Мода и медиана определяются лишь структурой распределения. Поэтому их именуют структурными позиционными средними. Медиану и моду используют как среднюю характеристику в тех совокупностях, где расчет средней степенной невозможен или нецелесообразен. Для этого в качестве средней берется наиболее часто встречающаяся величина, называемая модой (Мо). Например, 100 уголовных дел по определенному виду преступлений распределились за год по срокам расследования таким образом:
Срок расследования, месяцы | Число дел |
всего 100 |
Наибольшее число дел данной категории (наибольший вес — 60) расследуется в течение двух месяцев. Это и будет мода — вариант, которому соответствует наибольшая частота в совокупности или в вариационном ряду.
К моде прибегают для выявления величины признака, имеющей наибольшее распространение (цена на рынке, по которой было совершено наибольшее число продаж данного товара, номер обуви, который пользуется наибольшим спросом у покупателей, и т.д.). Мода чаще всего используется в совокупностях большой численности.
|
|
Медиана (Me) — это средняя вариантов ранжированного (упорядоченного) ряда, расположенного в определенном порядке — по возрастанию или убыванию вариантов. Она делит такой ряд пополам.
Например, выборочное обследование в одном из округов Москвы 12 коммерческих пунктов обмена валюты позволило зафиксировать различные цены за доллар США при его продаже (данные на 17 июля 2000 г. при установленном ЦБ РФ курсе доллара США 27,85руб.)'