношение составляет истинный объект нашей воспитательной рабо-ты".

Приведенные положения показывают, что воспитание в его узком смысле не только существенно отличается от процесса обучения, но и имеет свой специфический предмет, относящийся к формирова-нию личности и, естественно, свою особую методику. Чтобы овла-деть особенностями данной методики и формировать у учащихся разнообразные личностные отношения и качества, учителю необходимо хорошо знать теоретические основы этой исключительно сложной работы и владеть соответствующими умениями и навыками. Этим и обусловливается необходимость научной разработки указан-ных вопросов.Воспитание неразрывно связано и осуществляется в органическом единстве с обучением. Данное положение имеет боль-шое значение для осмысления логики формирования отношений. Со-держание отношений, которые необходимо формировать у учащихся, условно можно разделить на четыре группы.1социальные отношения, определяющие общественную направленность и гражданскую позицию личности: гражданственность, мировоззрение и т.д.2отношения нравственные: патриотизм, культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, коллективизм, честность, принципиальность и т.д. 3 группа отношений связана с эстетической культурой. 4 группу отношений составляют различ-ные стороны санитарно-гигиенической и физической культуры лич-ности. Таким образом, формирование отношений в школе охватыва-ет воспитание гражданственности, научного мировоззрения и со-циализацию учащихся, а также нравственное воспитание, эстетиче-ское воспитание и воспитание физическое. Сущность отношений как предмета воспитания: Отношения можно трактовать как интеллектуально-эмоциональное переживание и выражение человеком тех связей, которые устанавливаются между ним и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и ко-торые, затрагивая Сферу его потребностей, знаний, убеждений, поступ ков и волевых проявлений, так или иначе оказывают влияние на его поведение и личностное развитие.


49.убеж-е и полож-й пример…………………………………………

Метод убеждения. Это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений и правил поведения, в развитии сознания и чувств, взглядов и убеждений формируемой личности и в побужде-нии ее к активной работе по совершенствованию своих свойств и качеств. Психологической основой этого метода является принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и по-ступков, которые он собирается совершить. К важнейшим средствам метода убеждения относятся: различные формы и содержание учеб-ной работы, разъяснительные индивидуальные и коллективные бе-седы, школьные вечера, конференции, встречи с деятелями науки, техники и искусства и т.д. Метод положительного примера. Сущ-ность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию сво-их личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недос-татков. Психологической основой влияния этого метода на воспитание детей является их подражательность. Психологический ме-ханизм воздействия подражания заключается в том, что, восприни-мая более совершенные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутреннее противоречие между достигнутым и необхо-димым уровнями развития, и на этой основе у них появляется по-требность в улучшении своих личностных черт и качеств.


50.метод упражнений…………………………….

Метод упражнений (приучения). Как уже отмечалось, в структуре личностных качеств важное значение имеют навыки и привычки по-ведения и деятельности. Их формирование осуществляется с помо-щью метода упражнений (приучения). В чем состоит его сущность? Известный исследователь нравственного воспитания Н.И.Болдырев писал, что под методом упражнений (приучения) понимается много-кратное повторение действий и поступков учащихся в целях обра-зования у них необходимых навыков и привычек поведения. К этому определению, однако, следует добавить, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мо-тивы, т.е. те внутренние стимулы, которые определяют поведение и развитие личности. Упражнения применяются для решения самых раз-нообразных задач нравственного, эстетического, физического и тру-дового воспитания: патриотизма, дисциплинированности, культуры поведения на занятиях и переменах, I общения, санитарно-гигиенических умений и навыков и \ т.д. Многие недочеты в работе и поведении учащихся, ко-; торые наблюдаются в школах, зачастую являются следствием неумелого использования метода упражнений (приучения) в процессе воспитания.

Организация упражнений по формированию у учащихся личностных ка-честв включает в себя следующие приемы:

* постановку воспитательной задачи по выработке со ответствующих навыков и привычек поведения;

* разъяснение способов деятельности и вооружение их знаниями о вы-рабатываемом качестве;

* практический показ этих способов (действий);

* побуждение учащихся к первоначальному воспроизведению показанных способов (действий);

* последующую тренировочную деятельность по закреплению и совер-шенствованию формируемых навыков пове

дения (действий);

* предъявление требований к учащимся по соблюдению правил поведе-ния;

* напоминание и контроль за поведением.


51.одобрение и осуждение……………………………………

Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении, порицании и отрицательной оценке неблаговидных дей-ствий и поступков личности, противоречащих нормам и правилам по-ведения.

Психологической основой этих методов являются те внутренние про-тиворечия и переживания, которые возникают у учащихся при их применении. Использование каждого из этих методов воспитания требует от учителя такта, уважительного отношения к учащимся и определенного педагогического искусства. Средствами метода одоб-рения являются следующие виды или меры поощрения: личная похвала учителя, устная благодарность, благодарность в приказе по школе, награждение ценными подарками, похвальными грамотами, медалями при окончании школы. Средствами (мерами) осуждения выступают: замечание педагога, устный выговор, предложение учащемуся встать у парты (стола), выговор в приказе по школе, вызов для внушения на педсовет, перевод в другой параллельный класс или школу по согласованию с местными органами образования, направление в шко-лу для трудновоспитуемых.

Одобрение и осуждение только тогда достигают цели, когда при их использовании учитываются особенности характера учащегося, обще-ственное мнение класса и осуществляется тактичный анализ поступ-ков и деятельности школьников. Нельзя также слишком часто прибе-гать к применению этих методов воспитания, иначе они станут при-вычными и перестанут оказывать влияние на учащихся.


52.метод требования…………………………………

Требование как метод воспитания выражается в непосредственном побуждении учащихся к тем или иным поступкам или действиям, на-правленным на улучшение поведения или прекращение нарушения по-рядка и дисциплины. Средствами применения этого метода являются просьба, тактичное замечание, распоряжение, различные указания, если они используются в духе благожелательности, уважительности, гуманности.

Метод переключения выражается в переводе внимания, интереса и устремлений учащихся на положительные виды деятельности, если у них обнаруживаются нездоровые увлечения, и таким образом созда-ются положительные психические переживания и установки. Под кон-тролем понимается такой метод воспитания, который выражается в повседневном наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных норм и правил по-ведения, а также к выполнению предъявляемых требований. Средст-вами осуществления контроля являются наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы по вопросам нарушения порядка и дисциплины, отчеты учащихся на классных собраниях о своем поведении и др.


53.коллективное воспитание…………………………………

Одна из его важнейших закономерностей воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в системе коллективного воспитания. Считается общепри-знанным, что определяющий вклад в исследование теоретических и методических основ коллективного воспитания внесли наши отечест-венные педагоги — А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская. Три положения имеют важное значение в этом отношении.

Первое. В хорошо организованном коллективе с налаженной системой товарищеских взаимоотношений и здоровой психологической атмосфе-рой обеспечивается свобо-. да и защищенность каждого его члена, необходимая культура общения и забота друг о друге.

Второе. Коллектив, объединяя учащихся с разными способностями, но устремленных к активной совместной деятельности и творчеству, создает в школе (классе) богатую духовную и эмоциональную обста-новку и тем самым способствует всестороннему развитию личности, утверждению ее достоинства.

Третье. Наличие в коллективе должного самоуправления, совместное обсуждение и организация разнообразной деятельности учащихся де-лает его действенным педагогическим средством воспитания и недо-пущения появления отдельных группировок с негативной направлен-ностью, что так важно для установления равенства и психологиче-ского комфорта. Под воспитательным коллективом следует понимать такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого моти-вируется здоровыми социальными устремлениями и в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависи-мостью, стремлением к совместной деятельности и общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает все-стороннее развитие, свободу, достоинство и защищенность каждой личности.

Хорошо организованный коллектив нельзя создать сразу, в короткое время. В развитии коллектива обычно выделяют три стадии.

1 стадия характеризуется тем, что в качестве средства начального сплочения и организации коллектива выступают умело предъявляемые к учащимся педагогические требования, которые создают атмосферу порядка, дисциплины, успешной учебной работы и внеклассной дея-тельности.

2 стадия характеризуется дальнейшим развитием требований, в про-цессе выполнения которых формируется более активная и организо-ванная часть учащихся, стимулирующая совместную деятельность и тем самым содействующая сплочению коллектива, укреплению в нем здоровых взаимоотношений, достижению успехов в учебной и вне-классной работе. Для 3 стадии характерен достаточно высокий уро-вень организованности, дисциплины, совместной духовной жизни и деятельности учащихся, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле и сам предъявляет требования к своим членам, выполняя та-ким образом важные воспитательные функции.


54.важнейшие сред-а и методы воспитания уч-о кол-лектива……………………………….

Воспитательный коллектив создается и развивается в процессе включения учащихся в разнообразные виды деятельности. В этом смысле средствами воспитания коллектива выступают: различные формы учебной работы в школе, внеклассная работа, трудовая, ху-дожественно-эстетическая, культурно-массовая и спортивно-оздоровительная деятельность.

В процессе организации указанных видов деятельности для воспита-ния и развития ученического коллектива используется специфиче-ская система педагогических методов, которая включает в себя:

* умелое предъявление требований к учащимся;

* организацию ученического самоуправления и оказание ему помощи в работе;

* постановку увлекательных перспектив в учебной,

трудовой, культурно-массовой, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности учащихся;

* формирование общественного мнения и здорового

психологического микроклимата в коллективе

* накопление и развитие положительных традиций коллективной жизни

Большое влияние на деятельность и здоровое сплочение учащихся оказывает наличие в коллективе инициативного, работоспособного и авторитетного самоуправления. В состав органов самоуправления обычно входят наиболее активные члены коллектива и составляют, по определению А.С.Макаренко, его "сплачивающее ядро". Чтобы ак-тив целенаправленно содействовал развитию и укреплению учениче-ского коллектива, с ним надо проводить специальную воспитательную работу. Содержание этой работы включает в себя: а) инст-руктирование членов самоуправления и разъяснение их обязанностей; б) оказание помощи в разработке намеченных видов вне-классной работы (собраний, бесед, экскурсий и т.д.), а также в их подготовке и проведении; в) организацию обмена опытом прово-димой работы; г) поддержание с активистами близких, доброжела-тельных отношений с тем, чтобы они действительно выступали в ка-честве деятельного сплачивающего центра коллектива.


55.нравственное воспитание………………………………….

Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный про-цесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личност-ных качеств.

Осмысливая сущность нравственного вос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: