DIAGNOSE DER GRUPPENSITUATION
^ведение
Собранные в этой части книги упражнения позволяют ведущему выявлять и прорабатывать проблемы взаимоотношений, которые часто возникают внутри группы. Эти процедуры могут применяться как в естественных группах, так и в группах, созданных с конкретной целью и на определенный срок. Я исхожу из того, что книгу будут читать специалисты, уже обладающие определенным опытом групповой работы, поэтому основной упор в ней делается на описании самих процедур (к каждой из них приводится подробный текст инструкции), а где и как упражнения могут применяться, обсуждается очень кратко.
Основные идеи, лежащие в основе предлагаемых упражнений, заключаются в следующем:
— Если Вы как ведущий группы анализируете групповой процесс не в тиши кабинета, а вместе с группой, то тем самым Вы увеличиваете вероятность того, что группа как целое станет более зрелой, ответственной и творческой. Группы же, в которых участников подавляют или балуют, будут реагировать как дети: саботажем или апатией.
|
|
— Как ведущий группы, Вы должны иметь в виду, что каждая из описанных ниже процедур (которые, помимо всего прочего, должны служить углублению самопознания участников) будет активизировать и сопротивление членов группы. Поэтому попытайтесь занять такую позицию, чтобы по возможности вместе с участниками выявлять те или иные факты и исследовать их взаимосвязи и последствия. Воздерживайтесь от какого-либо оценивания или сравнения конкретной группы с так называемыми хорошими (или даже идеальными) группами.
— Ваша работа по совместному анализу групповой ситуации будет более продуктивной, если в процессе ее проведения Вы будете относиться к участникам более дружелюбно и тепло, чем обычно. Это поможет им справиться с новым, нередко болезненным для них, опытом.
Содержание
Начало работы
Упражнение 1. Кто самый чужой для меня?......................ю
Упражнение 2. Пожелания друга..............................12
Упражнение 3. Цели группы..................................-|з
Сплоченность
Упражнение 4. Степень включенности в группу....................14
Деление группы на подгруппы
Упражнение 5. Скрытые противоречия.........................15
Упражнение 6. "Выяснение отношений"........................16
Доверие
Упражнение 7. Я тебе доверяю...............................17
Упражнение 8. Потерявшийся.................................18
Аналаз развития группы
Упражнение 9. Взлеты и падения..............................19
Упражнение 10. "Хвосты"....................................20
Взаимное влияние
Упражнение 11. Я в группе...................................21
Упражнение 12. Ряд влияния.................................22
Упражнение 13. Выбор руководителя группы.....................24
Упражнение 14. Трон.......................................25
Проекция
Упражнение 15. Кто кого напоминает?..........................26
Симпатии
Упражнение 16. Подарок.....................................28