Деловая игра «Конкуренция фирм»

Научились ли вы радоваться препятствиям?

Завет восточной мудрости

Цель игры. В условиях становления новых экономических отношений, принципиальным признаком которых является свободная конкуренция, необходимо хорошо понимать сущность этого механизма регулирования рынка. Без четкого представ­ления механизма действия конкуренции, зна­ния ее основных законов трудно разобраться во многих важных экономических явлениях и феноменах. Игра дает возможность на прак­тике убедиться как в положительных, так и в отрицательных последствиях действия конку­ренции.

Задачи игры: ознакомить участни­ков с тактикой действий предприятий, выпускающих однородный товар, и различными способами их деятельности в условиях конкуренции; сформировать умение определять структурную политику, рациона­льно распределять экономические ресурсы по разным направлениям их использования, развивать предпринимательские навыки гиб­кого реагирования при изменении внешних условий (спроса, цен и т. п.).

Общие сведения об объекте. Игра моде­лирует производственно-хозяйственную дея­тельность фирмы, специализирующейся на изготовлении одного типа продукции. Моде-

лируется управленческая деятельность совета этой фирмы, которая действует в условиях возможного ограничения рынка потребления, зависимости цены от качества продукции и изменения производственных мощностей.

Упрощения. В игре используются только основные экономические показатели деяте­льности фирмы: количество производствен­ного оборудования, его стоимость, производ­ство продукции, операции со складом, реали­зация произведенной продукции, распределе­ние полученной выручки на материальные за­траты, заработную плату, амортизацию обо­рудования, а также распределение оставшейся прибыли (на приобретение оборудования, расходы на науку и образование, накопле­ние), финансовые активы. В игре не использу­ются многие экономические нормативы, в ча­стности, налоги и другие необходимые отчис­ления.

Регламент игры. Игровое время органи­зовано в виде нескольких производственных циклов (месяцев), между которыми делается аналитическая пауза. Один цикл занимает от 3 до 5 минут в зависимости от подготовлен­ности участников. Общее время на проведе­ние игры - от 2 до 4 часов (при предварите­льной подготовке участников время игры мо­жет быть сокращено до 1,5 часа).

Планируемый результат. В ходе игры участники имеют возможность понять меха­низм действия свободной конкуренции в условиях рыночной экономики на уровне от­дельно взятой фирмы, получить практику рас­четов основных показателей деятельности фирмы, расчета финансовых активов. Воз­можно изменение отношения к конкуренции как только к отрицательному социально-эко­номическому явлению, понимание и отдель­ных положительных моментов ее действия.

Социально-экономическая модель (ха­рактеристика объекта). Небольшая произ­водственная фирма занята выпуском спортив­ной обуви - кроссовок, которые пользуют­ся устойчивым повышенным спросом населе­ния. Фирма располагает всем необходимым для производства 1000 пар кроссовок за один цикл (ежемесячно). На начало игры на складе фирмы есть определенный запас нереализо­ванной продукции, который был сделан в рас­чете на повышение цен. Фирмой руководит совет, принимающий решения, которые под­писывает ее руководитель.

Предыстория. В течение ряда лет фирма была монополистом на рынке спортивной обуви, производимой в данной регионе (при этом не учитывается импорт). Обстановка усложнилась в прошлом производственном цикле в связи с тем, что в городе появилось еще несколько фирм, которые занялись тем же производством - выпуском спортивной, обуви типа кроссовок.

Состав ролей. Во главе фирмы стоит ру­ководитель (президент), который организует заседание совета фирмы, координирует дея­тельность остальных главных специалистов, принимает окончательное решение в случае появления разногласий между ними. Главный бухгалтер следит за состоянием расчетного счета в банке (накопления), учитывает фи­нансовые активы фирмы, участвует в распре­делении прибыли, полученной фирмой. Глав­ный экономист следит за производством, на­личием и приобретением оборудования. Ме­неджер по сбыту следит за складскими запаса­ми и занимается реализацией произведенной продукции.

Во время заседания совета фирмы каждый главный специалист высказывает свою точку

зрения, информирует совет о состоянии тех показателей, за которые он отвечает. Общей целью совета фирмы является получение мак­симальной прибыли по итогам нескольких производственных циклов и максимально возможные финансовые активы в конце игры. Правила игры. Все фирмы производят один и тот же вид товара и находятся в рав­ных стартовых условиях. Различие между фирмами появится и будет результатом обра­за действий, избранного самой фирмой в процессе игры, что скажется на возможности выпуска продукции (производственные мощ­ности, оборудование), качестве и цене про­дукции, а также на распределении имеющих­ся у фирмы средств.

Примечание. Возможны другие ва­рианты правил игры: а) установление различных стартовых условий для разных фирм путем варьирова­ния таких показателей, как первоначальное количество оборудования, первоначальные складские запасы и денежный капитал, при этом желательно, чтобы общие финансовые активы фирм (суммарная величина стоимо­сти оборудования, складских запасов и де­нежных средств) были одинаковыми для всех фирм;

б) использование неравных стартовых ус­ловий, когда финансовые активы одних фирм значительно превосходят активы других (по одному показателю или сразу по всем). Такая ситуация имитирует конкуренцию крупных и мелких фирм.

Критерии оценки деятельности игро­ков. Деятельность игровой группы оценива­ется по общим итогам игры. Точно так же оценивается игровая деятельность отдельных

участников команды - по их вкладу в общий успех фирмы. Отдельно могут быть оценены сплоченность и взаимопонимание команд, желание и умение помочь друг другу.

Представление ролей. Необходимая для игроков информация предъявляется в виде должностных инструкций.

Формы взаимодействия игроков. Вну­три группы участники взаимодействуют уст­но, высказывая свои аргументы вслух, но при этом подтверждая свои выводы расчетами, основанными на экономических нормативах игры. Решение совета фирмы оформляется письменно отчетом, который хранится в те­чение всей игры. Общение между командами не предусматривается.

Возможно использование компьютера с электронной таблицей, которая помогает про­изводить расчеты.

Действия игроков. При переходе к сле­дующему циклу фирма может изменить ос­новные показатели экономической деятель­ности, включая:

1) объем производимой продукции (за счет приобретения дополнительного обору­дования);

2) количество оборудования (путем выде­ления денежных средств на его приобрете­ние);

3) объем реализуемой продукции (за счет складирования произведенной продукции или ее продажи со склада);

4) качество продукции (путем вложения дополнительных средств в научные разработ­ки и образование рабочих);

5) количество денежных средств (имею­щихся на счетах фирмы в банке).

При наличии нескольких альтернатив важ­но понимать, что все изменения могут прово-

диться при условии соблюдения общего ба­ланса - оборудования, продукции и денеж­ных средств, т.е. любые расходы должны быть в пределах имеющихся у фирмы средств.

Решение фирмы изменяет ее производст­венные возможности и финансовое положе­ние, т. е. реализуется «цепочка решений».

Игровой цикл. Игра осуществляется по­следовательно по производственным циклам, причем решения, принятые фирмой или ее президентом об использовании оборудова­ния, выпущенной продукции и денежных средств, действуют в течение всего цикла, т. е. на протяжении одного цикла показатели эко­номической деятельности фирмы остаются неизменными. В завершении каждого цикла координатор публично объявляет сведения о прибыли, полученной каждой фирмой, а так­же о ее финансовых активах. В дальнейшем циклы повторяются по той же схеме.

В процессе игры после очередного цикла присуждается место каждой фирме, исходя из прибыли, полученной за этот период, и об­щих финансовых активов фирмы. Желатель­но использовать и тот и другой показатель, так как первый характеризует эффектив­ность, прибыльность деятельности фирмы в течение одного цикла, тогда как второй дает представление о суммарном эффекте деятель­ности за все предыдущие циклы.

Окончание игры возможно по завершении любого цикла, однако желательно, чтобы об­щее число циклов было не менее 3-4, так как координатор должен сообщить играющим об окончании игры перед двумя последними циклами с тем, чтобы участники могли выра­ботать тактику действий.

База данных. Исходные данные каждой фирмы и нормативы по производству обуви:

Катализаторы (управляемое эмоцио­нальное напряжение). Координатор имеет право изменять в ту или иную сторону на 10-20% базовую цену продукции стандартно­го качества, ограничивать общий объем заку­пок продукции фирм в очередном цикле, чем имитируется случайное изменение конъюнк­туры рынка.

Координатор может ограничить объем за­купок продукции фирмы, не повышающей ка­чество своего товара, о чем уже упоминалось выше.

Руководство для координатора игры. В процессе игры каждая фирма составляет и ведет отчет о своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: