Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912 гг.)

 

Биографическая справка: Дмитрий Алексеевич Милютин

(1816-1912 гг.)

Самый выдающийся военный министр и последний генерал-фельдмар­шал России. Происходил из небогатой дворянской семьи. С серебряной медалью закончил Императорскую Военную академию. Рано проявил склонность к воен­но-теоретическому анализу, с конца 1830-х до 1850-х гг. им были опубликованы «Наставление к занятию, обороне и атаке лесов, строений и деревень и других местных предметов», «Первые опыты военной статистики», «Описание военных операций в 1839 г. в Северном Дагестане», пятитомная «История войны России с Францией в царствование императора Павла I в 1799 г.», где всесторонне раскры­та деятельность А.В.Суворова как полководца, психолога и воспитателя солдат.

В 1856 г. Д.А. Милютин был назначен на должность начальника главного шта­ба Кавказской армии. В значительной мере ему русская армия обязана успеш­ным завершением Кавказской войны. С 1861 г. занял пост военного министра, на котором трудился двадцать лет. Главной целью своей деятельности он считал преодоление военной отсталости России, отчетливо выявившейся в ходе неудач­ной Крымской войны. Для этого начал проводить в жизнь реформы, поддержи­ваемые Александром П. Добился сокращения срока военной службы, отмены те­лесных наказаний в армии, принял меры по улучшению быта солдат и обучению их грамоте. Главными военными реформами стали: замена рекрутских наборов всесословной воинской повинностью 1874 г.; создание военных округов и си­стемы управления войсками в военное время; перевооружение армии нарезным стрелковым и артиллерийским оружием; разработка и введение новых воинских уставов; замена кадетских корпусов военными гимназиями и учреждение юнкер­ских училищ; военно-судебные реформы; учреждение офицерских собраний и других форм общественности в армии. У реформ было немало противников, и Д.А. Милютину приходилось буквально сражаться на заседаниях Государствен­ного совета при их обсуждении.

Многие признавали, что при Д.А.Милютине военное устройство Российского государства в короткие сроки преобразилось и что Россия в своих военных рефор­мах пошла дальше, чем все ведущие мировые державы. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. подтвердила своевременность и целесообразность реформ. Являясь членом Государственного совета, активно влиял на все сферы внутренней и вне­шней политики, действовал в духе прогрессивных преобразований и либеральных убеждений. Убийство Александра II и вступление на престол его сына Александра III повлекли за собой свертывание реформ. В мае 1881 г. Дмитрий Алексеевич вынужден был уйти в отставку. За свою военную деятельность Д.А. Милютин за­служил все российские ордена до Андрея Первозванного включительно, удостоен многих зарубежных наград; состоял почетным президентом Академии генштаба и Военно-юридической академии, почетным членом Академии наук. Артиллерий­ской, Инженерной и Медико-хирургической академий, различных обществ.

 

К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Выберите правильный(-ые) ответ(-ы) по К1:

1.1. Годы жизни Д.А. Милютина — вторая половина XIX в.

1.2. Д.А. Милютин жил в XIX в.—начале XX в.

1.3. Д.А. Милютин занимал с 1861 г. пост военного министра, на котором трудил­ся двадцать лет.

1.4. Д.А. Милютин, родившись в начале XIX в., прожил почти 100 лет.

К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе биографических данных Д.А. Милютина сформулируйте на­правления его деятельности в тех случаях, где приведены мероприятия, и охарактеризуйте направления деятельности примерами, фактами, собы­тиями там, где они отсутствуют.

—____________________________.' изданы пятитомная «История войны Рос­
сии с Францией в царствование императора Павла I в 1799 г.», труд «Первые опыты
военной статистики», «Описание военных операций в 1839 г. в Северном Дагестане»,
ряд статей для энциклопедических изданий;

— деятельность в качестве начальника штаба Кавказской армии: _______

военная реформа 1874 г.:

КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. Охарактеризуйте результаты деятельности Д.А. Милютина.
Результаты деятельности:
успешное завершение Кавказской войны______________________

 

проведение военной реформы 1874 г.

военно-аналитическая деятельность

Задание 4. Напишите сочинение о Д.А. Милютине по критериям задания Сб.

Д.А. Милютин

 

Биографическая справка: Александр III (1845-1894 гг.)

Александр III Александрович (Миротворец), российский император (1881—1894 гг.). Стал императором в результате убийства его отца Александра II народовольцами 1 марта 1881 г.

Во внутренней политике Александр III опирался на «триумвират» помощни­ков (публицист М.Н. Катков, обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, ми­нистр внутренних дел Д.А. Толстой). Первым делом подавил оппозицию, была разгромлена «Народная воля». Провел ряд реформ (в продолжение деятельности отца) для крестьян: понижение выкупных платежей, перевод крестьян на обяза­тельный выкуп, создание Крестьянского поземельного банка, отмена подушной подати. В экономике был взят курс на модернизацию промышленности, который проводили Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, СЮ. Витте. Были введены новые повышенные таможенные тарифы, проводилась политика протекционизма, уси­лилась роль государства в регулировании хозяйственной деятельности частного предпринимательства через государственные заказы, велось грандиозное желез­нодорожное строительство, поощрялся ввоз иностранного капитала. Впервые было создано фабричное законодательство: запрещен детский и подростковый труд в ночное время, сокращена продолжительность рабочего дня до 11—10,5 ча­сов, сокращены штрафы и т.д. Вместе с тем (контрреформы) был принят ряд мер, которые ограничивали права выборных земских учреждений за счет увеличения имущественного ценза, а также в городских думах и управах; введен институт «земских участковых начальников» для надзора за крестьянским самоуправле­нием. В сфере образования были введены ограничения на доступ к среднему и высшему образованию детей кучеров, лакеев, прачек, поваров, мелких лавоч­ников (циркуляр о "кухаркиных детях"), ограничена автономия университетов, ужесточена цензура, увеличено число церковно-приходских школ, закрыто боль­шинство высших женских курсов. В сфере государственного управления Алек­сандр III отказался от реформ («Манифест о незыблемости самодержавия»), от идеи созыва Земского собора (отставка Н.П. Игнатьева), от проекта созыва выборных от земств и городов (отставка М.Т. Лорис-Меликова). В 1881 г. было принято Положение о мерах по охранению государственной безопасности и об­щественного спокойствия, разрешающее вводить чрезвычайное положение, за­крывать учебные заведения и органы печати. Ограничены положения судебной системы: повышение имущественного и образовательного ценза для присяжных заседателей, ограничение публичности и гласности судебных заседаний, ликви­дация мирового суда.

Свое прозвание "Миротворец" Александр III получил потому, что не вел во­енных действий. Ему удалось бескровно завершить присоединение к России об­ширных пространств Средней Азии, начатое Александром II. Союз с Германи­ей оказался невозможен ввиду очевидной агрессивности прусской военщины, и Александр III был вынужден пойти на соглашение с Французской республикой (1892 г.). В 1887 г. англо-русская комиссия установила точную границу между

 

Россией и Афганистаном. Продолжалось соперничество России с Японией за влияние в Китае и Корее. Таким образом, за 13 лет своего царствования Алек­сандр III сформировал новый политический курс контрреформ, укрепил пози­ции правительства на местах, усилил позиции дворянства в органах местного самоуправления, ужесточил правительственный контроль за печатью и образова­нием. Умер в 1894 г.

К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Выберите правильный(-ые) ответ(-ы) по К1:

1.1. Время жизни - вторая половина XIX в.

1.2. Александр III правил с 1881 по 1894 гг.

1.3. Александр III жил в XIX в.

1.4. Александр III правил после Александра И.

К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе биографических данных Александра III сформулируйте на­правления его деятельности в тех случаях, где приведены мероприятия, и охарактеризуйте направления деятельности примерами, фактами, со­бытиями там, где они отсутствуют.

Внутренняя политика:
защита основ самодержавия: _______________________________________

стабилизация положения в обществе:

—_____________________________: введены новые повышенные таможен­
ные тарифы, проводилась политика протекционизма, усилилась роль государства
в регулировании хозяйственной деятельности частного предпринимательства через
государственные заказы, велось грандиозное железнодорожное строительство, по­
ощрялся ввоз иностранного капитала.

—_____________________________: понижение выкупных платежей, пере-

вод крестьян на обязательный выкуп, создание Крестьянского поземельного банка, отмена подушной подати

попытки решения рабочего вопроса: __________________________________

 

—____________________________: введены ограничения на доступ к сред­
нему и высшему образованию детей кучеров, лакеев, прачек, поваров, мелких ла­
вочников (циркуляр о "кухаркиных детях"), ограничена автономия университетов,
ужесточена цензура, увеличено число церковно-приходских школ, закрыто боль­
шинство высших женских курсов.

Внешняя политика:

— западное направление:, франко-русский союз;

—__________________: борьба с Японией за сферы влияния в Китае и Корее;

восточное направление: завершение присоединения Средней Азии.

КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. Охарактеризуйте результаты деятельности Александра III.

Результаты деятельности:__________________________________________

Задание 4. Напишите сочинение об императоре Александре III по критериям задания Сб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: