Административные правоотношения характеризуются большим разнообразием в зависимости от субъектного состава, характера и видов управленческой деятельности, от того, какие функции государственного управления реализуются и т.п.
По своему характеру административные правоотношения делятся на регулятивные и охранительные. Первые возникают из таких жизненных ситуаций, которые не противоречат нормам права. Возникновение вторых связано с действиями, которые противоречат определенным нормам права.
В зависимости от характера обязанностей правоотношения делятся на пассивные и активные. В правоотношениях активного типа содержанием обязанностей является осуществление определенных положительных активных действий (свидетельское показание, выполнение своих обязанностей и др.). Правоотношения пассивного типа предусматривают воздержание от совершения определенных действий (не нарушать общественный порядок и общественную безопасность и др.).
Общепринято выделять такие виды административных правоотношений как вертикальные и горизонтальные. Вертикальные правоотношения характеризуются наличием у одной стороны государственно-властных полномочий относительно второй стороны отношений (например, работник ГАИ наделен государственно-властными полномочиями в отношении лица, которое управляет транспортным средством, при нарушении им правил дорожного движения). Именно вертикальные правоотношения ярче выражают сущность административно-правового регулирования и особенности административного права. Для данного вида отношений характерно: неравенство сторон, подчиненность одной стороны другой, наличие организационной подчиненности и его отсутствие; подконтрольность и поднадзорность, неравенство сторон в юридическом понимании.
|
|
Основной особенностью горизонтальных административных правоотношений является то, что стороны непосредственно не подчиняются одна одной, занимают, как правило, одинаковое правовое положение (например, два министерства координируют свою деятельность относительно решения конкретного вопроса).
В зависимости от методов административно-правового регулирования выделяют субординацийные, координационные и реординацийные административные правоотношения. Субординацийные правоотношения возникают тогда, когда одна из сторон правомочна осуществлять распорядительные или контрольные полномочия в отношении другой стороны (например, в государственной службе). Координационные правоотношения характеризуются тем, что государственно-властные полномочия сторон направляются на совместную деятельность для достижения определенной цели или решения общих задач (например, Министерство внутренних дел Украины и Служба безопасности Украины координируют свою деятельность в борьбе с коррупцией). Особенность реординационных правоотношений состоит в том, что объект управления, наделенный правом обращаться к субъекту управления относительно осуществления ним определенных действий, то есть имеет место обратная связь в государственном управлении (например, для выполнения государственной задачи, объект управления правомочный требовать от субъекта управления ее финансирования).
|
|