Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Принципы выявления одарённых детей: 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
|
|
3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;
5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Методы диагностики одарённости:
ü Тестовые методы (количество баллов по шкале Станфорд-Бине, превышающее некоторое пороговое значение; тесты: креативности Торренса - диагностика творческого мышления, Гилфорда)
ü Неформализованные методы (лонгитюдное наблюдение - систематическое наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет, длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Например, биографический опросник)
Тест "Шкала прогрессивных матриц" Дж. Равена. Тест Равена широко используется в психологической практике для исследования уровня развития общего интеллекта и невербальных способностей, свободных от влияния культуры, в виде показателя IQ. Тест включает 60 заданий, которые состоят из матриц прямоугольной формы, содержащих в себе разные фигуры, а также совокупности фигур, сгруппированные таким образом, что они составляют логическое целое, элементы которого расставлены в соответствии с определенной закономерностью и определенными правилами. В каждой матрице недостает одной части, которую испытуемый должен восстановить. Тест начинается с более легких заданий, которые постепенно усложняются, тем самым реализуется принцип "прогрессивности". Существуют показатели нормы для детей разного возраста
|
|
Краткий тест творческого мышления П. Торранса. Тест предназначен для выявления творческих способностей детей в возрасте от 6 до 18 лет. Креативность (творческие способности) определяется как чувствительность к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии. Креативность - это естественный процесс, который порождает потребность снять неопределенность или незавершенность, что дает возможность обнаружить свои способности к творчеству. Короткий рисуночный вариант состоит из 10 незавершенных рисунков, которые испытуемому предлагается завершить. Главными показателями выступают вычисляемые коэффициенты оригинальности и гибкости мышления. Существуют показатели нормы для разных возрастов.