Общая характеристика проективных техник. Принцип проекции. Виды рисуночных техник (рисунок «Моя семья», рисунок на свободную тему, красивый рисунок). Диагностические и коррекционные возможности и ограничения в применении. Проективная техника «Мой мир». Проблемы надежности и валидности проективных техник. Преимущества и недостатки проективных техник.
Применение проективных методик для изучения разных аспектов личности (потребностей, установок, мотивов и т. д.). Процедура проведения проективных техник. Требования к организации места проведения диагностики. Оснащение метода. Ведение протокола.
Особенности интерпретации получаемых результатов. Элементы интерпретации: анализ обобщенной структуры рисунка, анализ процесса рисования, интерпретация графических изображений рисунка, анализ постдиагностической беседы. Проблема объективности интерпретации полученных данных. Влияние личности интерпретатора.
Тема №40. Исследование самосознания и самооценки личности.
|
|
Самосознание личности. Структура самосознания (В. В. Столин). Процесс формирования и развития самосознания. Изучение отношений личности с помощью графических фигур (методика О. Р. Бондаренко).
Понятие уровня притязаний (К. Левин, Ф. Хоппе). Оценка уровня притязаний личности с помощью пробы Шварцландера. Условия повышения адекватности уровня притязаний.
Самооценка личности. Функции самооценки. Формирование и развитие самооценки. Виды самооценки: высокая, низкая, средняя; адекватная, неадекватная; конфликтная, противоречивая, бесконфликтная; устойчивая, неустойчивая. Изучение особенностей самооценки личности (методика Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн, методика самооценки личности Будасси).
Тема №41. Наблюдение в системе методов психологического познания.
Сущность и особенности наблюдения. Процедуры получения и описания эмпирических данных. Объективное наблюдение. Самонаблюдение. Виды наблюдения в психологии: стандартизированное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное. Навыки ведения, обработки и интерпретации протоколов. Состав процедуры. Определение задачи и цели. Выбор объекта, предмета и ситуации. Выбор способа наблюдения и регистрации наблюдаемого объекта. Фиксация получаемой информации. Выбор адекватных методик наблюдения соответственно целям исследования.
Обработка и интерпретация полученной информации. Методы обработки результатов наблюдения. Проблема статистической обработки исходного материала. Преимущества и недостатки наблюдения. Влияние личностных особенностей исследователя при интерпретации данных наблюдения. Стереотипы, эффекты и ошибки.